Студент группы Ю-33 НОУ ВПО СИБИТ (Фамилия, И. О.)




Заключение
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

Проекта федерального закона N 306504-6 "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

 

Коррупциогенные факторы проекта НПА Вопросы, решаемые при установлении признаков наличия коррупциогенных факторов Вывод о наличии/отсутствии признаков коррупциогенных факторов (при наличии указать номера статей проекта НПА)
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) -являются ли дискреционные полномочия необходимыми в данном НПА в случае отсутствия легитимного основания: -предоставлены ли дискреционные полномочия с целью максимального учета особенностей регулируемых общественных отношений; -можно ли сделать однозначный вывод о наличии у органа (должностного лица) дискреционных полномочий; -не являются ли дискреционные полномочия подразумеваемыми (скрытыми); -какие негативные правовые последствия могут возникнуть при злоупотреблении дискреционными полномочиями: -не сделает ли это невозможным или существенно затруднит реализацию субъективных прав граждан и организаций; -не приведет ли это к затягиванию процедуры принятия законного решения; -не приведет ли это к возникновению у граждан и организаций дополнительных правовых или организационных обременений различной степени и объема.  
определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций -насколько привязаны функции государственного (муниципального) органа или должностного лица по реализации компетенции по формуле "вправе" к обязанностям, а не к правам, т.е. правам должны корреспондировать конкретные обязанности; -есть ли в НПА конкретные обязанности государственного или муниципального органа (должностного лица) по отправлению своих функций; -есть ли в НПА конкретный алгоритм реализации полномочий по формуле "вправе"; -какие негативные правовые последствия могут наступить при реализации коррупциогенного фактора (например, возможность склонения заявителя для реализации им своих прав и законных интересов к даче взятки и др.).  
выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) -имеются ли исключения в отношении категорий граждан, которым предоставляются права; -определенны ли такие права в НПА, или такое право делегировано органу государственной власти, муниципальному органу или их должностному лицу актом более высокой юридической силы; -обладает ли орган государственной власти, муниципальный орган или их должностное лицо дискреционными полномочиями по изменению объема прав; -какие негативные правовые последствия могут возникнуть при: -необоснованности дифференциации объема прав, несоответствие реальным потребностям отдельных социальных групп населения или организаций (неадекватность), т.е. отсутствие адресности предоставления государственных и иных гарантий (льгот, компенсаций, привилегии), а также введение запретов и ограничений; -изменении объема прав, процедура реализации которого становится зависимой от усмотрения должностного лица.  
чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт -имеются ли в НПА бланкетные нормы; -имеются ли НПА, принятые на основе бланкетной нормы, не содержат ли они коррупциогенных норм, соблюдают ли такие акты интересы граждан и организаций или баланс интересов не соблюден, т.е. в НПА присутствует преимущество государственных и муниципальных органов и их должностных лиц перед гражданами и организациями в реализации их прав и законных интересов; -имеются ли в НПА достаточные процедурные предписания, позволяющие минимизировать дискреционные полномочия при бланкетном правовом регулировании; -не противоречат ли НПА, принятые на основе бланкетной нормы, НПА, имеющим высшую юридическую силу; -какие негативные правовые последствия могут возникнуть (невыполнение или недостаточное выполнение нормотворческим органом собственных регулирующих функций, что позволяет организациям принимать свои правовые акты).  
отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка -имеется ли определенность в отношении сроков принятия итоговых процедурно-процессуальных решений: эти сроки вообще не установлены; либо должностное лицо вправе самостоятельно их определять, продлевать или сокращать; -закрепляет ли процедура перечень исчерпывающих оснований и порядок принятия управленческих решений; -имеются ли в НПА положения процедуры, позволяющие должностному лицу немотивированно изменять ход ее развития, прекращать или возобновлять процедурно-процессуальные отношения либо выбирать благоприятные или неблагоприятные для граждан или организаций управленческие решения (коррелирует с фактором превышения объема дискреционных полномочий); -не содержится ли в процедуре излишней детализации обязанностей граждан или организаций, что значительно усложняет их точное исполнение (коррелирует с фактором завышенных требований); -какие негативные правовые последствия могут возникнуть (отсутствие в правовом акте, регулирующем реализацию субъективных прав и юридических обязанностей граждан и организаций, административных процедур, либо наличие дефектов установленной в правовом акте административной процедуры, способных создать условия для совершения коррупционных действий или возникновения коррупционных отношений).  
отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага) -имеются ли в НПА, регулирующих соответствующие служебные, имущественные и другие отношения, конкурсные (аукционные) процедуры, оправдано ли их отсутствие с точки зрения законодательства, практики; -присутствуют ли завышенные требования к потенциальным участникам конкурса (аукциона); -какие негативные правовые последствия могут возникнуть при создании условий для злоупотреблений на всех или отдельных стадиях процедуры.  
наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям -насколько основаны эти требования на положениях НПА, имеющих более высокую юридическую силу; -имеются ли аналогичные (схожие) нормативно урегулированные процедуры, содержащие иной (меньший или больший) объем требований, возлагаемых на граждан или организации; -насколько согласованы эти требования с содержанием НПА в целом; -насколько адекватны эти требования характеру регулируемых общественных отношений, значению тех субъективных прав, иных социальных благ, реализацию которых они призваны обеспечить (может ли несоблюдение таких требований нарушить иные права, законные интересы иных лиц); -возможно ли снижение объема требований, возлагаемых на граждан или организации, без ущерба для эффективности юридической процедуры; -какие негативные правовые последствия могут наступить при реализации коррупциогенного фактора, например: -приведет к невозможности реализации субъективного права или законного интереса; -существенно затруднит реализацию субъективного права или законного интереса; -повлечет за собой применение к гражданам и организациям публично-правовых санкций или вызовет иные негативные последствия.  
злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций -имеется в НПА четкая процедура реализации права заявителя (подробные права и обязанности должностного лица и заявителя); -имеются ли конкретные сроки реализации права заявителя; -имеется ли в НПА закрытый четкий перечень документов, представляемых заявителем для реализации своего права; -имеется ли в НПА указание на конкретный юридический факт, с которым связывается начало реализации права заявителя (событие, действие); -какие негативные правовые последствия могут возникнуть (например, существенное затруднение реализации субъективного права заявителя и др.).  
юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера -имеются ли в исследуемом НПА нормы, не позволяющие сделать однозначный вывод о варианте поведения уполномоченного лица; -допускается ли дискреционная вариативность при применении термина или категории; -какие негативные правовые последствия могут возникнуть (поскольку то или иное положение в силу своей двусмысленности, неясности и недостаточной определенности может трактоваться неоднозначно, это дает возможность должностному лицу варьировать свое усмотрение и повышает вероятность произвольного применения нормы, т.е. расширяет дискреционные полномочия чиновника).  

 


Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

 

Руководствуясь частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, мной, студентом группы Ю-31 НОУ ВПО СИБИТ (Фамилия, И. О.) проведена антикоррупционная экспертиза Проекта федерального закона N 306504-6 "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

Вариант 1:

В представленном проекте коррупциогенные факторы не выявлены.

Вариант 2:

В представленном проекте выявлены коррупциогенные факторы, которые перечислены ниже:

-

-

-

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается

 

________________________________________________________________________.

(указывается способ устранения коррупциогенных факторов)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: