Основные положения реляционной модели БД.




Функции СУБД.

Функции СУБД бывают высокого и низкого уровня.

Функции высокого уровня:

1. Определение данных – с помощью этой функции определяется какая информация будет храниться в БД (тип, свойства данных и как они между собой будут связаны).

2. Обработка данных. Информация может обрабатываться разными способами: выборка, фильтрация, сортировка, объединение одной информации с другой, вычисление итоговых значений.

3. Управление данными. С помощью этой функции указывается, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию, а также определять правила коллективного доступа.

Функции низкого уровня:

1. Управление данными во внешней памяти;

2. Управление буферами оперативной памяти;

3. Управление транзакциями;

4. Введение журнала изменений в БД;

5. Обеспечение целостности и безопасности БД.

Транзакцией называется неделимая последовательность операций, которая отслеживается СУБД от начала и до завершения, и в которой при невыполнении одной операции отменяется вся последовательность.

Журнал СУБД – особая БД или часть основной БД, недоступная пользователю и используемая для записи информации обо всех изменениях базы данных.

Введение журнала СУБД предназначено для обеспечения надёжности хранения в базе данных при наличии аппаратных сбоев и отказов, а так же ошибок в программном обеспечении.

Целостность базы данных – это свойство БД, означающее, что в ней содержится полная, непротиворечивая и адекватно отражающая предметную область информация.

 

Классификация СУБД.

СУБД можно классифицировать:

1. По видам программ:

a. Серверы БД (например, MS SQL Server, InterBase (Borland)) – предназначены для организации центров обработки данных в сетях ЭВМ и реализуют функции управления базами данных, запрашиваемые клиентскими программами с помощью операторов SQL (т.е. программы, которые отвечают на запросы);

b. Клиенты БД – программы, которые запрашивают данные. В качестве клиентских программ могут использоваться ПФСУБД, электронные таблицы, текстовые процессоры, программы электронной почты;

c. Полнофункциональные БД (MS Access, MS Fox Pro) – программа, имеющая развитый интерфейс, позволяющий создавать и модифицировать таблицы, вводить данные, создавать и форматировать запросы, разрабатывать отчёты и выводить их на печать.

 

2. По модели данных СУБД (как и БД):

a. Иерархические – основаны на древовидной структуре хранения информации и напоминают файловую систему компьютера; основной недостаток - невозможность реализовать отношение многие - ко – многим;

b. Сетевые – которые пришли на смену иерархическим и просуществовали недолго т. к. основной недостаток – сложность разработки серьёзных приложений. Основное отличие сетевой от иерархической в том, что в иерархической структура «запись – потомок» имеет только одного предка, а в сетевой потомок может иметь любое количество предков;

c. Реляционные – данные которых размещены в таблицах, между которыми существуют определённые связи;

d. Объектно – ориентированные – в них данные хранятся в виде объектов и основное преимущество при работе с ними в том, что к ним можно применить объектно – ориентированный подход;

e. Гибридные, т. е. объектно – реляционные – совмещают в себе возможности реляционных и объектно – ориентированных баз данных. Примером такой базы данных является Oracle (ранее она была реляционной).

 

3. В зависимости от расположения отдельных частей СУБД различают:

a. локальные – все части которой располагаются на одном компьютере;

b. сетевые.

К сетевым относятся:

- с организацией файл – сервер;

При такой организации все данные находятся на одном компьютере, который называется файл – сервер, и который подключён к сети. При отыскании нужной информации передаётся весь файл, содержащий в том числе и много избыточной информации. И лишь при создании локальной копии отыскивается нужная запись.

- с организацией клиент – сервер;

Сервер БД принимает запрос от клиента, отыскивает в данных нужную запись и передаёт её клиенту. Запрос к серверу формируется на языке структурированных запросов SQL, поэтому серверы БД называют SQL – серверами.

- распределённые СУБД содержат несколько десятков и сотен серверов, размещённых на значительной территории.

 

Основные положения реляционной модели БД.

Реляционной базой данных называется такая база данных, в которой все данные организованы в виде таблиц, а все операции над этими данными сводятся к операциям над таблицами.

Особенности реляционных баз данных:

1. Данные хранятся в таблицах, состоящих из столбцов и строк;

2. На пересечении каждого столбца и строки находится одно значение;

3. У каждого столбца - поля есть своё имя, которое служит его названием - атрибут, и все значения в одном столбце, имеют один тип;

4. Столбцы располагаются в определённом порядке, который задаётся при создании таблицы, в отличие от строк, которые располагаются в произвольном порядке. В таблице может не быть ни одной строчки, но обязательно должен быть хотя бы один столбец.

Терминология реляционной базы данных:

Элемент реляционной БД Форма представления
1. База данных Набор таблиц
2. Схема базы данных Набор заголовков таблиц
3. Отношение Таблица
4. Схема отношения Строка заголовков столбцов таблицы
5. Сущность Описание свойств объекта
6. Атрибут Заголовок столбца
7. Домен Множество допустимых значений атрибута
8. Первичный ключ Уникальный идентификатор, однозначно определяющий каждую запись в таблице
9. Тип данных Тип значений элементов в таблице
10. Кортеж Строка (запись)
11. Кардинальность Количество строк в таблице
12. Степень отношения Количество полей
13. Тело отношения Множество кортежей отношения

 

При проектировании реляционной БД данные размещают в нескольких таблицах. Между таблицами устанавливают связи с помощью ключей. При связывании таблиц выделяют основную и дополнительную (подчинённую) таблицу.

Существуют следующие виды связей между таблицами:

1. Связь вида 1:1 (один к одному) означает, что каждой записи в основной таблице соответствует одна запись в дополнительной таблице и, наоборот, каждой записи в дополнительной таблице соответствует одна запись в основной таблице.

2. Связь вида 1:М (один ко многим) означает, что каждой записи в основной таблице соответствует несколько записей в дополнительной таблице и, наоборот, каждой записи в дополнительной таблице соответствует только одна запись в основной таблице.

3. Связь вида М:1 (многим к одному) означает, что одной или нескольким записям в основной таблице соответствует только одна запись в дополнительной таблице.

4. Связь вида М:М (многим ко многим) – это, когда нескольким записям основной таблицы соответствует несколько записей дополнительной и наоборот.

 

5. Основные компоненты MS Access.

Основными компонентами (объектами) MS Access являются:

1. Таблицы;

2. Запросы;

3. Формы;

4. Отчёты;

5. Макросы:

Модули.

Таблица – это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Каждое поле содержит отдельную часть записи, а каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Запрос – вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкция на отбор записей, подлежащих изменению.

Форма – это объект, в котором можно разместить элементы управления, предназначенные для ввода, изображения и изменения данных в полях таблицах.

Отчёт – это объект, который позволяет представить определённую пользователем информацию в определённом виде, просматривать и распечатывать её.

Макрос – одна или несколько макрокоманд, которые можно использовать для автоматизации конкретной задачи. Макрокоманда – основной строительный блок макроса; самостоятельная инструкция, которая может быть объединена с другими макрокомандами, чтобы автоматизировать выполнение задачи.

Модуль – набор описаний, инструкций и процедур, сохранённых под одним именем. В MS Access имеется три вида модулей:модуль формы, отчёта и общий модуль. Модули формы и отчётов содержат локальную программу для форм и отчётов.

 

6. Таблицы в MS Access.

В MS Access существуют следующие методы создания таблиц:

1. Режим таблицы;

2. Конструктор;

3. Мастер таблиц;

4. Импорт таблиц;

5. Связь с таблицами.

В режиме таблицы данные вводятся в пустую таблицу. Для ввода данных предоставляется таблица с 30 полями. После её сохранения MS Access сам решает, какой тип данных присвоить каждому полю.

Конструктор предоставляет возможность самостоятельно создавать поля, выбирать типы данных для полей, размеры полей и устанавливать свойства полей.

Для определения поля в режиме Конструктор задаются:

1. Имя поля, которое в каждой таблице должно иметь уникальное имя, являющееся комбинацией букв, цифр, пробелов и специальных символов, за исключением «.!” “ ». Максимальная длина имени 64 символа.

2. Тип данных определяет вид и диапазон допустимых значений, а также объём памяти, выделенный для этого поля.

Типы данных MS Access

Тип данных Описание
Текстовый Текст и числа, например, имена и адреса, номера телефонов, почтовые индексы (до 255 символов).
Поле Memo Длинный текст и числа, например комментарии и пояснения (до 64000 символов).
Числовой Общий тип данных для числовых данных, допускающих проведение математических расчётов, за исключением денежных расчётов.
Дата / время Значения даты и времени. Пользователь может выбирать стандартные формы или создавать специальный формат.
Денежный Денежные значения. Для денежных расчётов не рекомендуется использовать числовые типы данных, т.к. они могут округляться при расчётах. Значения типа «денежный» всегда выводятся с указанным числом десятичных знаков после запятой.
Счётчик Автоматически выставляющиеся последовательные номера. Нумерация начинается с 1. Поле счётчика удобно для создания ключа. Это поле является совместимым с полем числового типа, для которого в свойстве Размер указано значение «Длинное целое».
Логический Значения «Да / Нет», «Истинно / Ложь», «Вкл / Выкл», одно из двух возможных значений.
Поле объекта OLE Объекты, созданные в других программах, поддерживающие протокол OLE.

3. Наиболее важные свойства полей:

- Размер поля задаёт максимальный размер данных, сохраняемых в поле.

- Формат поля является форматом отображения заданного типа данных и задаёт правила представления данных при выводе их на экран или печать.

- Подпись поля задаёт текст, который выводится в таблицах, формах, отчётах.

- Условие на значение позволяет осуществлять контроль ввода, задаёт ограничения на вводимые значения, при нарушении условий запрещает ввод и выводит текст, заданный свойством Сообщение об ошибке;

- Сообщение об ошибке задаёт текст сообщения, выводимый на экран при нарушении ограничений, заданных Условием на значение.

Тип элемента управления – свойство, которое задаётся на закладке Подстановка в окне конструктора таблиц. Это свойство определяет, будет ли отображаться поле в таблице и в какой форме – в виде поля или поля со списком.

Уникальный (первичный) ключ таблицы может быть простым или составным, включающим несколько полей.

Для определения ключа выделяются поля, составляющие ключ, и на панели инструментов нажимается кнопка ключевое поле или выполняется команда Правка / ключевое поле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: