Семинар 2. Рынок товаров (услуг) как сфера реализации антимонопольной политики государства




Вопросы для обсуждения

1. Цель, задачи и условия проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

2. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках: этапы и инструменты.

3. Результаты оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и их практическое использование.

Понятия:

Взаимозаменяемые товары, релевантный рынок, рыночная концентрация, товар, товарный рынок, хозяйствующие субъекты, уровень концентрации.

 

Темы докладов

1. Виды барьеров доступа на рынок и их оценка.

2. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках с различным уровнем развития конкуренции.

 

Литература

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 №691-р «Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы» // СПС «Консультант Плюс».

4. Приказ ФАС от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // СПС «Консультант Плюс».

5. Белокрылова О. С., Бережной И. В., Вольчик В. В. Эволюция институциональных ограничений конкуренции в переходной экономике. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

6. Доклад о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2009 году. URL: https://www.economy.gov.ru.

7. Князева И.В. Изменение формы и характера конкуренции на инновационных рынках и мер антимонопольного регулирования // Инновации. 2009. №11.

8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2006.

9. Мальцева О.В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. №3.

10. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2008.

Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа к теме 1. Антимонопольное регулирование как элемент государственного регулирования хозяйственных взаимоотношений

1. Представьте характеристику основных подходов, определяющих содержание категории «конкуренция». Перечислите основные условия функционирования конкуренции и прокомментируйте их.

2. Охарактеризуйте монополию, систематизируйте виды монополий и приведите примеры каждого вида.

3. Систематизируйте факторы, усиливающие конкурентное или монопольное поведение на товарном рынке, и обозначьте общие принципы поведения фирмы на монопольном и конкурентном рынках.

4. Назовите специфические черты, характеризующие преимущества и издержки конкуренции и монополии для общества, потребителей и субъектов рынка.

5. Дайте определение понятиям: картель, конкурентная политика, конкуренция, многоотраслевой концерн, монополия, монополистическая деятельность, синдикат, трест.

Самостоятельная работа к теме 2. Рынок товаров (услуг) как сфера реализации антимонопольной политики государства

1. Дайте определение экономической концентрации и охарактеризуйте количественные и качественные признаки экономической концентрации.

2. Составьте систему показателей, оценивающих экономическую концентрацию рынка, и охарактеризуйте их.

3. Дайте характеристику потенциальной конкуренции и поясните содержательную сущность барьеров входа на рынок.

Тесты

1. Антимонопольное регулирование – это комплекс антимоно- польных мер и механизмов их реализации (методов, средств и институтов) с целью:

1) обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

2) комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации
(методов, средств и институтов) с целью борьбы с картелями
и монополиями;

3) комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации
с целью содействия развитию рыночных структур.

2. Становление и развитие антимонопольного законодательства и практики антимонопольного регулирования связано с принятием закона:

1) Клейтона;

2) Робинсона-Патмэна;

3) Шермана.

3. К целям антимонопольной политики не относят:

1) создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов;

2) предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти в функционирование рынков;

3) определение (установление) и применение цен (тарифов) субъектов естественных монополий.

4. Федеральный закон «О защите конкуренции» соответствует нормам:

1) американского законодательства;

2) европейского законодательства;

3) японского законодательства.

5. К основным направлениям государственной антимонопольной политики не относят:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) контроль размещения заказов на поставку товаров,
работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

3) регулирование деятельности инновационных предприятий.

6. К целям проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках не относят:

1) определение доминирующего положения;

2) включение в реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%;

3) определение уровня благосостояния общества.

7. Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является:

1) объем выручки;

2) объем производства;

3) объем продаж.

8. Временной интервал исследования товарного рынка не должен быть менее:

1) 1 года;

2) 6 месяцев;

3) 2 лет.

9. Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром требуется:

1) более года;

2) более 6 месяцев;

3) менее 2 лет.

10. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма:

1) долей на товарном рынке, выраженных в процентах, всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

2) квадратов долей на товарном рынке, выраженных в процентах, крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

3) квадратов долей на товарном рынке, выраженных в процентах, всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: