Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России




Специальность

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по

ПМ 01. Управление ведением домашнего хозяйства

на тему: Проблемы развития ЖКХ в РФ.

Выполнил

студент 3 курса Тимшин Денис Юрьевич

Проверил

Преподаватель

специальных дисциплин Мартынова Анна Александровна

Оценка после защиты

__________________

 

 

Киров

Содержание

 

Введение. 3

1 Особенности регулирования жилищно-коммунального хозяйства России и его особенности в современных условиях. 5

1.1 Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России. 5

1.2 Направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России 7

2 Проблемы регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства и возможные пути их решения. 12

2.1 Рейтинг проблем в жилищно – коммунальном хозяйстве. 12

2.2 Повышение качества управления ЖКХ.. 16

Заключение. 22

Список литературы.. 24

 


Введение

 

В последние годы проблема функционирования ЖКХ, стала объектом пристального внимания. Усугубляет ситуацию тот факт, что серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Кроме того, наблюдается ухудшение технического и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуют отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов.

Социальная значимость жилищно-коммунальных услуг обуславливает необходимость обеспечения эффективного воспроизводственного процесса в отрасли. Но в современных условиях этот процесс сосредоточивает внимание на наиболее острых и болезненных проблемах развития данного сектора: нарастающий износ основных фондов системы ЖКХ, снижение качества услуг, увеличение доли расходов населения на их оплату и др. Данные проблемы подчеркивают необходимость в реформировании жилищно-коммунального комплекса, который должен обеспечивать необходимыми условиями жизнедеятельности людей.

Развитие рыночных механизмов в жилищно-коммунальной сфере имеет ряд особенностей. Одна из наиболее существенных заключается в том, что жилищно-коммунальные услуги носят как рыночный, так и нерыночный характер, здесь требуется избирательный подход при внедрении рыночных механизмов в эту сферу в зависимости от экономического содержания жилищно-коммунальных услуг.

Все эти изменения происходят в условиях недостаточно проработанного и обоснованного в теоретическом и практическом аспектах подхода к управлению хозяйством и сферой жилищно-коммунальных услуг.

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования, а также необходимостью выработки путей модернизации и поступательного развития.

Цель настоящей работы заключается в комплексном исследовании проблем в сфере ЖКХ.

Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России;

- проанализировать направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России;

- изучить проблемы регулирования жилищно-коммунальной сферы;

- выявить механизмы совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом.

Объектом исследования в данной работе выступает жилищно-коммунальное хозяйство.

Предметом исследования в работе являются механизмы государственного регулирования деятельности в жилищно-коммунальной сфере, основные тенденции развития жилищной политики.

 


Особенности регулирования жилищно-коммунального хозяйства России и его особенности в современных условиях

 

Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России

 

Историческое развитие организационно-правовых форм органов управления жилищно-коммунальным хозяйством показывает наличие нескольких этапов.

С 60-х до 90-х гг. XX в. в управлении ЖКХ выделялся пятизвенная структура, которая представляла собой подчинение органов отраслевой компетенции исполкомам местных Советов по горизонтали, с централизацией управления по вертикали. Данная система ЖКХ отличалась стабильностью и устойчивостью, а так же позволяло проводить единую техническую политику в отрасли. Недостатком данного управления можно назвать финансирование по остаточному принципу, а также слабо выраженная обратная связь [10, с. 125].

Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом современного реформирования ЖКХ по мнению большинства аналитиков следует признать 4 июля 1991 года, когда был принят Федеральный закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Целью Закона являлось «…создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда». На основе идеологии этого закона была сформулирована парадигма реформы ЖКХ, принималось множество других законов, решений, указов, постановлений различных уровней государственной власти, утверждались проекты, комплексы мероприятий, создавались соответствующие структуры и т.п. Отсутствие проработанного механизма решения текущих жилищно-коммунальных проблем поставило вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.

Такой мерой стало принятие закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», вступившего в силу 21.01.1993г., которым определялись основные общие начала правового регулирования жилищных отношений.

В конце первого этапа реформы ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне республики, края, области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших функции государственного управления и хозяйствования, пришли Министерства, Комитеты, Департаменты, выполняющие исключительно функции управления. В соответствии с новым законодательством изменились и их задачи.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» к 1998 г. отрасль ЖКХ должна была перейти на полную самоокупаемость. Однако в дальнейшем данный срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г.-с 10 до 15 лет. Данное обстоятельство повлияло на состояние финансирования отрасли [4, с. 56].

Второй этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начинается принятием в 1997 году «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», цель которой заключалась в: обеспечении условий проживания, отвечающим стандартам качества; снижении издержек производителей услуг и соответственно тарифов; смягчении для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования [2, с. 23].

Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начинается с принятием ЖК РФ, установившим три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья [2, с. 46].

Таким образом, реформы жилищно-коммунальной отрасли прошли три этапа, которые имели свои особенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: