Первый уровень Освобождения




 

Когда-то меня занимал вопрос: приходит ли Освобождение сразу или наступает постепенно? В Китае даже произошёл раскол учения Чань[41] на северную и южную школы из-за несогласия по этому вопросу. Из моей собственной практики я выяснил, что в Освобождении существуют уровни. Начинаются эти уровни, соответственно, с первого.

Освобождение не приходит как результат некого супертранса или сверхглубокого самадхи. Это происходит по-другому. Просто наступает утро, когда ты смотришь в окно и понимаешь: ты свободен!

Озарения, сатори и откровения приходят к нам на пути. Однако, Освобождение ─ это конец всех сатори. Японский мастер сказал: «И вот я свободен. Но ничего не изменилось. Я все так же ношу воду и подметаю пол». Что же такое ─ первый уровень Освобождения?

Это не есть некая запредельная мистическая трясучка, а совершенно конкретная и ясная вещь. Это ─ безусловная свобода. Свобода от всех тех проблем, которые мучили тебя раньше. Вот в чём это проявляется:

► Крепкое здоровье

 

Исцелившееся от невроза сознание быстро прибирается в своем доме. Энергии в человеческом теле огромное количество. Биохимия его настолько совершенна, что наша внутренняя фабрика способна выработать любые вещества и микроэлементы, которые быстро восстановят даже пошатнувшееся здоровье. Никакие лекарства не нужны. Не нужны и замысловатые упражнения. Для достижения несокрушимого здоровья вполне достаточно чистого сознания. Тело «подстроится» под него. Поэтому, чистое сознание ─ здоровое тело.

 

► Освобождение от финансовых и материальных проблем

 

Как они решаются, зависит от темперамента, склонностей и воспитания садхака. Некоторые обходятся малым, нисколько не чувствуя себя при этом дискомфортно. У других появляются деньги, иногда немалые. Эти деньги искатель использует в целях дальнейшего продвижения и для помощи на Пути другим. Достигший первого уровня, однако, никак не связан ни отсутствием денег, ни их наличием. Он знает, что есть сила, поддерживающая искателей в практике. Она берет на себя все заботы и обеспечивает садхака всем необходимым и более того. Эта сила щедра. Вы хотите проверить это? Проверьте!

► Независимость от людей

Запутанные отношения, кармические долги перед близкими, зависимость от других в любой форме больше не существуют. На первом уровне ясно видно, что все эти ловушки были расставлены в нашей голове, объективно их не существует. Мы попадаем в зависимость от других, когда нам что-то от них нужно. Это происходит от того, что мы не самодостаточны. Мы ставим себя в зависимость от людей, поскольку недостаточно верим в себя и в Бога. Мы продолжаем поддерживать ложную веру в то, что для нашего счастья нам нужен кто-то или что-то ещё, кроме нас самих. Разрушив это представление, мы обретаем свободу от отношений.

Люди вокруг нас никуда не исчезают. Исчезает страх одиночества, ненужности и бессмысленности собственного существования. Уходит зависимость от других. Мы ясно видим, что достаточно просто быть. Никаких других оправданий для жизни не нужно. Бытие всегда до краёв наполнено самим собой.

Переживание этой наполненности и проистекающая из неё независимость вызывают иногда уважение и любовь в других людях, иногда страх и неприязнь. Но вы более не зависите от мнения окружающих. Вы более не принадлежите коллективному сознанию и формам поведения. Находясь среди людей, вы пребываете в одиночестве. Если вас о чём-то спрашивают или просят, вы реагируете. Если нет, пребываете в покое и молчании. Люди для вас ─ говорящие куклы. И вы сами ─ точно такая же кукла и ничем не отличаетесь от них. Ничем, кроме свободы.

► Волшебное

На первом уровне многие силы Вселенной оказываются в вашем распоряжении. Ваш выбор ─ использовать их или нет.

Главная перемена в вашей внешней жизни заключается в том, все события и обстоятельства видятся вам теперь как друзья. Вселенная улыбается вам. Враждебный и недобрый мир остался далеко в прошлом. Вы даже не помните, как это было.

Вы ни к чему не привязаны и ничего не хотите. Всё и так происходит само собой. И всё происходящее абсолютно волшебно и совершенно, каждый миг уникален и неповторим. Это потрясающее космическое шоу само разворачивается как внутри, так и снаружи вас, и происходит это безо всяких усилий.

Чего же вам ещё желать?

 

► Бодхичитта

Падмасамбхава сказал: «Когда я вижу страдания существ в бесчисленных мирах, мое сердце обливается кровью».

По выражению даосов, мы живём в срединном мире, между небом и землёй. Количество страданий на Земле оптимально для того, чтобы позволить человеку быстро эволюционировать. Поэтому Гуру Римпоче и давал практики для достижения освобождения в течение одной жизни. В нижних мирах количество страданий неизмеримо больше, и эволюция идёт намного медленнее. В мирах богов слишком хорошо, чтобы работать над собой. Поэтому мы с вами в этом смысле находимся в очень благоприятных условиях.

По достижении первого уровня для практика начинается работа. У него появляются средства и возможности для действенной помощи другим. В тибетском буддизме это называется «искусные средства». Цель этой работы одна ─ избавить живые существа от страданий. Сделать это можно лишь тогда, когда избавился от внутренней боли и от невроза сам. Исцелившись, ты начинаешь видеть и все люди становятся для тебя прозрачными.

Когда ты узнаёшь, как работает твоя собственная психическая машина, тебе становится ясно, что движет другими. Сознание устроено у всех одинаково. Познав себя, ты немедленно узнаешь других. Люди становятся понятны; ты видишь мотивы их действий, опасения и страхи, привычки и надежды. Появляется возможность моментально оценить уровень сознания человека и то, что было бы для него оптимальным в его развитии. Иногда с человеком лучше всего ничего не делать, а предоставить его собственной судьбе. Так ты и поступаешь.

Если же кто-то приходит к тебе за помощью и ты видишь, что его стремление к самопознанию искренне, что этот человек уже наигрался в игрушки внешней жизни, ты предлагаешь ему тест. Тест заключается в том, что ты проверяешь искренность запроса пришедшего. Лучше всего сделать то, о чём тебя просят, или дать человеку возможность делать то, что он хочет. Рано или поздно, он обязательно раскроется.

В некоторых случаях хорошо дать денег. Это часто помогает раскрыть человека моментально. Гурджиев напаивал своих учеников для того, чтобы узнать их.

На первом уровне твоя интуиция обостряется до такой степени, что порой достаточно взглянуть на человека или прочесть несколько строчек его письма, и все становится ясно. А иногда даже этого не надо.

Оказывается, достаточно услышать имя человека, обрывок фразы о нём, или даже прочесть мысль о нём в уме другого ─ и ты чувствуешь главное в этом человеке − его основную вибрацию.

Так же, как каждая пища имеет свой вкус, у каждого человека есть эта вибрация. Стоит её уловить, и больше никакой информации не нужно. Поистине, познав себя, ты узнаешь всех.

Кроме того, что ты, наконец, научился разбираться в людях, тебе открываются некоторые из сил, управляющих Вселенной и законы, по которым они работают.

Ты знаешь, когда нужно говорить и когда необходимо молчать. Ты знаешь, когда нужно действовать очень быстро и медлить нельзя. Ты знаешь, когда, наоборот, нужно следовать у-вейи соблюдать полное Недеяние. Ты знаешь, когда лучше быть одному и когда пора погрузиться в человеческую суету. Тебе ясно, когда нужно медитировать, а когда ─ нет. Когда надо сделать комплимент женщине и когда устроить головомойку бесхребетному ученику. Ты знаешь, когда необходимо применить магию и когда это противопоказано. Ты видишь, когда нужно вылечить человека и когда нужно дать ему умереть. Тебе открывается многое и, что важнее, если ты чего-то не знаешь или не можешь, ты точно знаешь, как это узнать и смочь.

Самое главное, однако, заключается не в знаниях и не в силе. Главное ─ в радости. Если практика не приносит радости и счастья, то зачем она нужна? Такую практику следует оставить. В то же время, садхана, приводящая к счастью, бесценна. В учении Дзогчен говорится: «Даже если вы не достигнете цели на этом пути, вы обретёте счастье».

 

Сколько есть ещё уровней Освобождения, мне неизвестно. Может быть, их бесконечное количество. Но возможно, что первый уровень является также и последним. В коренном дзогченовском тексте «Высший источник» будда Самантабхадра[42] говорит: «У Источника нет уровней. Он равно присутствует во всем».

Необходимость Освобождения в какой-то момент перестаёт волновать и беспокоить. Становится ясно, что эта бесконечная погоня ─ такой же мираж, как и все остальное. Исчезает необходимость выяснять, на каком уровне ты находишься, сколько их пройдено и сколько ещё впереди. Быть свободным означает научиться быть.В самом бытии заключена величайшая свобода.

 

 

 

Самантабхадра со своей супругой

Самантабхадри

 

Любовь

Хранит наполненность пространства

Любви скупое вещество ─

Единственное постоянство,

Бессмысленное торжество.

Меня иногда спрашивают, почему я не говорю о любви. Я долго жил в Северной Америке, где фраза «I love you» стала чем-то вроде слова-паразита, утратив всякий смысл. Ей часто просто заканчивают телефонный разговор. В русском языке слово «любовь», к счастью, пока сохранило свой сакральный смысл.

Зачем говорить о любви? Если она есть, то никакие слова не нужны. А если ее нет, то сколько ни кричи «халва», во рту слаще не станет.

Поток, о котором мы говорим здесь, является проявлением вселенской любви, а, вернее, самой этой любовью, которую можно видеть, пить, чувствовать и осязать. При его прикосновении мы чувствуем, что там, наверху, нас действительно кто-то очень любит. И это так здорово ─ чувствовать поддержку неба!

Если говорить о любви между людьми, то как часто она оказывается обратной стороной страха одиночества! На подлинную любовь способен тот, кто изжил в себе этот страх. Тот, кто стал самодостаточным и совершенным. Тот, кто наполнен собой до краев. Или абсолютно пуст ─ ведь это одно и то же. На подлинную любовь способен тот, кто более не нуждается в других.

Такой человек может переливаться через край и отдавать бесконечно. А что такое любовь, как не искусство отдавать бесконечно?

Как много людей мечтает о любви ─ настоящей, чистой и бессмертной. При этом они не отдают себе отчёта в том, что они пока просто её не достойны. Они требуют награды, не заслужив её. Они ещё не сделали ту тяжёлую черновую работу, которая называется садхана. Не очистившись сами, они грезят о чистой любви. Разве это возможно? К грязи пристает только грязь. Бабочка летит на самый прекрасный цветок. Любовь ─ великое благословление и дар небес. Её нельзя вырвать у судьбы силой. Когда человек готов, она сама войдет в его дом, не спрашивая разрешения.

Когда Парвати[43] хотела добиться благосклонности Шивы, тот предавался аскезе и сидел в глубокой медитации на горе Кайлаш. Все её ухищрения привлечь внимание Шивы оказались тщетными. Тогда Парвати сама обратилась к аскетизму и простояла на одной ноге тысячу лет, после чего Шива открыл глаза и вышел из своей медитации. От их брака родились двое сыновей: Ганеша ─ бог, устраняющий препятствия (правда, он сам их и создаёт) и бог войны Картикея.

Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был величайшим махасиддхом и аватаром[44]. Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал свою физическую форму в тело золотого света. В этом бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги, посвящая их в различные тайные практики. Многие тантрические тексты имеют форму диалога Шивы и Парвати.

Намкай Норбу однажды заметил: «Людям свойственно жить парами». Можно добавить: и не только людям. Все индийские боги имеют жен, а бог солнца Сурья ─ даже двух. Практически все формы Бога в индуизме, имеют женского партнёра, свою «лучшую половину» или Шакти. Считается, что без своей Шакти бог не имеет силы.

Пожалуй, самый выдающийся пример вечной любви в Индии ─ это история Кришны и Радхи. Кришна настолько любим индийским народом, что одна индийская женщина в конце 20 века даже вышла замуж за его статую. Об этом случае писали все индийские газеты. Причем писали не как о курьёзе, а как о поступке, достойном восхищения и подражания.

Во Вриндаване ─ городе, где пять тысяч лет назад родился и вырос Кришна, люди до сих пор, здороваясь, говорят друг другу: «Раде, Раде!» в память о Радхе.

 

 

 

Кришна и Радха

 

Кошки

O чудесная кошка, дарованная навеки!

(Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет)

Коты - мистические существа, посланные людям в утешение.

Ю. Терапиано

 

Как совершенны кошки! Они независимы, полны достоинства, безупречны в каждом своем движении, восхитительны в покое, взгляд их ясен и пронзителен. Мурчащая кошка ─ выражение счастья и довольства, переполняющих её. Кошка умеет наслаждаться своим существованием. Ей просто нравится быть. И она умеет делать это мастерски.

Кошка ─ воплощение мягкости, грации и нежности. Она ─ ласковая и заботливая мать, и, в то же время, безжалостный и отважный воин. Кошка абсолютно страшна в ярости. Разъярённая, она обращает в бегство и собаку, и человека.

У кошек можно многому научиться. Например, не делать лишних движений. Кошка никогда не расходует энергию зря. Во время отдыха она всегда предельно расслаблена и медитативна, но, в то же самое время, при возникновении опасности или почуяв добычу, она может моментально собраться, сгруппироваться и прыгнуть. На достижение этого у бойцов ушу уходят годы тренировок, кошка же наделена способностью мгновенно переходить из статики в динамику от природы.

Если все спокойно, кошка немедленно расслабляется и погружается в свою, только ей ведомую, нирвану. Почему ей так хорошо с самой собой? Почему она никогда не суетится и не вертится попусту, как это делают собаки? И разве нам не стоит всему этому поучиться?

Кошка может любить своего хозяина и, в то же время, не привязывается к нему. Она абсолютно самодостаточна и независима. Кошка никогда не бывает рабом.

Кошка ─ целитель. Если у вас что-то болит, она придёт, ляжет на больное место и полечит вас. Её не нужно об этом просить.

Кошки отлично чувствуют Поток. Если вы лечите кого-то энергией или медитируете, кошка обязательно придёт и устроится рядом. Обычно кошки не уходят далеко от дома. Однако, на ритрите в Латвии две кошки ушли за несколько километров от дома, чтобы присоединиться к медитации нашей группы на старом языческом капище.

Что еще сказать об этих удивительных магических созданиях? Как хорошо, что они живут рядом с нами…

 

 

 

Обладает ли кот природой Будды?

 

 

Тат Твам Аси [45]

 

Самый короткий путь – быть всё время погружённым в То. О том, что такое То, смутно и намёками говорят все священные тексты, начиная с Упанишад и заканчивая откровениями современных мистиков. Можно долго рассуждать на эту тему, либо дать волю своему воображению, однако, ни то, ни другое не приблизит нас к главному открытию нашей жизни, пока мы не почувствуем всем своим существом, что же такое То и каким образом можно в него погрузиться.

То – это наша собственная суть и, одновременно, суть всего. Эта суть должна быть выстрадана в течение бесчисленных воплощений и, едва ощутимая в начале Пути, со временем она превращается в мощнейшую воронку, втягивающую в себя всю нашу жизнь.

Для ускорения процесса нужно настроиться и уловить вибрацию, исходящую из самой сердцевины, из самого центра нашего существа. Эта вибрация действительно подобна воронке, она втягивает и погружает нас вглубь самих себя. Глубинная вибрация сладостна и подобна тихому голосу, зовущему домой.

Чем глубже мы погружаемся, тем сильнее закручивается воронка. Чем мощнее воронка, тем интенсивнее идёт процесс растворения нашей личности в бездонной глубине Того.

 

► Быть погружённым в То означает не думать ни о чём другом; не делать ничего, что уводило бы в сторону от поиска; не отвлекаться на внешнее и не искать ничего, кроме самого себя.

► Быть погружённым в То означает хранить чистоту сердца и быть полностью преданным этому пути.

► Быть погружённым в То означает стать господином своего ума, полностью подчинить своей воле поток беспорядочных хаотических мыслей и выйти из-под их власти.

► Быть погружённым в То означает долбить стену; бить в одну точку до тех пор, пока вся стена не рухнет целиком.

► Быть погружённым в То означает сохранять несгибаемое намерение, способное противостоять отвлекающим ветрам кармы, стремящимся рассеять это намерение.

 

► Быть погружённым в То означает использовать любую возможность для погружения, жертвуя ради этого удовольствиями, развлечениями, интересными встречами, путешествиями, обязанностями, работойвсем, что предлагает нам жизнь.

► Быть погружённым в То означает полностью избавиться от сомнений и родить в себе веру, огромную, как небо.

► Быть погружённым в То означает сорваться с верёвки привязанностей и идти вперёд, не зная ни надежды, ни страха.

 

► Быть погружённым в То означает не следовать никакому учению, никому и ничему не верить, следовать только зову собственного сердца.

► Быть погружённым в То означает, преодолев свои чувства, эмоции, ощущения, предчувствия и убеждения, стать подобным монолитной скале. Всё в ней – камень и ничего, кроме камня.

► Быть погружённым в То означает не зависеть ни от чьих мнений, взглядов или оценок; жить так, как если бы вокруг не было ни души.

► Быть погружённым в То означает вступить на тропу войны. Мир, живущий по противоположным законам, должен быть побеждён и низвергнут. Побеждён должен быть и зверь, живущий внутри. Последняя победа – над смертью.

► Быть погружённым в То означает воспринимать всё обнажённым сознанием − единым, лишённым двойственности, распахнутым во все стороны и всеобъемлющим.

► Быть погружённым в То означает смотреть и не видеть, слушать и не слышать, говорить и не произносить ни слова, дышать и не делать ни единого вздоха, безостановочно идти в никуда, вечно оставаясь на одном месте.

► Быть погружённым в То означает жить на одном дыхании, не разделяя жизнь на действие и бездействие, на работу и отдых, на день и ночь, на «да» и «нет».

► Быть погружённым в То означает стать подобным коршуну, камнем падающему с неба.

► Быть погружённым в То означает снискать великую Милость и проводить свои дни в объятиях Возлюбленного.

► Быть погружённым в То означает быть там, откуда ты никогда никуда не уходил.

► Быть погружённым в То означает стать Тем.

 

Капрал

После встречи с Тошей я более двадцати лет занимался целительством. Не могу сказать, что мне это очень нравилось. Это была тяжелая работа, кроме того, я чувствовал, что занимаюсь не своим делом. Можно сказать, что я взял карму своего учителя, ─ Тоша был прирождённый целитель. Однако, я понимал уровень своей ответственности за жизнь и здоровье обращавшихся ко мне людей и старался делать свою работу честно.

Эта профессия давала свободу. Я много ездил, менял города и страны, и заработать на жизнь лечением можно было везде. Ко мне обращалось множество самых разных людей, и это было интересно. Кроме того, самым главным, конечно, была та радость, которую испытывал, когда удавалось помочь больному человеку,

Через несколько лет практики целительства, однако, я сам начал болеть. Я работал с энергией пациентов, а это небезопасно. Негативная энергия больных аккумулируется в теле лекаря и, если он не умеет от неё избавляться и очищать себя, то начинает болеть сам. Как раз это со мной и произошло.

Я лежал с температурой и чувствовал сильную слабость. Несколькими годами позже я разработал технику защиты, чтобы не подвергаться воздействию негативной энергии пациентов. Но в то время, о котором я рассказываю, я ничего этого не знал. «Ничего страшного, ─ думал я, лежа в постели, ─ пройдёт».

Неожиданно раздался звонок в дверь. Я поднялся, пошатываясь, добрёл до двери в квартиру и открыл. Передо мной стоял мой знакомый по кличке Капрал. Он отсидел восемь лет за убийство и по своему виду и повадкам был типичным русским уркой ─ наглым, бесстрашным и отчаянным. В последнее время, Капрал, правда, устроился на работу водителем самосвала. Он и приехал на этом КАМАЗе вместе со своей любовницей Хельгой. Они ехали на шашлыки, и Капрал звал меня присоединиться. Я, естественно, отказался, сославшись на болезнь. Капрал не хотел ничего слушать. Он буквально сгрёб меня в охапку, нацепил на меня пальто, вывел на улицу и усадил в КАМАЗ.

Кроме Хельги, в кабине был букет цветов и огромная сумка с шашлыками, зеленью и водкой. Я плохо понимал, что происходит. Тем временем Капрал завел самосвал и мы поехали. Была весна. Мы ехали на берег Финского залива, где и планировалась пьянка.

Крутя баранку, Капрал распевал какие-то блатные куплеты. Он был классикой жанра ─ в наколках, со шрамом, голос у него был хриплый и весёлый. Капрал пил, кололся, дрался, орал, гулял с женщинами ─ жил на полную. И вот рядом с ним сидел я ─ бледный, больной и еле живой питерский йог и целитель,

Мне было худо и, в то же время, забавно из-за абсурдности ситуации. Я спросил Капрала:

─ Слушай, а ты когда-нибудь болеешь?

─ Не-а, ─ ответил он и выплюнул окурок беломорины в окно. Тогда я задал второй вопрос:

─ А почему? У тебя есть какой-то секрет?

Капрал взглянул на меня своим колючим взглядом, и, помолчав некоторое время, с силой выдохнул:

─ А мне все по хую!

И тут меня пробило. Это было правдой. Этому человеку в наколках действительно было наплевать на себя. И он был бесстрашен. В этом был секрет его силы.

Мы приехали на залив, развели костер, сделали шашлыки и выпили водки. Вернулся домой я здоровым. Больше Капрала я не видел, но он остался для меня учителем ─ бесшабашным русским уркой, который одной фразой вывел меня из тупика и исцелил. Я часто вспоминал потом его ответ, но, чтобы применить мудрость Капрала в жизни, правда, без наколок и без водки, у меня ушло много лет.

Новый центр

Тот, кто считает себя свободным, действительно свободен.

Тот же, кто считает себя связанным, связан воистину.

Что ты о себе думаешь, тем ты и становишься.

Аштавакра Гита

 

Всё в жизни начинается с мысли. Из мыслей рождаются слова и поступки. Из

действий складывается наша жизнь. Поэтому от того, насколько мы способны создавать и направлять наш мыслительный поток, зависит всё. Если мы запутываемся в мелких, беспокойных, тревожных, снующих, как мыши, мыслях ─ такой же мелкой и тревожной становится наша жизнь.

Если, напротив, нам удаётся создать внутри себя новый центр ─ островок спокойствия, куда мысли не могут зайти, то мышление начинает само по себе очищаться; оно становится ясным, пронзительным и позитивным. Соответственно, меняется наша жизнь.

Этот новый центр ─ та часть внутреннего пространства, которая не думает никогда. Она просто не умеет этого делать. В новом центре всегда царит покой. Но это не тупой мертвенный покой, в котором просто ничего не происходит. Это, скорее, «центр циклона»[46]. В центре циклона всегда спокойно.

Создать новый центр внутри себя, на самом деле, нельзя. Дело в том, что он там уже есть и был всегда. Просто нужно его обнаружить и расчистить, так же, как очищают старый пруд от ила. Почему я называю это спокойное место «новый центр»? Да потому, что нам придётся научиться не думать или разучиться думать ─ как вам больше нравится. А это совсем другая, новая жизнь.

 

Можно ли жить, не думая?

Можно, и намного более глубоко, счастливо и полноценно.

Можно ли жить, не думая совсем?

Нет. Когда мы научимся жить в новом центре, мышление сохранится, однако, будет играть подчинённую роль. Нашей внутренней основой и опорой станет глубокое, спокойное, чистое сознание. Нашим домом станет нерушимый покой. Мысли станут верными и послушными слугами своего господина ─ ясной осознанности.

Ключевым словом во внутренней работе является слово «видеть». Во что бы то ни стало нужно научиться ясно видеть, что происходит у нас в голове каждую секунду нашей жизни. Именно видеть, а не думать о собственном уме.

Мысль не побеждается мыслью. Она побеждается ви́дением. Недаром Освобождение называют также прозрением. Прозревший человек становится видящим. Как это происходит? Он просто открывает глаза. Открывает глаза и начинает видеть.

Что же нам нужно научиться видеть? Нужно научиться видеть, как вновь и вновь наше внимание захватывается приходящими мыслеформами, как мы отождествляемся, сливаемся с ними, и как они уносят нас. Нужно увидеть, как работает этот гипноз и как он порабощает наше сознание. Как он погружает нас в сон майи.

Открывающееся ви́дение вызывает непреодолимое желание стряхнуть это наваждение, проснуться. Так мы иногда просыпаемся во сне и понимаем, что всё, происходящее с нами, нереально. Это просто сон и ничего более. То, что видит и понимает это, и есть наша осознанность.

Создать новый центр в своём внутреннем мире, центр осознанности, недостаточно. Нужно укрепиться в нём и научиться там жить. Старые тенденции, косные привычки ума ─ клеши и самскары ─ будут штурмовать этот новый бастион сознания. Потребуется ещё немало времени и борьбы, чтобы новый центр расширился и охватил всю психику, включая самые отдалённые её окраины ─ подсознательный ум.

Работа по укреплению центра осознанности ─ и это очень важно! ─ проводится на расслаблении. Речь идёт о глубоком расслаблении сознания в самом себе. Учась расслаблять сознание как в медитации, так и в разнообразных ситуациях повседневной жизни, мы идём самым коротким и самым естественным путём к самому себе.

Внутреннее напряжение, каким бы тонким оно ни было, закроет эту дверь. Расслабляясь в самом себе, сознание как бы спокойно откидывается в мягком кресле и отдыхает. Как ни просто это звучит, но это всё, что нужно сделать, чтобы пробудиться!

 

Психотехника «Пробуждение»

► Проснувшись утром, не будем открывать глаза. Когда мы открываем глаза по пробуждении, сразу же включается кармический механизм и нас «закручивает» в наступающий день. Полежим немного с закрытыми глазами и побудем в сладкой истоме, наполняющей тело. Эта истома идет из той глубины, откуда мы только что вынырнули. Глубина ─ состояние сушупти [47], сна без сновидений, который наступает под утро. В сушупти мы наиболее глубоко и полно отдыхаем, ум полностью выключается, тело и сознание восстанавливают энергию.

Интересно, что сушупти и турия ─ это одно и то же, разница лишь в том, что состояние сна без сновидений у обычного человека бывает бессознательным, в то время как турия является полностью осознанной.

Таким образом, каждый из нас под утро, находясь в сушупти, бессознательно переживает состояние Освобождения. Отсюда та сладость и нега, которые мы чувствуем, проснувшись. Нам совсем не хочется вылезать из-под одеяла, хочется вернуться назад, в ту тёмную сладкую глубину, откуда нас только что вынесло.

► Вот эту сладостную истому мы и используем в практике, как путеводную нить. Идя по этой нити, мы начинаем погружаться назад, в состояние сушупти, только теперь это происходит осознанно. Благодаря лучику осознанности, сушупти уже не кажется нам темным.

Мы медитируем на нашем сладком полудремотном состоянии, полностью погружаемся, входим в него и внимательно исследуем его изнутри. Это состояние ведет нас еще глубже, наступает ощущение погружения в собственную тёмную глубину. И, если мы делаем эту практику регулярно, в темноте подсознательного ума иногда постепенно, а иногда сразу загорается свет. Это свет осознанности, в котором уже нет сладости полудремоты. Осознанность ─ чистая, ясная, звенящая, как зимнее небо.

► Удалось ли нам достичь этого уровня или мы застряли где-то по дороге, так или иначе, мы заканчиваем практику и открываем глаза. Перед тем, как встать с постели, нужно проверить, какая ноздря у нас открыта. Для этого достаточно прижать палец к одной ноздре, потом к другой и вдохнуть, сразу почувствуете. Вставать (то есть помещать вес тела) нужно на ту же ногу, с которой стороны у нас открыта ноздря. Нужно встать «с той ноги», сделать первый шаг и начать новый день. Эта простая практика из Свара йоги приносит счастье.

 

► Практика пробуждения занимает немного времени, всего несколько минут. Если делать её регулярно, уровень осознанности значительно повышается и мы постепенно выходим на уровень садханы, продолжающейся 24 часа в сутки.

Игры сознания

Утвердившись в истине, великие святые древности жили в мире и гармонии. Они были свободны от пристрастий, поэтому они не искали ни жизни, ни смерти, но и не отвергали их. Они были непоколебимы в своей прямой реализации, подобно горе Меру. Однако, они странствовали по лесам, островам и городам, путешествовали по небесам, подобно ангелам или богам, побеждали врагов и правили царствами. Они были погружены в разнообразную деятельность, придерживаясь поведения, согласующегося с духовными предписаниями. Они наслаждались жизнью, посещая сады блаженства и проводя время с небожительницами. В то же время, они строго выполняли обязанности домохозяев и даже вели великие войны. При этом они никогда не теряли внутреннего равновесия даже в таких ситуациях, которые бы вывели других из себя.

Риши Васиштха

Освобождённое, сознание начинает активно играть. Оно не замыкается само в себе, а, напротив, широко разворачивается в мир, преобразуя его. Формы его активности при этом могут быть бесконечно разнообразны. Так было в древности, так же происходит и сейчас.

Творческий потенциал освобождённого сознания огромен. В нём не остаётся преград, сдерживающих поток божественного волеизъявления. Реализованный не стремится к деятельности, но и не избегает её. Разница в действиях мастера с действиями обычного человека заключается в том, что у мастера отсутствует мотивация. Обычный человек не может представить, как можно что-то делать, не желая добиться при этом результата. Добиваясь его, он радуется; потерпев неудачу, расстраивается.

В свободном сознании стремление к результату отсутствует. Оно полностью погружено в процесс действия, слито с ним, поэтому ни потеря, ни приобретение чего-либо не имеют для находящегося в равновесии сознания никакого значения. Все индивидуальные действия мастера вписаны в общую картину вселенной, они являются её неделимой составной частью. Поэтому в действиях реализованного нет разрывов или швов, которые есть в делах обычного человека: вот закончилось одно, вот началось другое. Активность освобождённого сознания непрерывна и бесконечна. Она подобна огромной реке, ни на секунду не останавливающейся в своём движении. Река не знает ни устали, ни усилий ─ она течет вперёд легко и свободно.

Мастеру всё равно, что делать: учить людей или быть в одиночестве, говорить или молчать, гулять по лесу или отвечать на множество писем, медитировать или починять примус. Всё для него имеет один вкус: ласка ребёнка или удар тёмным лучом, запах распустившегося цветка или зловоние прорвавшейся канализации. Он в любой момент может легко отказаться от одной деятельности и переключиться на другую или погрузиться в безмолвие и бездействие. И так же легко выйти из безмолвия и бездействия, поскольку и действие, и бездействие для него равны. Ни в том, ни в другом для него нет ни смысла, ни цели.

Для него равны уличный шум и молчание ледяных пещер, красота девушки и оскал замерзающего бомжа. Всё для него ─ один образ, один звук и один вкус. Он навсегда отдал себя Единству и Единство навеки поселилось в его сердце. Куда идти такому человеку и что ему делать?

Куда бы он ни направился ─ везде он встретит Возлюбленного. Чем бы он ни занялся, всё будет подношением Ему. Что бы он ни сказал, все будет песней о Нём. О чём бы он ни подумал, все его мысли ─ лишь об одном. Рамакришна[48] сравнивал себя с куклой, сделанной из соли, которая вошла в океан. Что осталось от куклы? Ничего. Она стала океаном.

 

Долги

Карма сгорает под пристальным взглядом птицы осознанного внимания.

Джасита

 

У большинства из нас есть определённые долги и обязанности по отношению к другим людям. Это важная составляющая нашей кармы. Нельзя просто отказаться от этого или сделать вид, что нас это не касается. Карма догонит. Долги набираются в прошлых жизнях, и иногда, чтобы вернуть их, одной жизни недостаточно. Что делать с этими долгами? Ответ вроде бы очевиден: отдать старые и не набирать новых. Легко, однако, сказать…

Есть три круга людей, с которыми мы связаны кармически. Люди первого круга ─ это наши самые близкие люди: родственники, друзья, а также те, кого мы любим или ненавидим. Их немного, но связь с ними наиболее сильная.

Второй круг ─ наши знакомые, коллеги по работе, одноклассники, все те, кого мы знаем и с кем общаемся время от времени.

Люди третьего круга ─ всё остальное человечество.

Сначала нужно разобраться с первым кругом. В нём есть те, кто должен нам. Есть друзья и родственники, которым должны мы. Нужно определить, кто кому должен. И сколько. Если мы чувствуем и знаем, что должны что-то сделать: вырастить ребёнка, позаботиться о родителях, помочь кому-то деньгами, вниманием, найти время для решения проблем близкого человека,─ то нужно это делать сразу, не откладывая в долгий ящик. Ведь чем быстрее мы избавимся от долгов, тем быстрее станем свободны.

Однако, есть еще воображаемые долги. Порой нам может казаться, что мы всем вокруг что-то должны, возникает чувство вины и зависимости. Это искажение реальной ситуации в нашем несовершенном сознании. Нам кажется так из-за страха и неверия в себя. Нужно научиться отличать подлинные долги от мнимых. Как?

Настоящие долги связаны с ситуациями в наших прошлых жизнях, которых мы можем не помнить, но внутреннее чувство безошибочно говорит нам: мы не можем этого не сделать, я обязательно должен помочь этому человеку или что-то сделать для него.

После выплаты кармического долга всегда приходит облегчение. У нас появляется выбор: мы можем разойтись с этим человеком, не будучи более ничем связанным с ним, или продолжить отношения, которые теперь могут стать лёгкими и радостными. Это отношения любви и приязни, свободные от долгов прошлого.

Если мы уклоняемся от выплаты старого долга, то мы неизбежно притягиваем более сложную кармическую ситуацию, когда к долгу плюсуется наша безответственность, лень или беспечность.

Когда человек нам должен, он всегда бессознательно стремится помочь или что-то для нас сделать. Не нужно препятствовать ему в этом, иначе мы осложним его карму. Нельзя и эксплуатировать желание нам помочь. Нужно позволить человеку действовать так, как он хочет и как считает нужным. Что и как он будет делать – не наша забота.

Что делать с теми, кого мы ненавидим? Ничего. Если наша садхана идёт успешно, ненависть трансформируется в безра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: