ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ




Л.С. Выготский говорил, что нужно «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования» [4].
Изучая проблему развития эмпатии, как одну из ведущих задач современной гуманистической педагогики, необходимо отметить, что развитию данной способности у детей посвящены многие теоретические исследования в области дошкольной педагогики.
Однако анализ существующей практики организации социально-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствуют об отсутствии целостной системы создания педагогических условий направленных на развитие эмпатии старших дошкольников, несмотря на существование различных методик.
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [2].
Придерживаясь определения В.И. Андреева, можно сформулировать соответствующие педагогические условия развития эмпатии:
- обеспечение взаимодействия со взрослыми;
- создание творческой среды для развития воображения детей.
Любое развитие осуществляется в среде, где ее активный участник, в данном случае ребенок и педагог, действуют в позиции на равных. Данная среда создает условия для продуктивного развития дошкольников.
Эмпатия в отношениях взрослых и детей возможна только в том случае, когда взрослые понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им некоторую самостоятельность. В отношениях со взрослыми эмпатия выступает как мотивация поведения, изменяющаяся по мере эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого.
В современной дошкольной педагогической науке предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия (А. Гогоберидзе, В. Деркунська, О. Радинова), рисование (Т. Комарова), ознакомление с природой (Р. Чумичева, Н. Николаева, Н. Рижова), слушание сказок и художественных произведений. Все это способствует развитию у детей эстетических переживаний и чувства красоты.
Л. Гуревич и Л. Стрелкова утверждают, что успешное развитие эмпатии и эмпатийного поведения возможно при формировании творческого воображения. Особое место здесь занимает восприятие художественной литературы, так как дети сопереживают персонажам произведения. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия» [17].
Наиболее любимый ребенком литературный жанр – это сказки. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и, незаметно для себя, усваивает жизненно важную информацию. Ведь в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Хорошими формами для развития социально ценных эмоций являются: кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки. Все эти формы взаимодействия позволяют ребенку встать на место другого, примерить на себя его чувства.
Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников.
Новейшие исследования, проведенные в ходе научно-исследовательской работы, организованной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 2007-2008г., убедительно доказывают, что одной из ярко выраженных потребностей дошкольника XXI века, является его стремление к самостоятельности, проявлению активной субъектной позиции в различных видах детской деятельности, в том числе взаимодействии и общении.
Исходя из этого, становится очевидным, что в развитии эмпатии необходимо использовать обновленные педагогические средства, основанные, прежде всего, на свободном общений детей в совместной увлекательной деятельности. Данное условие имеет особое значение, как для развития личностных особенностей дошкольников, так и для развития коллективных взаимоотношений, складывающихся в свободном общении.
Одним из видов детской деятельности, способствующей преодолению эгоцентризма мышления и позволяющей максимально реализовывать детскую потребность в проявлении активности и самостоятельности, является игра. Это обусловлено тем, что она позволяет ребенку не только вступать в ролевые отношения, но и выступает как реальная практика общения с партнерами по игре с точки зрения той роли, которую ребенок выполняет. При этом любое общение со сверстниками способствует развитию децентрации, то есть соотнесению своей точки зрения с позициями других людей.
Децентрация создает предпосылки к развитию идентификации, то есть способности ребенка отойти от собственной эгоцентрической позиции, принять точку зрения другого, что способствует развитию эмпатии.
Учитывая выделенные особенности, наиболее эффективным педагогическим средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, является игровая деятельность.
В игровой деятельности ребенок может тонко чувствовать эмоциональное состояние партнеров по игре, занимать позицию другого, сопереживать. Игры-драматизаций, игры-этюды, игры-импровизации в дошкольном возрасте требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание выполняемой роли. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка, влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап

Старшая группа
Сентябрь «Наше настроение»
- Выявление исходного уровня знаний;
- Знакомство детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;
– Демонстрация в доступной форме изменчивости настроения;
- Сплочение коллектива группы

Основной этап

Октябрь «Добро» и «Зло»
– Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло»;
– Формирование умения дифференцировать эмоциональный мир человека с помощью мимики, жестов, пантомимики;
– Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.

Ноябрь «Добрые дела»
– Формирование умения понимать чувства, переживаемые другими;
– Развитие стремления к совершению добрых поступков;
– Формирование положительного образа «Я»;
– Формирование навыка социального поведения.

Декабрь «Ссора»
– Формирование умения анализировать поступки (собственные, сверстников, окружающих людей, литературных героев) в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; находить причину конфликта;
– Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствование их закреплению в поведении;
– Дифференцирование противоположных эмоциональных переживаний: дружелюбия и враждебности.

Январь «Настоящий друг»
– Формирование умения дифференцировать ощущения дружбы и ссоры;
– Формирование способности видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека;
– Закрепление знаний о доброжелательном поведении;
– Развитие способности находить в реальной жизни ситуации, аналогичные литературным по своему нравственному содержанию.

Февраль «Обида»
– Формирование умение анализировать конфликтные ситуации;
– Развитие эмоциональной устойчивости в конфликтных ситуациях;
– Формирование умения сознательно управлять своими эмоциями (обида, гнев);
– Развитие понимания сути чувства обиды, формирование умения выражать его с помощью мимики;
– Снятие эмоционального напряжения.

Март «Забота»
– Формировать умение понимать чувства, переживаемые другими;
– Развитие желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается; утешить, проявить заботу;
– Развивать чувство доброты.

Апрель «Ябеда»
– Формирование умения анализировать своё эмоциональное состояние;
– Закрепление правил доброжелательного поведения;
– Формирование внимательного отношения к другим людям.

Май «Давайте жить дружно»
– Закрепление знаний о нормах и правилах поведения в конфликтных ситуациях;
– Формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков;
– Формирование дружелюбного отношения к окружающим;
– Способствование формированию адекватной самооценки.

Подготовительная группа
Сентябрь «Эти разные эмоции»
- Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
- Диагностирование проявления эмпатии

Октябрь «Самый дорогой на свете человек»
- Формирование способности понимать и активно выражать переживание близких людей;
- Формирование способности давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;
- Формирование умения различать понятия «добро» и «зло»;
- Побуждение к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям;
- Формирование осознанного понимания моральной стороны поступков.

Ноябрь «Подарим птицам нашу доброту»
- Формирование умения радоваться птичьим голосам;
- Вызывание сочувствия к голодающим и замерзающим зимой птицам и проявление заботы о них.

Декабрь «Друг в беде не бросит»
- Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;
- Раскрытие значимости моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
- Формирование представлений о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих;

Январь «Собака – верный друг человека »
- Расширение представлений детей о роли собаки в жизни человека;
- Развитие чувства ответственности за жизнь домашних животных;
- Побуждение к проявлению сочувствия животным попавшим в беду;
- Развитие готовности оказывать помощь животным, которые в ней нуждаются;
- Воспитание внимательного отношения к животным.

Февраль «Я считаю тебя хорошим»
- Формирование представлений о том, что такое дружба

Март «Подружились-раздружились»
- Способствование осознанию причин, приводящих к конфликту;
- Формирование умения находить возможные пути разрешения конфликта;
- Развитие добрых, теплых отношений между детьми;
- Формирование понимание того, что такое одиночество и почему плохо быть одному.

Апрель «Как можно все объяснить взрослым»
- Способствование хорошим отношениям детей со взрослыми путем формирования умения объяснять

Итоговый этап

Май «Вместе с друзьями»
- Способствование формированию хороших отношений между детьми

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- осознает общепринятые нормы и правила поведения, стремиться к их соблюдению;
- проявляет в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедлива разрешать споры, делиться, сотрудничать);
- способен совершать положительный нравственный выбор;
- понимает и передает эмоциональное состояние другого человека;
- осваивает правила речевого этикета;
- проявляет осознанность и произвольность поведения, руководствуется моральными мотивами;
- положительно относится к себе и к окружающей действительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: