сущность культуры как философская проблема.




Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. В XIX веке представитель немецкого романтизма А. Мюллер вводит понятие "философия культуры" ("культурфилософия"), употребляемое в западной философии в смысле осознания сущности и значения культуры. Как самостоятельная сфера философского умопостижения культуры философия культуры сформировалась в к. XVIII - нач. XIX вв., однако отдельные размышления и интуиции, связанные с культурой можно проследить, на всех этапах развития европейского сознания. В XX в. Философия культуры получает стремительно развитие, возникает множество новых истолкований самого феномена.

Впервые в литературе слово "культура" как теоретический термин встречается (45 г. до н. э.) у Цицерона ("возделывать", "обрабатывать").

2 сложности при анализе культуры: 1. соблазн понять под культурой всё, что связано с человеком. 2. культуру нельзя определить однозначно.

Подходы к определению Культуры:

1. Одна из первых оппозиций - соотношение культуры и природы. Проблема взаимодействия человека и природы. Проблема культуры и природы не вне, а внутри человека (напр., проблема телесности).

2. Римская т. зр. на культуру и общество - культура как особая характеристика общества: совпадают ли история культуры и история общества.

3. Эпоха Возрождения: культура и человек - человек как творец. Он обладает креативностью, почти равной Богу. Художник творит мир, подобно Богу.

4. Культура - саморазвивающаяся система без соотношения с чем-либо: 60-е гг. XX века А. Кребер и К.Клакхон, анализируя американскую культурологию, приводили цифру — 237 дефиниций (определений). Такое семантическое (языковое) и содержательно-теоретическое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости, многообразии мира культуры и выражающего его понятия.

Основные подходы к определению культуры в современной философии культуры:

- Западный подход идет от попытки понять сущность человека.

- Советский подход: человек - продукт общественных законов. Культура как общественная система.

В западном подходе выделяют:

1. Эволюционистский подход (Тейлор, Фрезер): культура обозначается как система верований, обрядов, ритуалов. Человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое... Для того, чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру. В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе. Из таких, конечно же, не психологических, а глубоко философских представлений о природе человека и следуют эволюционистские выводы: развитие от простого к сложному, то есть постепенное усложнение культуры, выведение явлений общественного строя и культуры из природы человека

2. Натуралистский поход: В человеке доминирует природное начало. Два варианта: 1) Культура и природа противостоят друг другу. Главным фактором, определяющим культуру является природа. Например, географический детерминизм: климатические условия формируют культуру.

3. Фрейдизм: культура как репрессивная функция по отношению к человеческой природе, процесс психического развития человека как биологически обусловленный механизм трансформации его сексуальной энергии (либидо), начиная с явлений детской сексуальности. Инстинктивный импульс либидо может быть или разряжен в действии, или вытеснен обратно в бессознательное, или же погашен посредством переключения энергии с соци&чьно и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс называется сублимацией). В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убежденность в противоречии между природным началом, бессознательным, сексуальностью и агрессивностью в человеке и нормами культуры, которая основана на отказе (добровольном или принудительном) от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо, осуществляя жесткий контроль, цензуру инстинктов. Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний. Фундаментальной предпосылкой его размышлений было уподобление общественной психики индивидуальной, убеждение в общности личного и коллективного бессознательного.

4. Структуралистский подход: культура понимается как совокупность знаковых систем. Основные идеи этого направления разработаны в работах К. Леви-Стросса, Ж. Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко и др. Структурализм ставит своей задачей преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование и т.д. В качестве образца для культурологических исследований берется лингвистика, которая благодаря Соссюру и его последователям в 20-30-х годах XX века приобретает многие черты точных паук. А разработанный в лингвистике Ф. де Соссюром структурный метод был перенесен на изучение других сфер духовной жизни человека. Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Эти всеобщие формы или "основополагающие структуры", с точки зрения представителей данного течения, действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность человека. Как утверждает К. Леви-Стросс, "бессознательное содержит в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений". С точки зрения структурализма, все культурные системы язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Таким образом, цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора данной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов. Этот системообразующий фактор - структура - представляется не просто как "скелет" того или иного культурного объекта, но как совокупность правил, по которым путем перестановки его элементов из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. Это единообразие, с точки зрения структурного метода, выявляется не за счет отбрасывания различий этих объектов, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного образца.

5. Символический подход (Кассирер): Культура - система символических форм. Задача культуры - гармонизировать мир, вырабатывать особые смыслы существования человека в мире. Кассирер: '"Что же есть целое духовной культуры? Что из себя представляет цель культурной деятельности, ее назначение, ее смысл... Главная задача всех форм культуры состоит в том, чтобы создавать всеобщий мир мыслей и чувствований, мир человечности, "единый космос"... Нас более не интересуют отдельные произведения искусств, продукты религиозного или мифологического мышления, нас интересуют те движущие силы, та метальная активность, которые требуются для их создания. Если нам удастся постичь характер этих сил, если мы поймем их не с точки зрения их исторического возникновения, но с точки зрения структуры, если поймем, в чем их различие и в чем, вопреки этому различию, их взаимодействие, то это будет означать, что мы достигли нового знания о характере человеческой культуры".

6. Герменевтический подход: культура как текст. В XX веке постмодерн объявил поиск истины ложной задачей, интерпретативный разум стал искать свои правила интеллектуальной деятельности, свои стили выражения мышления в слове. Вводится понятие "текст", причем весь мир рассматривается как бесконечный текст. Постмодерн отказывается от построения философских систем и не признавает необходимости подчинения мышления законам диалектической логики, он утверждает, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно. Более того, его начинает интересовать то время бытия мышления, когда последнее еще не оформлено, хаотично, пульсирует, нагромождает мысль на мысль, перебивая их образами; мысль здесь течет, еще не подчиняясь строгим логическим правилами требованиям категориальной упорядоченности, ее форма находится в становлении. Начинаются поиски словесной и категориальной формы для выражения мышления до его логико-категориальной аранжировки, которая, по мнению философов интерпретативного разума, искажает содержание первозданного мышления, вносит изменения в его содержание, лишает его первоначальной полноты.

Советский: В конце 60-х проходит конференция "Человек, творчество, культура", где культура определяется как творчески преобразующая деятельность человека. В результате дискуссии дается 20 определений культуры. Отсюда выявляются четыре подхода.

1. Деятельностный (Каган): от видов деятельности человека зависят особенности культуры. 2. Аксиологический (Чавчаваязс) - анализ культуры с точки зрения системы ценностей.

3. Информационно-знаковый. Культура, по Лотману, -информационно-коммуникативная система. Сущность культуры - особый способ сохранения, передачи и рождения информации. Бахтин - диалогический характер мышления. Сущность культуры - приращение смысла.

4. Системный. Культура как система.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: