Должности государственной гражданской службы подразделяются на виды, категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре вида.




Первый вид - руководители. Это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений.

Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Второй вид - помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Третий вид - специалисты. Это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Четвертый вид - обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

По признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются указанным Реестром на пять групп:

высшие государственные должности (5-я группа);

главные государственные должности (4-я группа);

ведущие государственные должности (3-я группа);

старшие государственные должности (2-я группа);

Младшие государственные должности (1-я группа).

Должности видов "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности вида "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности вида "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. [4; с. 121]

Федеральный закон "Об Основах государственной службы РФ", с учетом дореволюционного российского законодательства и опыта государственной службы за рубежом, установил разделение государственных должностей на три категории:

1) государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.);

2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;

3) государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. [2; с. 8]

Статус лиц, занимающих должности категории А, отличается большим своеобразием и регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности группы Б и В.

Государственная служба может подразделяться на государственную службу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных органах, а также в органах прокуратуры.

Используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной власти, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащег

27. Классные чины, воинские и специальные звания..

 

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские или специальные звания.

2. Общими условиями присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:
последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании после их присвоения впервые;
присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;
возможность в качестве меры поощрения досрочного присвоения классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания (на одну ступень выше предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы;
сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы;
возможность лишения присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского звания или специального звания по решению суда.
3. При переводе государственного служащего из одного вида федеральной государственной службы на другой ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании учитываются при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания по новому виду федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о виде государственной службы.
4. Соотнесение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.
5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

 

28. Классификация государственных служащих. Права и обязанности государственных служащих.

 

Статус гражданского служащего определяется его публичными полномочиями (права и обязанности) и ответственностью за их ненадлежащее исполнение.

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.

Права государственного служащего можно разделить на три группы:

1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно – технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы.

Вторая группа прав государственного служащего включает:

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его службы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально – экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, за выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности;

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Обязанности гражданского служащего устанавливают требования к прохождению государственной службы и должностному поведению служащего в сферах публичной и частноправовой деятельности. Служебные обязанности различаются в зависимости от степени ограничений прав служащего.

Квалификационные обязанности устанавливают требования к профессиональной служебной деятельности. Служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных полномочий. Несоответствие служащего профессиональным требованиям является основанием для его увольнения с гражданской службы.

Субординационные обязанности обусловлены служебной подчиненностью и характеризуют взаимоотношения служащего со своим непосредственным начальником, представителями нанимателя и вышестоящими руководителями. Служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. При получении от руководителя неправомерного поручения служащий должен в письменной форме уведомить об этом руководителя и получить от него подтверждение этого поручения в письменной форме. При соблюдении указанных требований служащий обязан отказаться от исполнения неправомерного поручения.[20]

Субординационные обязанности определяют статус служащего в системе служебных отношений гражданской службы.

Дисциплинарные обязанности устанавливают требования к служебному поведению гражданского служащего. Госслужащий обязан исполнять обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Статутные обязанности гражданского служащего определяют требования к служебному поведению в сферах публичной и частноправовой деятельности, обусловленные правовым положением служащего. Госслужащий обязан соблюдать соответствующие запреты и ограничения, сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Статутные обязанности устанавливают требования к представлению информации или ее обороту: служащий должен соблюдать правила сбора, обработки и распространения конфиденциальной информации, а также представлять нанимателю сведения о доходах и имущественных обязательств.

Гражданский служащий обязан соблюдать запеты и ограничения, связанные с его должностным статусом. Ограничения, связанные с гражданской службой, могут быть обусловлены умышленной противоправной деятельностью лица, например, в случае представления служащим подложных документов или ложных сведений. Такие ограничения могут быть связаны с юридически значимым событием, независимо от волеизъявления физического лица, (соматическое или психическое заболевание) однако в некоторых случаях возникновения ограничительного события обусловлено сознательной, волевой деятельностью служащего (например, выход из гражданства РФ).

Осуществление гражданской службы несовместимо с некоторыми видами публичной или частноправовой деятельности. В сфере публичных отношений гражданскому служащему запрещается разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию. Сведения, относимые федеральным законом к конфиденциальной информации, могут использоваться только в интересах обеспечения полномочий соответствующего государственного органа.

Служащий не вправе допускать публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов. Например, выступать в СМИ с критикой правовых актов, принимаемых соответствующим публичным органом, предлагать свою оценку (в том числе и позитивную) таким актам. Публичные высказывания служащего допустимы только в случаях, предусмотренных должностным регламентом и иными документами, устанавливающими служебные полномочия.

Гражданский служащий вправе осуществлять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. С учетом рассмотренных выше ограничений служебная и частноправовая деятельность могут быть совмещены только в тех случаях, если последняя представляет собой разновидность научного творчества.

 

29. Ограничения, связанные с государственной службой. Поощрения и ответственность государственных служащих.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – 65 лет.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением упомянутых выше, устанавливаются федеральными законами.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Отличия служебного контракта от обычного трудового договора:

– сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя (государство, т.е. Российская Федерация, или соответствующий субъект Российской Федерации, а от их имени руководитель соответствующего государственного органа) и гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу;

– установлены повышенные по сравнению с обычной трудовой правосубъектностью требования к лицу, поступающему на гражданскую службу: гражданство, достижение 18 лет, владение государственным языком Российской Федерации, специальные квалификационные требования и ограничения;

– условием является выполнение специфической трудовой функции (должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации).

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы проводится егоаттестация один раз в три года.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта;

2) истечение срока действия срочного служебного контракта;

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате.

30. Предприятия и учреждения, как разновидности организаций.

 

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребно­стей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически властными полномочиями и не являются субъ­ектами управления.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их на­значению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, ком­мерческая организация.* Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

________________________

* Коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

 

Учреждение — некоммерческая организация,** выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводст­венного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреж­дениями коренятся в содержании и результатах их основной деятель­ности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует вы­полнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, нао­борот, учреждения могут выполнять работу, характерную для пред­приятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные про­изводственные подразделения).

___________________

* Некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве активной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ)

 

 

В Гражданском кодексе Российской Федерации обозначены «госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), от­несенные к разновидностям коммерческих организаций и органи­зационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданско­го права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных, они относятся к корпоративным организациям (см. главу 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подоб­ные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наде­лено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом послед­ствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принад­лежитим на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Унитарные предприятия могут учреждать в качестве юридичес­ких лиц дочерние предприятия.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления пред­принимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданского права.

 

Следовательно, понятие предприятия по ГК РФ является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового ре­жима имущества, закрепленного за ним собственником, и на призна­нии предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объек­тами других отраслей права (административного, финансового, трудо­вого и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций независимо от их организационно-право­вых форм как юридических лиц.* Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.

______________________

*Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, ес­ли иное не вытекает из текста.

 

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:

а) видов собственности — на частные, государственные и муни­ципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации; муниципальные — районного, го­родского, поселкового и сельского значения;

б) от организационно-правовых форм коммерческих организа­ций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с огра­ниченной ответственностью, общества с дополнительной ответствен­ностью, открытые и закрытые акционерные общества; государствен­ные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Они в зависимости от объема и харак­тера полномочий по распоряжению принадлежащимим имуществом подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хо­зяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на пра­ве оперативного управления, являющиеся федеральными казенными предприятиями..

Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией. Различают:

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудни­ки, комбинаты и др.

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др;

строительные предприятия — строительные управления, коо­перативы, мостостроительные поезда и др;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения же­лезных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транс­порта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспор­та; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, теле­фонные станции и др.;

торговли — универмаги, гастрономы, различные специализи­рованные магазины;

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, тепло­емкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса можно раз­личать предприятия, входящие и не входящие в систему органов уп­равления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых органи­зационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, орга­нично связанные между собой технологически в едином производст­венном процессе. Например, предприятия железнодорожного транс­порта основной деятельности находятся в иерархическом подчинении органов системы Министерства путей сообщения, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприя­тиями.

Принудительное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору меж­ду собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в Целях координацииих предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Вхо­дящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою са­мостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляе­мые непосредственно собственником и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собст­венностью. В свою очередь Правительство Российской федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 года «О делегировании пол­номочий Правительства Российской Федерации по управлению и рас­поряжению объектами федеральной собственности»* делегировало ряд указанных полномочий Государственному комитету Российской Фе­дерации по управлению государственным имуществом и органам, осу­ществляющим координацию и регулирование деятельности в соответ­ствующих отраслях или сферах управления.

 

 

31. Общественные объединения как субъекты административного права

Общественные организации (объединения) также являются субъектами административного права.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан или юридических лиц объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Предварительного разрешения органов государственной власти или местного самоуправления на создание общественного объединения не требуется.

При регистрации в установленном порядке общественные организации могут приобретать права юридических лиц.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

– общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

– общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

– общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах);

– общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

– орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

– политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с законом.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным орга



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: