Направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России




 

Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль государства в формировании жилищно-коммунальной политики и принятии пакета законов о доступном жилье и модернизации коммунальной инфраструктуры. Проблема обеспечения населения доступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Темпы и результаты реформирования ЖКХ за последние 20 лет не в полной мере удовлетворяют многих граждан Российской Федерации.

Главным позитивным результатом реформы ЖКХ 1992-2012 годов следует признать неоспоримый факт: жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации в основном функционирует устойчиво. И это дорогого стоит. Масштабность, сложность и важность этого сектора российской экономики трудно переоценить. Он включает в себя жилищный фонд общей площадью 3,3 млрд. кв.м., превышающий 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. Это 3,2 млн. многоквартирных домов, как правило, благоустроенных: водопроводом – на 74,2%, канализацией – 70%, центральным отоплением – 75%, ванными – 64,4%, горячим водоснабжением – 61%, газом — 65,2% [14, с. 67].

Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя также 4,2 млн. объектов инженерной инфраструктуры. В ее составе 84435 отопительных котельных, 26968 центральных тепловых пунктов, 197440 километров тепловых сетей, 1340 электросетевых организаций, 447024 километра электрических сетей, а также множество электростанций и подстанций, отопительно-производственных котельных, имеющих в той или иной степени отношение к теплоснабжению населения. Кроме этого, в системах жизнеобеспечения населения эксплуатируется более 600 тыс.км. водопроводных и канализационных сетей, потребляется около 20% энергоресурсов страны, (угля - более 13 млн. тонн, жидкого топлива - 4 млн. тонн), обеспечивается северный завоз топлива в труднодоступные районы [17, с. 89].

Стоимость основных фондов ЖКХ составляет 2,5 трлн. руб. (около трети основных фондов страны). В отрасли работает более 34 тысяч предприятий и организаций, около 2,5 млн. человек, предоставляющих населению страны 23 вида жилищно-коммунальных услуг, формирующих среду обитания человека. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает большое влияние на макроэкономическую ситуацию в стране: объем услуг в 2012 году превысил 4 трлн. рублей, что составляет около 8% ВВП. В бюджетах муниципальных образований расходы на ЖКХ составляют от 30% до 40% и более. Значительная часть муниципальных средств направляется на неотложные нужды по модернизации, ремонту жилищного фонда и коммуникаций, замене трубопроводных сетей, теплоэнергетического оборудования и насосных станций, благоустройству территорий.

Обладая таким огромным национальным богатством, мощным энергетическим, техническим, кадровым потенциалом, государство за годы реформ могло бы более успешно решить одну из главных социальных задач – обеспечение своих граждан доступным и комфортным жильем.

Достойное жилье, жилищно-коммунальные услуги, в полной мере удовлетворяющие потребительские запросы людей, определяют социально-экономические показатели уровня и качества жизни населения. Главными мерилами комфортности, благоустроенности жилья является их качество, надежность, безопасность и доступность [14, с. 90].

В соответствии с Конституции Российской Федерации государство провозглашает высшей ценностью человека, признает за каждым россиянином права на определенные жизненные стандарты, создает условия, «обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7), а также «условия для осуществления права на жилище» (ст.40) [1,с. 23].

Как показала практика, реализовать эти обязательства в достаточной степени государству в жилищной и коммунальной сферах за годы реформ не удалось. Анализ эффективности законодательства, нормативных правовых актов, федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных для реализации в жилищно-коммунальном хозяйстве за годы реформ, заслуживает отдельного тщательного изучения. Без выполнения этой исключительно важной и крайне необходимой работы, реально оценить сегодняшнее состояние отрасли, проблемные места, понять причины снижения темпов ее реформирования, невозможно. Очевидно, что реформирование ЖКХ в заданном режиме требует корректировки, иначе оно может привести его к застою, а общенародное мнение о «черной дыре» ЖКХ как «отстойнике нерешаемых проблем» не изменится [2, с. 65].

Следует отметить, что в каждом муниципальном образовании разрабатывается собственная экономически и социально обоснованная программа реформирования ЖКХ, которая учитывает местную специфику и направлена на осуществление перехода на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда.

Следует отметить, несмотря на проводимые реформы как на местном, так и на федеральном уровне сегодня ситуация в жилищно-коммунальной сфере резко ухудшилась, дискуссия о необходимости ее настоящего реформирования и модернизации, о снижении тарифов, повышении качества и доступности услуг приобрела особую остроту. Эта тема становится центром внимания не только дворовых собраний граждан, но и федеральных органов государственной власти. Горячие споры по этому поводу не сходят с экранов телевизоров и со страниц печатных СМИ. Ее используют в своей риторике лидеры различных политических и общественных объединений. В ряде городов проводятся акции социального протеста [4, с. 90].

В 2013 г. президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках совещаний по ключевым вопросам экономики и социальной политики констатировал, что ситуация в жилищно-коммунальной сфере не улучшается. При этом президент считает: «Люди должны платить за реально потребляемые услуги, и эти услуги должны быть качественными».

Проблемы качества и доступности жилищно-коммунальных услуг всегда беспокоили граждан Российской Федерации. С одной стороны, они были недоступны значительной части населения страны - по причине отсутствия должного благоустройства жилья или его аварийного, ветхого состояния и высоких тарифов. По данным Росстата, до настоящего времени 20% - 35% россиян лишены тех или иных жилищно-коммунальных услуг, а у 61% они не всегда надежны, стабильны и безопасны. При этом 15%-18% семей не могут оплачивать предоставляемые жилищно-коммунальные услуги из-за их высокой стоимости. Сегодня многие жители (в некоторых поселениях более половины) не только малых городов и сел лишены централизованного водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения и других «благ цивилизации». Но и в больших городах (таких как Вологда, Чебоксары, Псков, Тамбов, Сочи и т.д.) люди долгие годы ждут, например, доступную чистую пресную воду или природный газ. По данным Роспотребнадзора в целом по стране привозную воду в качестве питьевой воды в 2012 году использовали 683 901 человек, проживающих в 1571 населенном пункте 44 субъектов Российской Федерации. Санитарным нормам не соответствуют 42% наземных источников, 32% водопроводов не имеют комплексов очистки. Из-за этого 50 млн. чел. (35% населения страны), более половины регионов России, потребляют некачественную воду. Это является причиной 80% заболеваний граждан. Поэтому отравления или другие заболевания граждан по причине подачи в сеть недоброкачественной воды стали угрожающе частыми явлениями. Это значит, что системы жизнеобеспечения населения страны функционирует недостаточно эффективно, не удовлетворяют спрос граждан на жизненно необходимые доступные и качественные жилищно-коммунальными услуги [17, с. 54].

Таким образом, необходимо реализовывать указанные направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России, в целях совершенствования ЖКХ как отрасли.

Рассмотрев особенности регулирования жилищно-коммунального хозяйства России можно сделать вывод, что в ходе проводимой жилищной реформы изменился подход к сфере жилищной политики, системе управления ЖКХ, ее правовой регламентации.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: