Методы исследования в клинической психологии




Этапы психологического исследования (на примере диагностики синдрома Корсакова. «мореход»).

1. Формулирование проблемы (вопрос о причинах или факторах, определяющих существование или специфику того или иного явления).

2. Выдвижение гипотезы (предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме).

3. Проверка гипотезы на эмпирическом материале.

4. Интерпретация результатов проверки.

О методах говорят в связи с третьим этапом.

Основных методов два: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях.

Эксперимент – способ выявления причинно-следственных связей.

Тестами называют наборы задач и вопросов, дающие возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития. От других методов исследования тесты отличаются тем, что они предполагают четкую процедуру сбора и обработки данных, а также особые приемы их последующей интерпретации. Полученные результаты всегда сопоставляют с аналогичными результатами контрольной группы.

Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует на обследование, т.е. постановку психологического диагноза.

Уровни психологического диагноза как основной цели диагностики:

- первый – симптоматический (эмпирический) диагноз; он ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков);

- второй – этиологический диагноз; учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения;

- третий – типологический диагноз; определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Моделирование

Метод анализа продуктов деятельности

Детский рисунок

Творчество душевнобольных Патологический рисунок можно рассматривать как источник медицинской информации, т.к. существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической деятельности и творческими особенностями.

Рисункам душевнобольных присуща нарушенная пропорция. Так называемые диспропорции и деформация могут определяться специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е. могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм).

В рисунках больных шизофренией часто отмечается стереотипия, т.е. повторение мотивов, направлений, интервалов, форм, цвета.

Если стереотипное повторение изображения имеет монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей – это, скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга. При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная. Но надо учитывать модернистские течения (значимость критериев снижается).

Метод беседы

Большее значение в медицине придается беседе с пациентом. Беседа – это выяснение при помощи системы специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека.

Анамнез (греч. – воспоминание) – сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от него самого (субъективный) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез).

Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получения ответов на определенные и обычно заранее подготовленные вопросы. Большинство клиницистов отдают предпочтение менее валидным, но при этом более естественным, частично стандартизированным видам беседы. Свободное интервью дает много полезных сведений косвенным образом, обеспечивает лучший психологический контакт с больным, отличается высоким психотерапевтическим потенциалом.

Диагностическое интервью:

- создание дружеской атмосферы, привлечение пациента к сотрудничеству, установление контакта;

- нейтральные вопросы, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов;

- вопросы общего характера, выясняющие главные события его жизни и деятельности;

- специальные вопросы, обусловленные задачами интервью.

Именно последняя группа вопросов касается внутреннего мира человека, и исследователь часто сталкивается с сильным психологическим барьером, проявляющемся в нежелании вообще давать ответы или в стремлении отвечать расплывчато, неопределенно.

Необходимо использовать косвенные, проективные вопросы.

Прямой вопрос - Вы боитесь грозы?

Косвенный вопрос - Что вы делаете, когда бывает гроза?

Проективный вопрос – Как вы думаете, большинство людей боится грозы? (+ Ну а как вы?).

Проективные вопросы отличаются проблематичным значением, и часто при ответе на них пациент спонтанно (самопроизвольно) присоединяет комментарий о себе.

Суггестивные вопросы, уже своей формулировкой подсказывают ответ «Ты любишь папу?»

«А что ты мне расскажешь о папе?»

«Вы с учительницей понимаете друг друга или у тебя с ней бывают недоразумения?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: