ДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Статической переменной (статически размещенной) называется описанная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществляется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы.
В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке ПАСКАЛЬ, могут быть созданы динамические переменные. Основное свойство динамических переменных заключается в том, что они создаются и память для них выделяется во время выполнения программы.
Размещаются динамические переменные в динамической области памяти (heap - области).
Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осуществляется с помощью указателей и ссылок.
Работа с динамической областью памяти в TURBO PASCAL реализуется с помощью процедур и функций New, Dispose, GetMem, FreeMem, Mark, Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf.
Процедура New(var p: Pointer) выделяет место в динамической области памяти для размещения динамической переменной p^ и ее адрес присваивает указателю p.
Процедура Dispose(var p: Pointer) освобождает участок памяти, выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и значение указателя p становится неопределенным.
Проуедура GetMem(var p: Pointer; size: Word) выделяет участок памяти в heap - области, присваивает адрес его начала указателю p, размер участка в байтах задается параметром size.
Процедура FreeMem(var p: Pointer; size: Word) освобождает участок памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер - параметром size. Значение указателя p становится неопределенным.
Процедура Mark(var p: Pointer) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.
Процедура Release(var p: Pointer) освобождает участок динамической памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark, т.е. очищает ту динамическую память, которая была занята после вызова процедуры Mark.
Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинного свободного участка динамической памяти.
Функция MemAvail: Longint полный объем свободной динамической памяти в байтах.
Вспомогательная функция SizeOf(X): Word возвращает объем в байтах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа.
Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями.
var
p1, p2: ^Integer; {Здесь p1 и p2 - указатели или переменные ссылочного типа}
p1:=NIL; p2:=NIL; {После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не
будут ссылаться ни на какой конкретный объект}
New(p1); New(p2);
Процедура New(p1) выполняет следующие действия:
-в памяти ЭВМ выделяется участок для размещения величины целого типа;
-адрес этого участка присваивается переменной p1:
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ ¦
L=====- L=====-
p1 p1^
Аналогично, процедура New(p2) обеспечит выделение участка памяти, адрес которого будет записан в p2:
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ ¦
L=====- L=====-
p2 p2^
После выполнения операторов присваивания
p1^:=2; p2^:=4;
в выделенные участки памяти будут записаны значения 2 и 4 соответственно:
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ 2 ¦
L=====- L=====-
p1 p1^
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ 4 ¦
L=====- L=====-
p2 p2^
В результате выполнения оператора присваивания
p1^:=p2^;
в участок памяти, на который ссылается указатель p1, будет записано значение 4:
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ 4 ¦
L=====- L=====-
p1 p1^
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ 4 ¦
L=====- L=====-
p2 p2^
После выполнения оператора присваивания
p2:=p1;
оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти:
г===== г=====
¦ *--¦--------->¦ 4 ¦
L=====- --->L=====-
p1 ¦ p1^ p2^
¦
г===== ¦
¦ *--¦-------
L=====-
p2
Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры New.
Динамические переменные могут входить в состав выражений, например:
p1^:=p1^+8; Write('p1^=',p1^:3);
Пример. В результате выполнения программы:
Program DemoPointer;
var p1,p2,p3:^Integer;
begin
p1:=NIL; p2:=NIL; p3:=NIL;
New(p1); New(p2); New(p3);
p1^:=2; p2^:=4;
p3^:=p1^+Sqr(p2^);
writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3,' p3^=',p3^:3);
p1:=p2;
writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3)
end.
на экран дисплея будут выведены результаты:
p1^= 2 p2^= 4 p3^= 18
p1^= 4 p2^= 4
ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫДАННЫХ
Структурированные типы данных, такие, как массивы, множества, записи, представляют собой статические структуры, так как их размеры неизменны в течение всего времени выполнения программы.
Часто требуется, чтобы структуры данных меняли свои размеры в ходе решения задачи. Такие структуры данных называются динамическими, к ним относятся стеки, очереди, списки, деревья и другие. Описание динамических структур с помощью массивов, записей и файлов приводит к
неэкономному использованию памяти ЭВМ и увеличивает время решения задач.
Каждая компонента любой динамической структуры представляет собой запись, содержащую по крайней мере два поля: одно поле типа указатель, а второе - для размещения данных. В общем случае запись может содержать не один, а несколько указателей и несколько полей данных.
Поле данных может быть переменной, массивом, множеством или записью.
Для дальнейшего рассмотрения представим отдельную компоненту в виде:
D |
p |
где поле p - указатель; поле D - данные.
Описание этой компоненты дадим следующим образом:
type
Pointer = ^Comp;
Comp = record
D:T;
pNext: Pointer
end;
здесь T - тип данных.
Рассмотрим основные правила работы с динамическими структурами данных типа стек, очередь и список, базируясь на приведенное описание компоненты.
СТЕКИ
Стеком называется динамическая структура данных, добавление компоненты в которую и исключение компоненты из которой производится из одного конца, называемого вершиной стека. Стек работает по принципу
LIFO (Last-In, First-Out) - поступивший последним, обслуживается первым.
Обычно над стеками выполняется три операции:
-начальное формирование стека (запись первой компоненты);
-добавление компоненты в стек;
-выборка компоненты (удаление).
Для формирования стека и работы с ним необходимо иметь две переменные типа указатель, первая из которых определяет вершину стека, а вторая - вспомогательная. Пусть описание этих переменных имеет вид:
var pTop, pAux: Pointer;
где pTop - указатель вершины стека; pAux - вспомогательный указатель.
Начальное формирование стека выполняется следующими операторами:
г===== г=====
New(pTop); ¦ *--¦--- ¦ ¦
L=====- ¦ ¦=====¦
pTop L-->¦ ¦
L=====-
г===== г=====
pTop^.pNext:=NIL; ¦ *--¦--- ¦ ¦
L=====- ¦ ¦=====¦
pTop L-->¦ NIL ¦
L=====-
г===== г=====
pTop^.D:=D1; ¦ *--¦--- ¦ D1 ¦
L=====- ¦ ¦=====¦
pTop L-->¦ NIL ¦
L=====-
Последний оператор или группа операторов записывает содержимое поля данных первой компоненты.
Добавление компоненты в стек производится с использованием вспомогательного указателя:
г===== г===== г=====
New(pAux); ¦ *--¦--- ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pTop ¦ ¦ ¦<--- pAux
¦ L=====-
¦
¦ г=====
¦ ¦ D1 ¦
¦ ¦=====¦
L-->¦ NIL ¦
L=====-
г===== г===== г=====
pAux^.pNext:=pTop; ¦ *--¦--- ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦<--- L=====-
pTop ¦ ¦ *--¦- pAux
¦ L=====- ¦
¦ ¦
¦ г===== ¦
¦ ¦ D1 ¦ ¦
¦ ¦=====¦ ¦
L-->¦ NIL ¦<-
L=====-
г===== г===== г=====
pTop:=pAux; ¦ *--¦--- ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦<--- L=====-
pTop L-->¦ *--¦- pAux
L=====- ¦
¦
г===== ¦
¦ D1 ¦ ¦
¦=====¦ ¦
¦ NIL ¦<-
L=====-
г===== г=====
pTop^.D:=D2; ¦ *--¦--- ¦ D2 ¦
L=====- ¦ ¦=====¦
pTop L-->¦ *--¦-
L=====- ¦
¦
г===== ¦
¦ D1 ¦ ¦
¦=====¦ ¦
¦ NIL ¦<-
L=====-
Добавление последующих компонент производится аналогично.
Рассмотрим процесс выборки компонент из стека. Пусть к моменту начала выборки стек содержит три компоненты:
г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D3 ¦
L=====- ¦ ¦=====¦
pTop L-->¦ *--¦-
L=====- ¦
¦
г===== ¦
¦ D2 ¦ ¦
¦=====¦ ¦
--¦--* ¦<-
¦ L=====-
¦
¦ г=====
¦ ¦ D1 ¦
¦ ¦=====¦
L>¦ NIL ¦
L=====-
Первый оператор или группа операторов осуществляет чтение данных из компоненты - вершины стека. Второй оператор изменяет значение указателя вершины стека:
г===== г=====
D3:=pTop^.D; ¦ * --¦--- ¦ D3 ¦
pTop:=pTop^.pNext; L=====- ¦ ¦=====¦
pTop ¦ ¦ ¦
¦ L=====-
¦
¦ г=====
¦ ¦ D2 ¦
¦ ¦=====¦
L-->¦ * --¦-
L=====- ¦
¦
г===== ¦
¦ D1 ¦ ¦
¦=====¦ ¦
¦ NIL ¦<-
L=====-
Как видно из рисунка, при чтении компонента удаляется из стека.
Пример. Составить программу, которая формирует стек, добавляет в него произвольное количество компонент, а затем читает все компоненты и выводит их на экран дисплея, В качестве данных взять строку символов. Ввод данных - с клавиатуры дисплея, признак конца ввода – строка символов END.
Program STACK;
uses Crt;
type
Alfa= String[10];
PComp= ^Comp;
Comp= Record
sD: Alfa;
pNext: PComp
end;
var
pTop: PComp;
sC: Alfa;
Procedure CreateStack(var pTop: PComp; var sC: Alfa);
begin
New(pTop);
pTop^.pNext:=NIL;
pTop^.sD:=sC
end;
Procedure AddComp(var pTop: PComp; var sC: Alfa);
var pAux: PComp;
begin
NEW(pAux);
pAux^.pNext:=pTop;
pTop:=pAux;
pTop^.sD:=sC
end;
Procedure DelComp(var pTop: PComp; var sC:ALFA);
begin
sC:=pTop^.sD;
pTop:=pTop^.pNext
end;
begin
Clrscr;
writeln(' ВВЕДИ СТРОКУ ');
readln(sC);
CreateStack(pTop,sC);
repeat
writeln(' ВВЕДИ СТРОКУ ');
readln(sC);
AddComp(pTop,sC)
until sC='END';
writeln('****** ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ ******');
repeat
DelComp(pTop,sC);
writeln(sC);
until pTop = NIL
end.
ОЧЕРЕДИ
Очередью называется динамическая структура данных, добавление компоненты в которую производится в один конец, а выборка осуществляется с другого конца. Очередь работает по принципу:
FIFO (First-In, First-Out) - поступивший первым, обслуживается первым.
Для формирования очереди и работы с ней необходимо иметь три переменные типа указатель, первая из которых определяет начало очереди, вторая - конец очереди, третья - вспомогательная.
Описание компоненты очереди и переменных типа указатель дадим следующим образом:
type
PComp=^Comp;
Comp=record
D:T;
pNext:PComp
end;
var
pBegin, pEnd, pAux: PComp;
где pBegin - указатель начала очереди, pEnd - указатель конца очереди, pAux - вспомогательный указатель.
Тип Т определяет тип данных компоненты очереди.
Начальное формирование очереди выполняется следующими операторами:
г===== г===== г=====
New(pBegin); ¦ *--¦--- ¦ ¦ ¦ ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ L=====-
pBegin L-->¦ ¦ pEnd
L=====-
г===== г===== г=====
pBegin^.pNext:=NIL; ¦ *--¦--- ¦ ¦ ¦ ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ L=====-
pBegin L-->¦ NIL ¦ pEnd
L=====-
г===== г===== г=====
pBegin^.D:=D1; ¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ¦ ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ L=====-
pBegin L-->¦ NIL ¦ pEnd
L=====-
г===== г===== г=====
pEnd:=pBegin; ¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ NIL ¦<--- pEnd
L=====-
Добавление компоненты в очередь производится в конец очереди:
New(pAux);
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ----¦--* ¦ ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====- ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ NIL ¦<--- pEnd ¦ ¦<--- pAux
L=====- L=====-
pAux^.pNext:=NIL;
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ----¦--* ¦ ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====- ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ NIL ¦<--- pEnd ¦ NIL ¦<--- pAux
L=====- L=====-
pBegin^.pNext:=pAux;
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ----¦--* ¦ ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====- ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ * ¦<--- pEnd ¦ NIL ¦<--- pAux
L=====- L=====-
¦ ^
¦ ¦
L----------------------------
pEnd:=pAux;
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ¦ *--¦--- ¦ ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ L=====- ¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ * ¦ pEnd L-->¦ NIL ¦<--- pAux
L=====- L=====-
¦ ^
¦ ¦
L----------------------------
pEnd^.D:=D2;
г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ¦ D2 ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ *--¦-------------------->¦ NIL ¦<--- pEnd
L=====- L=====-
Добавление последующих компонент производится аналогично.
Выборка компоненты из очереди осуществляется из начала очереди, одновременно компонента исключается из очереди. Пусть в памяти ЭВМ сформирована очередь, состоящая из трех элементов:
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ¦ D2 ¦ ¦ D3 ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin L-->¦ *--¦------>¦ *--¦------>¦ NIL ¦<--- pEnd
L=====- L=====- L=====-
Выборка компоненты выполняется следующими операторами:
D1:=pBegin^.D;
pBegin:=pBegin^.pNext;
г===== г===== г===== г===== г=====
¦ *--¦--- ¦ D1 ¦ ¦ D2 ¦ ¦ D3 ¦ ----¦--* ¦
L=====- ¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦ L=====-
pBegin ¦ ¦ ¦ --->¦ *--¦------>¦ NIL ¦<--- pEnd
¦ L=====- ¦ L=====- L=====-
¦ ¦
L--------------
Пример. Составить программу, которая формирует очередь, добавляет в нее произвольное количество компонент, а затем читает все компоненты и выводит их на экран дисплея. В качестве данных взять строку символов. Ввод данных - с клавиатуры дисплея, признак конца ввода - строка символов END.
Program QUEUE;
uses Crt;
type
Alfa= String[10];
PComp= ^Comp;
Comp= record
sD:Alfa;
pNext:PComp
end;
var
pBegin, pEnd: PComp;
sC: Alfa;
Procedure CreateQueue(var pBegin,pEnd: PComp; var sC: Alfa);
begin
New(pBegin);
pBegin^.pNext:=NIL;
pBegin^.sD:=sC;
pEnd:=pBegin
end;
Procedure AddQueue(var pEnd:PComp; var sC:Alfa);
var pAux: PComp;
begin
New(pAux);
pAux^.pNext:=NIL;
pEnd^.pNext:=pAux;
pEnd:=pAux;
pEnd^.sD:=sC
end;
Procedure DelQueue(var pBegin: PComp; var sC: Alfa);
begin
sC:=pBegin^.sD;
pBegin:=pBegin^.pNext
end;
begin
Clrscr;
writeln(' ВВЕДИ СТРОКУ ');
readln(sC);
CreateQueue(pBegin,pEnd,sC);
repeat
writeln(' ВВЕДИ СТРОКУ ');
readln(sC);
AddQueue(pEnd,sC)
until sC='END';
writeln(' ***** ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ *****');
repeat
DelQueue(pBegin,sC);
writeln(sC);
until pBegin=NIL
end.
ЛИНЕЙНЫЕ СПИСКИ В стеки или очереди компоненты можно добавлять только в какой-либо один конец структуры данных, это относится и к извлечению компонент. Связный (линейный) список является структурой данных, в произвольно выбранное место которого могут включаться данные, а также изыматься оттуда.Каждая компонента списка определяется ключом. Обычно ключ - либо число, либо строка символов. Ключ располагается в поле данных компоненты, он может занимать как отдельное поле записи, так и быть частью поля записи.Основные отличия связного списка от стека и очереди следующие: -для чтения доступна любая компонента списка; -новые компоненты можно добавлять в любое место списка; -при чтении компонента не удаляется из списка.Над списками выполняются следующие операции: -начальное формирование списка (запись первой компоненты); -добавление компоненты в конец списка; -чтение компоненты с заданным ключом; -вставка компоненты в заданное место списка (обычно после компоненты с заданным ключом); -исключение компоненты с заданным ключом из списка.Для формирования списка и работы с ним необходимо иметь пять переменных типа указатель, первая из которых определяет начало списка, вторая - конец списка, остальные- вспомогательные.Описание компоненты списка и переменных типа указатель дадим следующим образом: type PComp= ^Comp; Comp= record D:T; pNext:PComp end; var pBegin, pEnd, pCKey, pPreComp, pAux: PComp; где pBegin - указатель начала списка, pEnd - указатель конца списка, pCKey, pPreComp, pAux - вспомогательные указатели.Начальное формирование списка, добавление компонент в конец списка выполняется так же, как и при формировании очереди. г===== г===== г===== г===== г===== г=====¦ *--¦- ¦ D1 ¦ ¦ D2 ¦ ¦ DN1 ¦ ¦ DN ¦ --¦--* ¦L=====- ¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦=====¦ ¦ L=====-pBegin L-->¦ *--¦--->¦ *--¦-....->¦ *--¦--->¦ NIL ¦<-- pEnd L=====- L=====- L=====- L=====- Для чтения и вставки компоненты по ключу необходимо выполнить поиск компоненты с заданным ключом: pCKey:=pBegin; while (pCKey<>NIL) and (Key<>pCKey^.D) DO pCKey:=pCKey^.pNext; Здесь Key - ключ, тип которого совпадает с типом данных компоненты.После выполнения этих операторов указатель pСKey будет определять компоненту с заданным ключом или такая компонента не будет найдена.Пусть pCKey определяет компоненту с заданным ключом. Вставка новой компоненты выполняется следующими операторами: New(pAux); г=== pAux^.D:= DK1; ---¦-* ¦ ¦ L===- ¦ pCKey ¦г=== г=== г=== г=== г=== г===¦ *-¦-- ¦D1 ¦ ¦Key¦ ¦KK1¦ ¦DN ¦ ---¦-* ¦L===- ¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦ L===-pBegin L->¦ *-¦-...->¦ *-¦---->¦ *-¦-...->¦NIL¦<-- pEnd L===- L===- L===- L===- г=== г=== ¦DK1¦ ---¦-* ¦ ¦===¦ ¦ L===- ¦ ¦<-- pAux L===- pAux^.pNext:=pCKey^.pNext; pCKey^.pNext:=pAux; г=== ---¦-* ¦ ¦ L===- ¦ pCKey ¦г=== г=== г=== г=== г=== г===¦ *-¦-- ¦D1 ¦ ¦Key¦ ¦KK1¦ ¦DN ¦ ---¦-* ¦L===- ¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦ L===-pBegin L->¦ *-¦-...->¦ * ¦ ¦ *-¦-...->¦NIL¦<-- pEnd L===- L===- L===- L===- ¦ ^ ¦ ¦ г=== г=== ¦ ¦ ¦DK1¦ ---¦-* ¦ ¦ L----------¦===¦ ¦ L===- L------------------->¦-* ¦<-- pAux L===- Для удаления компоненты с заданным ключом необходимо при поиске нужной компоненты помнить адрес предшествующей: pCKey:=pBegin; while (pCKey<>NIL) and (Key<>pCKey^.D) do begin pPreComp:=pCKey; pCKey:=pCKey^.pNext end; Здесь указатель pCKey определяет компоненту с заданным ключом, указатель pPreComp содержит адрес предидущей компоненты. Удаление компоненты с ключом Key выполняется оператором: pPreComp^.pNext:=pCKey^.pNext; pPreComp pCKey г=== г=== ¦ * ¦ ¦ * ¦ L===- L===- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г=== г=== г=== г=== г=== г=== г===¦ *-¦-- ¦D1 ¦ ¦KK1¦ ¦Key¦ ¦KK2¦ ¦DN ¦ ---¦-* ¦L===- ¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦ L===-pBegin L->¦ *-¦-...->¦ *-¦- ¦ *-¦--->¦ *-¦-...->¦NIL¦<-- pEnd L===- L===- ¦ L===- L===- L===- ¦ ^ ¦ ¦ L---------------
Пример. Составить программу, которая формирует список, добавляет в него произвольное количество компонент, выполняет вставку и удаление компоненты по ключу, а затем читает и выводит весь список на экран дисплея. В качестве данных взять строку символов. Ввод данных – с клавиатуры дисплея, признак конца ввода - строка символов END. Program LISTLINKED; uses Crt; type Alfa= String[10]; PComp= ^Comp; Comp= record sD:Alfa; pNext:PComp end; var pBegin, pEnd, pAux, pCKey, pPreComp: PComp; sC, sKey: Alfa; bCond: Boolean; Procedure CreateLL(var pBegin,pEnd: PComp; var sC: Alfa); begin New(pBegin); pBegin^.pNext:=NIL; pBegin^.sD:=sC; pEnd:=pBegin end; Procedure AddLL(var pEnd: PComp; var sC: Alfa); var pAux: PComp; begin New(pAux); pAux^.pNext:=NIL; pEnd^.pNext:=pAux; pEnd:=pAux; pEnd^.sD:=sC end; Procedure Find(var sKey: Alfa; var pBegin,pCKey,pPreComp: PComp; var bCond: Boolean); begin pCKey:=pBegin; while (pCKey <> NIL) and (sKey <> pCKey^.D) do begin pPreComp:=pCKey; pCKey:=pCKey^.pNext end; if (pCKey = NIL) and (sKey <> pCKey^.sD) then bCond:=FALSE else bCond:=TRUE end; Procedure InsComp(var sKey,sC: Alfa); var pAux:PComp; begin Find(sKey,pBegin,pCKey,pPreComp,bCond); New(pAux); pAux^.sD:=sC; pAux^.pNext:=pCKey^.pNext; pCKey^.pNext:=pAux end; Procedure DelComp(var sKey: Alfa; var pBegin: PComp); begin Find(sKey,pBegin,pCKey,pPreComp,bCond); pPreComp^.pNext:=pCKey^.pNext end; begin ClrScr; writeln(' ВВЕДИ СТРОКУ '); readln(sC); CreateLL(pBegin,pEnd,sC); repeat writeln('ВВЕДИ СТРОКУ '); readln(sC); AddLL(pEnd,sC) until sC='END'; writeln(' ***** ВЫВОД ИСХОДНОГО СПИСКА *****'); pAux:=pBegin; repeat writeln(pAux^.sD); pAux:=pAux^.pNext; until pAux=NIL; writeln; writeln('ВВЕДИ КЛЮЧ ДЛЯ ВСТАВКИ СТРОКИ'); readln(sKey); writeln('ВВЕДИ ВСТАВЛЯЕМУЮ СТРОКУ'); readln(sC); InsComp(sKey,sC); writeln; writeln('ВВЕДИ КЛЮЧ УДАЛЯЕМОЙ СТРОКИ'); readln(sKey); DelComp(sKey,pBegin); writeln; writeln(' ***** ВЫВОД ИЗМЕНЕННОГО СПИСКА *****'); pAux:=pBegin; repeat writeln(pAux^.sD); pAux:=pAux^.pNext; until pAux=NIL end.