Основания для формулирования гипотезы




Для формулирования описательной гипотезы можно выделить три основания:

первое основание – операции со знаниями (назовем это основание когнитивной парадигмой);

второе основание – компоненты познавательной деятельности (или по-другому деятельностная парадигма);

третье основание – компоненты готовности (личностно-ориентированная парадигма).

При выдвижении гипотезы следует опираться на одно какое-либо основание и в его логике формулировать все педагогические условия данного исследования, так как каждое основание предполагает выполнение практически одинаковых действий, но с акцентом на разных сторонах образовательной (учебной) деятельности учащихся. Особо следует заметить, что в гипотезе описываются действия субъектов образовательной деятельности (в исследованиях по общеобразовательной школе – это действия учащихся; в исследованиях по начальной школе – это действия младших школьников; в исследованиях по дошкольной педагогике – это действия детей дошкольного возраста; в исследованиях по педагогике дополнительного образования – это действия воспитанников учреждений дополнительного образования; в исследованиях по теории и методике профессионального образования – это действия студентов и т. д.).

Важное примечание. Некорректно формулировать гипотезу, в которой предъявляются требования к субъектам педагогической деятельности (учителям, педагогам, преподавателям). Например, так: что-то достигается, если учитель использует систему упражнений или имеет какую-то разработанную программу. Объясняется данное требованием тем, что в педагогическом исследовании измеряются те изменения (новообразования), которые произошли в субъектах образовательной деятельности (то есть в учащихся, в студентам, в воспитанниках и т. д.) благодаря реализации в педагогическом процессе предлагаемых исследователем педагогических условий.

Первое основание для формулирования гипотезы описательной гипотезы – когнитивная парадигма (операции со знаниями): 1) добывание знаний, 2) переработка знаний, 3) применение знаний, 4) преобразование знаний, 5) накопление знаний, 6) передача знаний.

При выборе данного основания в гипотезе прописываются те действия субъектов образовательной деятельности, которые обеспечивают достижение искомого результата.

Способы добывания знаний:

1) чтение текстов на бумажных носителях (книг, журналов, газет и пр. т. п.) и на электронных носителях (диски, интернет);

2) слушание монологической и диалогической речи;

3) наблюдение явлений, процессов, объектов, предметов окружающего мира, окружающей действительности посредством рассматривания (активности органа зрения), слушания (активности органа слуха), осязания (активности тактильных ощущений), нюхания (активности органа обоняния), пробы на язык (активности органа вкуса);

4) практическая деятельность посредством осознания, осмысления субъектом производимых действий;

5) рефлексивная деятельность – размышление посредством анализа а) процесса и результатов теоретической и практической деятельности, б) личного опыта имеющегося и нового приобретенного;

6) и т. д.

 

Например: 1) …если учащиеся включаются в процесс добывания информации (знаний) посредством (и далее называются те средства, которые исследователь предполагает использовать в процессе формирования у учащихся необходимых знаний); или 2) …если учащиеся включаются в процесс наблюдения (указывается конкретно каких явлений, процессов, объектов, предметов) посредством… (указывается какой орган или какие органы активны в процессе наблюдения) слушания музыки, или разглядывания картин… (природы, живописи и т. д.); 3) если учащимся предлагаются для чтения тексты, содержащие в себе.. (указывается какую конкретно информацию или на какие конкретно темы и т. д.); и т. д.

Способы переработки знаний:

1) запоминание;

2) осмысление;

3) пересказ;

4) анализ;

5) умозаключение;

6) и т. д.

 

Например: 1) …если учащиеся овладевают специальными приемами рационального запоминания (называется какими конкретно); или 2) …если учащиеся сознательно используют в своей учебной деятельности специальные приемы рационального запоминания (называется какие конкретно); или 3) …если учащиеся учатся размышлять о… (указывается, о чем конкретно); или 4) …если учащиеся учатся делать умозаключения (или выводы) на основе своих наблюдений за… (указывается конкретно за какими явлениями, предметами, объектами, процессами); и т. д.

Способы применения знаний:

1) выполнение различных учебных заданий;

2) выполнение поручений;

3) участие в организации каких-либо дел, мероприятий, процессов;

4) умение применять полученные знания в новых ситуациях;

5) проявление активности в использовании полученных (добытых, приобретенных) знаний;

6) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся включаются в выполнение каких-либо (называется конкретно каких) учебных заданий…; или 2) …если учащиеся овладевают умением применять полученные знаний о… (указывается конкретно какие) в новых ситуациях; и т. д.

Способы преобразования знаний:

1) переструктурирование (изменение последовательности информационных блоков);

2) изложение материала в собственной логике;

3) перенос знания в новые ситуации, то есть применение в новых условиях и обстоятельствах;

4) изменение целевой направленности знания;

5) прогнозирование перспектив развития знания;

6) систематизация посредством выделения главных и второстепенных положений;

7) оценка знаний с определенной позиции;

8) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся выполняют задания, стимулирующие развитие умения планировать процесс расширения знаний о… (указать о чем конкретно); или 2) …если учащиеся выполняют комплексы содержательно (или технологически) связанных творческих заданий по темам (или модулям, или направлениям указать конкретно по каким); или 3) …если учащиеся овладевают умением перерабатывать (структурировать/излагать в собственной логике) полученные знания о (указывается какие конкретно) на основе принципа (или какого-либо другого основания) (указывается какого конкретно); и т. д.

Способы накопления знаний:

1) систематизация посредством ранжирования, классификации (группировки по разным основаниям);

2) расширение содержания посредством добывания дополнительной информации о предмете познания;

3) индукция и дедукция;

4) запоминание посредством использования ресурсов произвольной памяти: сравнения, ассоциации, «якорения» («маркирования»);

5) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся овладевают способами группировки информации посредством метода ранжирования; или 2) …если учащиеся овладевают умением самостоятельного добывания дополнительной информации о …(называется конкретный предмет познания); или 3) …если учащиеся овладевают способами запоминания на основе сравнения (указывается чего и как); и т. д.

Способы передачи знаний:

1) устное изложение;

2) письменное изложение;

3) объяснение;

4) пересказ;

5) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся включаются в процесс взаимообъяснения; или 2) …если учащимся предлагается написать другу письмо (или какой-либо документ другого вида – очерк, рассказ, служебную записку, заявление, рекламный листок, информационную листовку и пр. т. п.) с изложением информации о том или ином полученном знании (называется о каком конкретно) и т. д.

Второе основание для формулирования описательной гипотезы – деятельностная парадигма (компоненты познавательной деятельности личности): а) мотивацонный, б) когнитивный, в) деятельностный, г) рефлексивный.

Мотивационный компонент:

1) формирование интереса к познанию (деятельности);

2) стимулирование потребности в познании (в деятельности);

3) осознание личностной или социальной значимости предмета познавательной активности;

4) развитие исследовательского потенциала субъекта (базирующегося на исследовательском инстинкте);

5) и т. д.

Например: 1) …если стимулируется интерес учащихся к познанию (обозначается чего конкретно); или 2) …если стимулируется потребность учащихся в познавательной деятельности в области… (указывается в каком конкретно направлении); и т. д.

Когнитивный компонент:

1) оснащение учащихся знаниями посредством использования всего многообразия познавательных ресурсов (методов, технологий, средств);

2) оснащение учащихся знаниями о способах деятельности (теоретической – познавательной и практической);

3) включение учащихся в процесс добывания знаний;

4) включение учащихся в процесс переработки знаний;

5) включение учащихся в процесс преобразования знаний;

6) включение учащихся в процесс накопления знаний;

7) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся оснащаются знаниями о… (указать какими конкретно); или 2) …если учащиеся включаются в процесс самостоятельного добывания знаний о… (указывается о чем) посредством поисковой деятельности; или 3) …если учащиеся получают знания о (указывается конкретно о чем) в режиме проживания определенной (указывается конкретно какой) технологии (или метода, способа, приема) и т. д.

Деятельностный компонент:

1) включение учащихся в деятельность по применению знаний;

2) включение учащихся в процесс передачи знаний;

3) включение учащихся в практическую деятельность разных видов (трудовую (самообслуживание, отклик на нужду, общественно-полезную), художественную разных видов, экологическую (разные виды взаимодействия с природой), коммуникативную – разные виды взаимодействия с другими людьми);

4) включение учащихся в процесс накопления знаний;

5) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности учащихся в процессе добывания знаний;

6) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности учащихся в процессе переработки знаний;

7) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности учащихся в процессе преобразования знаний;

8) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности учащихся в процессе накопления знаний;

9) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности учащихся в процессе передачи знаний;

10) и т. д.

Например: 1) …если учащихся выполняют задания, требующие от них творческого применения полученных в новых для них ситуациях… (указывается, в каких конкретно); 2) …если учащиеся овладевают способами передачи полученных (или добытых самостоятельно или с помощью какого-либо другого человека) знаний о… (указывается конкретно каких); или 3) …если учащиеся выполняют задания, требующие от них приобретения дополнительных знаний о… (указывается, о чем конкретно) или дополнительной информации о… (указывается, о чем конкретно); и т. д.

Рефлексивный компонент:

1) анализ процесса и результатов деятельности;

2) оценка процесса и результатов деятельности;

3) самооценка процесса и результатов собственной деятельности;

4) самооценка своих поведенческих проявлений;

5) самоанализ системы отношений с окружающим миром;

6) самоанализ своего эмоционального состояния;

7) анализ эмоционального состояния других окружающих людей;

8) анализ поведенческих проявлений других окружающих людей;

9) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся систематически анализируют качество процесса своей деятельности… (указывается в каком конкретно направлении); или 2) …если учащиеся систематически анализируют результаты своей деятельности… (указывается какой конкретно); или 3) …если у учащихся развивается способность (готовность) к самооценке процесса (или результатов) собственной деятельности (указывается какой конкретно); и т. д.

Третье основание для формулирования гипотезы описательной гипотезы – личностно-ориентированная парадигма (компоненты готовности); а) потребность, б) способность, в) решимость.

Потребность (все позиции, обозначенные в содержании мотивационного компонента познавательной активности личности (см. Второе основание – деятельностную парадигму – формулирования гипотезы):

1) формирование интереса к познанию (деятельности);

2) стимулирование потребности в познании (в деятельности);

3) осознание личностной или социальной значимости предмета познавательной активности;

4) развитие исследовательского потенциала субъекта (базирующегося на исследовательском инстинкте);

5) и т. д.

Например: 1) …если стимулируется интерес учащихся к познанию (обозначается чего конкретно); или 2) …если стимулируется потребность учащихся в познавательной деятельности в области… (указывается в каком конкретно направлении); и т. д.

Способность (все позиции, обозначенные в содержании когнитивного и деятельностного компонентов познавательной активности личности (см. Второе основание формулирования гипотезы):

1) оснащение учащихся знаниями посредством использования всего многообразия познавательных ресурсов (методов, технологий, средств);

2) оснащение учащихся знаниями о способах деятельности (теоретической – познавательной и практической);

3) включение учащихся в процесс добывания знаний;

4) включение учащихся в процесс переработки знаний;

5) включение учащихся в процесс преобразования знаний;

6) включение учащихся в процесс накопления знаний;

7) включение учащихся в деятельность по применению знаний;

8) включение учащихся в процесс передачи знаний;

9) включение учащихся в практическую деятельность разных видов (трудовую (самообслуживание, отклик на нужду, общественно-полезную), художественную разных видов, экологическую (разные виды взаимодействия с природой), коммуникативную – разные виды взаимодействия с другими людьми);

10) включение учащихся в процесс накопления знаний;

11) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности личности в процессе добывания знаний;

12) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности личности в процессе переработки знаний;

13) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности личности в процессе преобразования знаний;

14) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности личности в процессе накопления знаний;

15) стимулирование деятельностной активности и самостоятельности личности в процессе передачи знаний;

16) и т. д.

Например: 1) …если учащиеся оснащаются знаниями о… (указать какими конкретно); или 2) …если учащиеся включаются в процесс самостоятельного добывания знаний о… (указывается о чем) посредством поисковой деятельности; или 3) …если учащиеся получают знания о (указывается конкретно о чем) в режиме проживания определенной (указывается конкретно какой) технологии (или метода, способа, приема) и т. д.

а также, 4) …если учащихся выполняют задания, требующие от них творческого применения полученных в новых для них ситуациях… (указывается, в каких конкретно); 5) …если учащиеся овладевают способами передачи полученных (или добытых самостоятельно или с помощью какого-либо другого человека) знаний о… (указывается конкретно каких); или 6) …если учащиеся выполняют задания, требующие от них приобретения дополнительных знаний о… (указывается, о чем конкретно) или дополнительной информации о… (указывается, о чем конкретно); и т. д.

Решимость:

1) направленность личности на деятельность;

2) устремленность к деятельности;

3) активность в деятельности;

4) инициативность в деятельности;

5) стимулирование к деятельности других;

6) и т. д.

Например: 1) …если деятельность учащихся организуется в направлении (указывается конкретно в каком); 2) …если стимулируется проявление учащимися инициативность посредством… (указывается используемые для решения этой задачи конкретные способы, методы, средства, технологии и т. д.) или на основе принципа… (указывается какого конкретно); 3) …если стимулируется деятельностная активность учащихся посредством (указывается какими конкретно средствами); и т. д.

Методические рекомендации по формулированию гипотезы
с использованием предложенных оснований

1 шаг – выбор основания для формулирования гипотезы. Для этого из трех предложенных оснований выбирается какое-либо одно, руководствуясь, например, особенностями темы исследования, или структурой ключевого понятия, или собственными предпочтениями автора исследования. Например, если в теме заявлено формирование у младших школьников готовности, то формулировать гипотезу целесообразнее в личностно-ориентированной парадигме; если исследование ориентировано на развитие познавательной деятельности учащихся, то в качестве основания можно выбрать когнитивную парадигму; если согласно теме предполагается формирование у младших школьников различных аспектов базовой культуры личности, то при формулировании гипотезы правомерно опираться на деятельностную парадигму.

2 шаг – выбор позиций для формулирования каждого конкретного педагогического условия. Для этого из каждого компонента каждого основания выбирается одно-два (но в совокупности не более четырех) условий4

3 шаг – наполнение каждого условия содержанием, соответствующим ключевому понятию (предмету) исследования.

Показателем качества сформулированной гипотезы является наличие в каждом педагогическом условии фраз, слов, формулировок, связанных с темой научного исследования. Другими словами, по содержанию гипотезы должна быть понятна тема исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: