ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР




СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л. Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6-7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.

В 40-х годах Л. Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объем ее выборки — примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых (см. Bender L. А Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use, АОА, NY, 1938).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ

С целью проверки надежности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения тестирования была максимально приближена к той, которая описана в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер. В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надежности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.

Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.

Как пользоваться таблицами возрастных норм

Результат копирования ребенком каждой конкретной фигуры следует соотнести с представленными в первой колонке соответствующей таблицы типами воспроизведения. Определив, к какому типу относится рисунок ребенка, нужно посмотреть, что стоит в ячейке таблицы, находящейся на пересечении строки данного типа и столбца, соответствующего хронологическому возрасту ребенка. Если в ячейке находятся процентные значение, то можно утверждать, что результат находится в пределах возрастной нормы. Само значение указывает на то, какой процент детей этого возраста показал такой же результат. Если в ячейке находится «+» или «–», это означает, что данный тип воспроизведения не характерен для детей такого возраста («+» соответственно означает опережение возрастных норм, а «–» — задержку).

По таблицам следует проверить каждую воспроизведенную ребенком фигуру. При этом следует учитывать, что примерное соответствие показателей по всем стимульным фигурам является неплохим косвенным индикатором надежности результатов, а резкое рассогласование в большинстве случаев обнаруживает влияние на результат каких-либо побочных факторов и требует сбора дополнительной информации для интерпретации. Так, например, может проявляться влияние стресса, создаваемого ситуацией тестирования, утомления, отвлечения внимания и пр. Таблицы возрастных норм рекомендуется использовать для детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также для детей с задержкой психического развития.

Для удобства формирования общего представления о возрастных нормах в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер приводится таблица наиболее часто встречающихся изображений каждой фигуры для каждого возраста.


Фигура А Таблица 1

 

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 77% 15% - - - - - - - -
2 Тип - фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают образец (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся) 15% 45% 14% - - - - - - -
3 Тип - две окружности, распо­ложенные вдоль горизонталь­ной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким образом, что напоминает четырехугольник; фигуры нередко перекрываются + 19% 50% 10% 18% - - - - -
4 Тип - четко прорисованы круг и четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + 16% 13% 6% - - - - -
5 Тип - четко прорисованы круг и диагонально ориентирован­ный четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + + 12% 34% 23% 26% - - -
6 Тип - круг и четырехугольник правильно ориентированы и соприкасаются + + + 57% 40% 68% 57% 50% 83% 70%
7 Тип "полностью успешное во­спроизведение" - правильная структура, ориентация паттер­на, а также размеры фигур + + + + + + + 41% 14% 25%

 

 

Фигура 1 Таблица 2

 

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 75% - - - - - - - - -
2 Тип - горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов + 18% - - - - - - - -
3 Тип - серия горизонтально расположенных кружочков; их число, размер или расстояние между ними могут варьировать + 50% 13% - - - - - - -
4 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки + 18% 41% 42% 35% 30% 35% - - -
5 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к образцу + + 35% 51% 40% 45% 37% 28% 32% -
6 Тип - паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно + + + + 10% 18% 27% 70% 67% 72%
7 Тип - в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов + + + + + + - + + + 25%

 


Фигура 2 Таблица 3

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 92% - - - - - - - - -
2 Тип - серии горизонтально или вертикально ориентирован­ных кружочков или просто множество кружочков + 67% 32% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии тщательно прорисованных кру­жочков; серии повторены три или более раз в вертикальном направлении; в отдельных слу­чаях такой паттерн покрывает всю страницу + 22% 60% 34% 14% - - - - -
4 Тип - вертикальные колонки из трех маленьких кружочков; колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении; отсутствуют попытки наклонить колонки + + + 62% 50% 62% 30% 15% 27% -
5 Тип - горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, сос­тавленных из маленьких кру­жочков, плюс попытка накло­нить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определенный наклон) + + + + 10% 26% 36% 32% 38% -
6 Тип - правильный наклон каж­дой вертикальной колонки, при­чем паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию + + + + + 10% 23% 35% 34% 30%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизи­тельно равно образцу + + + + + + + 15% 10% 70%

Фигура 3 Таблица 4

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 95% 20% - - - - - - - -
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек + 42% 20% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии точек + 23% 26% - - - - - - -
4 Тип - точка и серии точек, составляющих прямые линии; использованы маленькие кружочки вместо точек; линии постепенно удлиняются; число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна; варьирует дистанция между линиями + + 38% 37% 26% 30% 24% - - -
5 Тип - точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги; первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное; последние две дуги могут быть почти прямыми; число дуг соответствует образцу + + 16% 50% 52% 42% 50% 28% 28% -
6 Тип - точка и серии точек, сос­тавляющих закономерно увели­чивающиеся углы; число точек в каждом последующем угле уве­личивается; последний угол мо­жет сглаживаться почти до дуги + + + + 14% 26% 20% 40% 50% 18%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 28% 12% 80%

 

Фигура 4 Таблица 5

 

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 70% 30% - - - - - - - -
2 Тип - две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты 25% 45% 12% - - - - - - -
3 Тип - две незамкнутых дуги, расположенных по горизонтали; могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой; верхняя дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут); фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь + 20% 56% 22% 28% - - - - -
4 Тип - наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата + + 34% 56% 42% 27% 23% - - -
5 Тип - первая фигура - хороший открытый квадрат; вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали + + + 22% 22% 25% 50% 15% 45% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур + + + + + 42% 19% 83% 55% 100%

 


Фигура 5 Таблица 6

 

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 80% 20% - - - - - - - -
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек + 20% - - - - - - - -
3 Тип - широкая открытая дуга и отрезок прямой; фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии + 50% 20% 12% - - - - - -
4 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек; отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия + + 42% 25% 44% 37% 31% - - -
5 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу; отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже зеркализация) + + 20% 58% 54% 52% 53% 22% 26% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов + + + + + + 14% 78% 58% 100%

 


 

Фигура 6 Таблица 7

 

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 15% - - - - - - - -
2 Тип - две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые + 53% 22% - - - - - - -
3 Тип - две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом) + 18% 10% 10% - - - - - -
4 Тип - две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом + + 42% 90% 70% 64% 67% 73% 30% -
5 Тип - две синусоиды, длина которых примерно соответствует образцу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым или косым углом + + + + 28% 27% 28% 25% 60% 45%
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + + 10% 45%

 


Фигура 7 Таблица 8

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 28% 15% - - - - - - -
2 Тип - два кружка перекры­ваются, касаются или не касаются друг друга; обычно они расположены горизон­тально, но иногда и друг под другом + 60% 31% - - - - - - -
3 Тип - две неправильных замкнутых фигуры, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые); фигуры близки, но не перекрываются + + 42% 30% 17% 20% 22% - - -
4 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся много­угольники (не прорисованы 2-3 угла); фигуры соприкасаются или перекрываются, но не в соответствии с образцом + + + 54% 53% 48% 50% 10% 24% -
5 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шести­угольники; одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована + + + + 17% 24% 16% 60% 54% 10%
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 19% 17% 90%

 

Фигура 8 Таблица 9

Описание Возраст
                  >12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 20% - - - - - - - -
2 Тип - две неправильные окружности, одна внутри другой + 50% 15% - - - - - - -
3 Тип - попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в ее центре + 25% 45% - - - - - - -
4 Тип - внешняя фигура имеет относительно четко прори­сованные углы (могут быть 4, 5, 6 углов), тогда как внутрен­няя фигура воспроизведена как окружность + + 26% 52% 45% 51% 48% - - -
5 Тип - более или менее качественно воспроизведенный шестиугольник, внутри которого расположен ромб + + + 40% 40% 44% 40% 42% 54% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна + + + + + + 10% 48% 34% 100%

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: