Диалог культур в современном мире.




Философия культуры.

 

Понятие культуры. Концепции культуры.

Культура как форма самореализации человека

В переводе с латинского «культура» - возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто называют «второй природой»).

Культура становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и это становится главным в понимании культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без сознания, без духовного компонента не бывает.

Культура может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне как явлениях культуры, если в них воплощается, объективируется система духовных (прежде всего, нравственных) ценностей. Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций.

Концепции культуры

 

1. Деятельностная концепция культуры.

В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе и по отношению к природе; отсюда можно говорить об экологической культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.

(мы уже говорили о культуре поведения, труда и т.п.)

 

2. Семиотическая концепция культуры.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.

Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение смыслов (в том числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе – это одна из функций экологической культуры).

Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.

Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.

 

3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях).

В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей.

Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).

Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества).

 

Универсалии культуры

Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть.

Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалии культуры.

Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми.

Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе), а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания.

 

 

Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством.

 

Функции культуры

1. Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания.

2. Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт.

3. Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения.

4. Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе («цензура культуры» по Фрейду).

5. Гуманистическая: воспитывает человека.

6. Социально организующая.

7. Экологическая функция культуры.

 

Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного смысла (не стремится к выработке смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты).

Наше время – это время наступления бизнеса на природу и естественность. И это наступление стало чрезвычайно агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия кумиров, но часто базируются на интуитивном постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим особе6нностям…)

…бьюти-аддикция – новый вид психической зависимости… Бьюти-зависимость, юни-мания (против развития, против изменений – всегда быть молодым. Всегда одни и те же).

 

2.Культура и цивилизация.

Диалог культур в современном мире.

 

Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.

Первая мировая война, пробуждение Азии обострили внимание к культурно-региональным, поведенческим и мировоззренческим различиям Европы и других регионов. Концепции О.Шпенглера, А. Тойнби и других дали новый импульс к исследованию и соотношению понятий культуры и цивилизации.

Вторая мировая война, крах колониализма, экономическое усиление некоторых дальневосточных стран, быстрое обогащение нефтедобывающих государств, рост исламского фундаментализма потребовали объяснений. Рухнуло противостояние капитализма и коммунизма. Стали говорить о других актуальных противостояниях – богатого Севера и бедного Юга, Западных и исламских стран (идеи столкновения цивилизаций С.Хантингтона).

Возникает вопрос: так что такое «цивилизация» и как она соотносится с понятием «культура»?

 

Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры.

Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный».

Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах:

1. часто отождествляют понятия «культура» и «цивилизация»;

2. используют понятие локальных цивилизаций. Оно позволяет увидеть у разных стран и народов общее и особенное, сравнить их, так у Монтескье, Гердера, Тойнби, Данилевского цивилизация – это пространственно-временные группировки обществ, взятые в аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости. Так, у П.Сорокина - существуют восточная и западная цивилизации (можно сказать, что существуют восточная и западная культуры). Также и у С.Хантингтона, но он еще выделяет и другие цивилизации (культуры).

3. сегодня говорят о формировании всемирной цивилизации. (Этот процесс сопровождается формированием массовой культуры).

4. цивилизацию часто понимают как этап в развитии общества. Сначала было варварство (первобытность), а потом – цивилизация (можно говорить о первобытной культуре, но не о первобытной цивилизации).

5. у О.Шпенглера цивилизация – это особая стадия в развитии культуры. Он понимал культуру по аналогии с биологическим организмом. Как организм, культура рождается, зреет и умирает. Умирая, она превращается в цивилизацию.

 

Разведение понятий «культура» и «цивилизация» впервые обозначилось у Ж.-Ж. Руссо. Потребности духа удовлетворяет культура. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.

Появление цивилизации связано с разделением труда, затем, дальнейшим развитием техники и технологии (это и было положено в основу деления общества на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе).

Итак:

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе.

Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации.

Цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры.

 

В.И.Вернадский рассматривал цивилизацию как явление «отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества… не было». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн.2. С. 33).

Эрн: Цивилизация есть изнанка культуры.

Бахтин: Культура существует на границах…

Пришвин: Культура – связь между людьми в их творчестве. Цивилизация – сила техники, связь вещей.

А.Тойнби выступал за создание единой цивилизации, но при этом важно, чтобы сохранялось разнообразие культур (критиковал идущий процесс глобализации за то, что он протекает как всеобщая вестернизация).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: