Период XIII — начало XIV вв. — npoтopeнессанс, эпоха дученто.




1. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения.

Возрождением (или Ренессансом) называется культура новой общественной формации, буржуазной, которая возникла в Италии в XIV веке.

Возрождение – это промежуточная эпоха между Средневековьем и Новым временем, предтече дальнейших трансформаций, которые будут переживать искусство и культура. Несмотря на переходный характер данной эпохи, в искусстве Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль, проявившийся во всех видах пластического искусства: архитектуре, скульптуре, живописи. Этот стиль выразил художественный и мировоззренческий идеалы времени.

Возникает совсем иная картина мира, отличная от средневековой. Эта картина формирует другую ментальность, новые принципы творчества, иной образ жизни. Никогда искусство не имело такого значения не было так востребовано в частной и общественной жизни, как в эту эпоху.

Италия, благодаря своему выгодному географическому положению, вела активную торговлю с Европой и Востоком. Концентрация капиталов позволила итальянскому купечеству перейти от торговых отношений к кредитным – торговле деньгами. Процветающие буржуазные аристократы становились меценатами. Время было пронизано жаждой активности, преобразований, неистовой деятельностью. Реалии эпохи были жестоки и кровавы: враждующие кланы, заказные убийства, интриги борьба за власть – таковы были неотъемлемые компоненты новой буржуазной формации. Портреты эпохи Возрождения представляют нам людей властных, уверенных, волевых, без рефлексии и душевных переживаний. Художественный гений Возрождения стремился к традиционным христианским сюжетам, с той только разницей, что под кистью, резцом они приобретали абсолютно материальное и реалистичное воплощение, тем самым демонстрируя возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистичного. Ренессансное стремление к совершенству представляло собой глобальную мировоззренческую программу установкой на создание совершенных и прекрасных образов.

Первые признаки новой художественной культуры появились во второй половине XIII в. Эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

À Проторенессанс (дученто) - XII-XIV века.

À Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) — с середины XIV — XV вв.

À Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.

À Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII вв.

Первый подъем новой культуры - культуры Возрождения в Италии относится к 12 — 13 вв.

Период XIII — начало XIV вв. — npoтopeнессанс, эпоха дученто.

Период проторенессанса во многом подготовил почву для искусства Возрождения, хотя был кровно связан со средневековым, с романскими готическими и византийскими традициями. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Чаще всего элементы того и другого слиты в неразделимом единстве.

Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя по слово от восходящего к Цицерону понятия «studia humanitasis», означавшего изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. Термин этот отражает антропоцентризм культуры Возрождения, ее новое отношение к действительности.Люди, развивавшие эти идеи, называли себя гуманистами (от латинского humanus – человечный), проводя параллель между собой и “studia Humanitanis“ Цицерона, изучавшей все, что связано с природой человека и его духовным миром. В каком-то смысле гуманизм возродил античную мысль о том, что “человек есть мера всех вещей“.

Родоначальником гуманистической культуры считается великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В 1342-1343 годах он написал философский трактат “О презрении к миру“, в котором категорически отвергал средневековый аскетизм и провозглашал высшим назначением человека любовь, в первую очередь к женщине.

В стихах Петрарки можно увидеть, как простые человеческие чувства и желания побеждают религиозную сдержанность и ограниченность. Поэт не отрицает церковных идеалов, но ставит рядом с ними другие идеалы, в первую очередь античные, и убедительно доказывает, что только сам человек может и должен решать, что предпочесть в каждом конкретном случае. Решение для Петрарки рождает не вера, не холодный ум, а страстная безудержная душа человека.

Еще больше внимания античным радостям и удовольствиям уделял знаменитый писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375). Его поэмы в своем большинстве – вольное изложение античных мифов. Самое известное произведение Боккаччо “Декамерон“.

Такие люди, как Петрарка и Боккаччо произвели перелом в мировоззрении культурной элиты. Уже в начале XV века в общественной жизни, моральной сфере, науке, литературе и искусстве перестали считаться с религиозными запретами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: