НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» сформировал рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства за I квартал 2016 года. Рейтинг сформирован по итогам обращений граждан в общественные приемные, работающие в 72 субъектах РФ. Всего в эти приемные за I квартал обратились 8644 человека.
За год в сфере ЖКХ произошли определенные изменения. Самое главное – снижается накал страстей вокруг темы капитального ремонта. Процент обратившихся по этой теме за год упал более чем на 5 %, а сама тема в рейтинге переместилась со 2-го места в I квартале 2015 года на 5 место в 2016 году. Также существенно снизилось количество обращений по теме «начисление платы за ЖКУ» (на 8,5 %), хотя сама эта тема и в 2015 и в начале 2016 года неизменно занимала I место в рейтинге. Серьезно вырос процент обращений по теме «качество коммунальный ресурсов», хотя, на наш взгляд, этот факт обусловлен сезонными факторами и связан, главным образом, с проблемами прохождения отопительного сезона 2015-2016 года (в IY квартале 2015 года тема качества коммунальных ресурсов оказалась на первом месте). Незначительно выросло количество обращений по вопросам управления МКД. При этом тема «управление МКД» и в 2015 и в 2016 году неизменно занимала 3 место, а «неудовлетворительное состояние МКД» переместилось с 5 на 4 место. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что институт лицензирования, заработавший с 1 мая 2015 года, пока не принес ожидаемых результатов».
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2016 года отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Проблемы волнующие граждан в 2016 году
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений | % от количества обращений |
Начисление платы за ЖКУ | 18,5 | ||
Качество коммунальных услуг | 17,4 | ||
Управление МКД | 17,1 | ||
Неудовлетворительное состояние МКД | 13,4 | ||
Капитальный ремонт | 9,8 | ||
Неудовлетворительное придомовое благоустройство | 5,4 | ||
Проблемы с приборами учета | 2,7 | ||
Аварийное и ветхое жилье | 1,5 | ||
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти | 1,4 | ||
Иные | 12,8 | ||
ИТОГО: |
I. Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
• проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
• перерасчеты;
• формирование платежных документов;
• дополнительные платежи;
• в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 662 обращения (7,7 % от всего объема).
II. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
III. Управление МКД включает следующие проблемы:
• управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
• законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
• раскрытие информации управляющими организациями;
• лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – 129 обращений (1,5 % от всего объема)
• проведение общих собраний собственников – 236 обращений (2,7 % от всего объема):
— проблемы при проведении;
— проблемы исполнения принятых решений
— и другие.
IV. Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
• ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
V. Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
• сроки проведения капитального ремонта;
• качество проведения капитального ремонта;
• размер взноса на проведение капитального ремонта;
• отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
VII. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
• приобретения;
• установки;
• эксплуатации.
VIII. Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
• с признанием многоквартирных домов аварийными;
• со сроками переселения;
• с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
IX. Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
X. Иные темы включают следующие проблемы:
• использование общего имущества многоквартирного дома;
• социальный найм;
• коррупционная составляющая;
• другие.
Насколько изменился рейтинг проблем в 2016 по сравнению с 2015 показано в таблице 2.
Таблица 2 – Изменения рейтинга проблем за 2015-2016 гг.
Тематика проблем, волнующих граждан | % от количества обращений в I квартале 2016 года | % от количества обращений в I квартале 2015 года |
Начисление платы за ЖКУ | 18,5 | 27,04 % |
Качество коммунальных услуг | 17,4 | 13,72 % |
Управление МКД | 17,1 | 14,07 % |
Неудовлетворительное состояние МКД | 13,4 | 9,64 % |
Капитальный ремонт | 9,8 | 15,2 % |
Неудовлетворительное придомовое благоустройство | 5,4 | 3,24 |
Проблемы с приборами учета | 2,7 | 2,3 % |
Аварийное и ветхое жилье | 1,5 | 1,3 % |
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти | 1,4 | 0,8 % |
Иные | 12,8 | 12,69 % |
Сегодня в стране работает 15 тысяч управляющих компаний, общий доход которых составляет 2,5 трлн рублей в год. Транзитные платежи поставщикам коммунальных услуг составляют 2 трлн рублей, а чистая выручка управляющих компаний — 500 млрд рублей (по данным Минстроя России) [1, с. 18]. По словам В. Курмана, руководителя «ЖКХ-Контроль» Орловской области, проанализировавшего, куда идут деньги, собираемые управляющей компанией (УК), 47% средств, то есть половина денег жильцов, идет на обслуживание самой управляющей компании. При этом на текущий ремонт тратится всего 5 — 6%. Жители одного многоэтажного дома за жилищно-коммунальные услуги отдают в год 1,5 млн рублей [1, с. 18].
Многочисленные изменения в системе управления ЖКХ, произошедшие после 1990 года, приводили к противоречивым результатам. С одной стороны, эти изменения отражали процесс развития системы управления,с другой стороны, постоянные реорганизации приводили к неустойчивости системы, поскольку ликвидация прежних структур и создание новых сопровождались дополнительными материальными издержками и зачастую не основывались на детальном теоретическом анализе. Это привело к появлению дисфункций как в объекте управления — в отрасли ЖКХ, — так и в самой системе управления. Сегодня становится очевидным, что для решения задачи долгосрочного устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо перейти на новое качество системы управления ЖКХ, базирующегося на применении принципиально новых форм и механизмов управления.