Мировоззренческие и художественные парадигмы культуры 20 века.




Философия жизни как попытка преодоления банальности повседневного существованиями.

Философия конца XIX века любила глобальные проблемы и большие масштабы. Отдельная человеческая жизнь не вписывалась в такой масштаб - не была достойным рассмотрения предметом. Немецкая философия жизни вернула в философию человека. Анри Бергсон развил учение о двух видах реальности - материи и жизни. Жизнь - это принципиально иной тип бытия. Так человек перестал быть винтиком. Освальд Шпенглер, как и Бергсон, представлял мир как природу, которую можно и нужно описывать рационально, математическим языком, и мир как историю, которая подчиняется совершенно иным закономерностям. Так история перестала быть механизмом. Для описания истории Шпенглер предлагал метод аналогий, который предполагал непосредственное участие жизненного опыта человека в процессе познания. Так повседневные знания оказались полезными для философии. Фрейд открыл в человеке сферу бессознательного. психоанализ не только сделал сферу повседневности интересной для философии, но и открыл некое иррациональное основание человеческой жизни.

Это эпоха модернизма как совокупность конкретных направлений и стилей в искусстве (60-70-е годы XIX века (истоки: 1874 г. - импрессионизм; влияние Ф. Ницше):

Авангард - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в культуре ХХ в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры и отдельных видов искусства. Однако в 20-е гг. Авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее белее или менее значимые стороны и явления. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие Авангард, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики: это реакция художественно-исторического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ в. Особенности искусства ХХ века: отказ от традиционной системы ценностей, стремление постичь и выразить пустоту, абсурд, иррациональной, «иное» + повышенная философичность, роль рефлексии, концептуальность +особая роль формы, новые принципы художественной образности, стремление к бессознательному формотворчеству + повышенный интерес и мистическому, таинственному + доминанта самовыражения художника, утверждение абсолютного права автора на произвол + стремление к синтезу искусств, создание новых видов искусства стирание граней между утилитарным, эстетическим и художественным. Значение Авангарда: показал принципиальную ограниченность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды искусства и их методы художественной презентации экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусства: фотография, кино, телевидение, н музыка. Авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Характерной чертой авангардных практик является манифест. Периодизация: ранний Авангард (до 1914г. ХХ в.) - зрелый «высокий Авангард» (1918-45)конец века (постмодерн). Постмодерн - культура, возникшая когда "все уже случилось". Характерная его черта - отказ от новаций, точнее - признание их невозможности. Художественная практика постмодернизма предполагает, прежде всего, искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов наличных культурных текстов в свободной технике коллажа. Личность автора проявляется при этом преимущественно в особой манере языковой игры, яркой импровизации по поводу ключевых сюжетов и образов уже завершенной, "сделанной" культуры Запада.

ФУТУРИЗМ - одно из главных направлений в искусстве авангарда начала ХХ в. Наиболее полно реализован в Италии и России. Начался с опубликования в 1909 «Манифеста футуризма» (автор - Маринетти). Всего около 85 манифестов. Как целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом войны. Манифест: национализм и шовинизм бунтарско-анархический характер употребление часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений полное отрицание всех духовно-культурных ценностей прошлого + восхищ техники (Кандинск, Каринетти).

ДАДАИЗМ - авангардистское движение в художественной культуре (1916-22). По франц. Dada означает все детское. Дада - это дурачество, публичное выполнение предписаний фальшивой морали. Движение не имело единой программы и единого стилистического выражения. Это было движение молодежи. представляли себя разрушителями и революционерами поэтика грубой механической силыпровокационный пафос нападок на стандарты и обычаи респектабельного общества сатирические пародии на искусство (уничтожение искусства как такового) принцип случайной организации композиций (прием «художественного автоматизма») Балль, М. Дюшан.

СЮРРЕАЛИЗМ - направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции (1924). Связан с именами А. Бретона и Супо. принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей сюрреалистический канон: «Любовь, красота, бунт» влияние психоанализа Фрейда и творчества де Сада, соединенных вместе чистый психический автоматизм, выражающий реальное функционирование мысли («автоматическое письмо») стремление увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка «черный юмор» помогает отомстить враждебности мира в основе творчества лежит игровое начало (со смертью, с эросом), приводящее в состояние опьянения вводятся новые жанры экспериментального характера (запись сновидений).

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Канал трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения. деградация форм традиционной культуры развитие технических средств тиражирования Основные направления: индустрия «субкультуры детства» (детская литература, игрушки, клубы и лагеря) - универсализация воспитания детей массовая общеобразовательная школа - стандартизация знания СМИ - «растолкование» информации, оформление общ. Мнения система идеологии и пропаганды - контроль за ориентациями населения массовая социальная мифология - упрощение ориентаций массовые поит. Движения - вовлечение населения в полит. Акции система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия) - формирование стандартов престижного интереса индустрия досуга (литература, кино, комиксы).

ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - официальная культура тоталитарных режимов (20-30-е и 40-50-е гг.) в СССР, Италии, Германии. преследует цель - консолидация и сплочение нации вокруг властных структур государства консервативна и архаична

фотографическая конкретность религиозный пафос художественно-идеологический проект замещает реальность «верх» и «низ» меняются местами (народные массы «поучали» деятелей культуры) деление на «полезное» и «вредное» искусство.

ИСКУССТВО АБСУРДА - направление в литературе. Черты: «новый» подход к вещам - трансформация действительности, неприятие рутинного в жизни, конфронтация с традиционными вкусами. разрушение строгих рамок логики и объективных детерминант. инфантильный взгляд (сбой ритма, нелепое словоупотребление, косноязычие) бессмыслица преодолевает ограниченность разума отказ от причинно-следственного детерминизма явлений Направления: Объединение реального искусства - ОБЭРИУ (1927-1930 гг.): Введенский, Заболоцкий, Хармс, Вагинов. Театр абсурда: Ионеско, Бекет.

Сциентистские и антисциентистские течения в культуре.

XX век - очередная эпоха научных открытий, на сей раз - связанных с техникой (великие открытия XVII в. не были связаны с нею напрямую). Наука становится средством преобразования мира уже не в метафорическом, а в самом прямом смысле. Наука и техника становятся неотделимыми друг от друга. Сциентизм - восхищение научным прогрессом, восприятие его как царства разума.

Антисциентизм - настороженное отношение к прогрессу, обычно связанное с представлением о том, что увеличение знаний о мире не только не способствуют росту нравственного сознания, но и препятствует ему, становясь, тем самым, опасным. Как заметил Бертран Рассел, "знание без роста сознания легко становится дьявольским и лишь увеличивает раны, которые один человек наносит другому". То же самое противоречие иногда понимают и шире - не как разрыв между техникой и нравами, а как механизацию и, следовательно, деградацию всей культуры. Так О. Шпенглер пишет: "Механизация оказывается стадией опасного перенапряжения. Сама цивилизация стала машиной, которая все делает, или желает делать по образу машины".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: