д) показатели технологичности товара.




Дайте определение качеству продукции и конкурентоспособности продукции. Определите систему показателей качества. Раскройте сущность системы качества и сертификации продукции.

Ответ:

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.

Качество - это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано с такой характеристикой, как потребительская стоимость.

Потребительская стоимость – это совокупность полезных свойств товара, т.е. его полезность. Качество же продукции проявляет степень проявления потребительской стоимости в конкретных условиях ее использования.

Конкурентоспособность продукции, работ и услуг так же является важным показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике.

Конкурентоспособность – это способность продукции (услуги) выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени.

Конкурентоспособность продукции тесно связана с качеством продукции.

Свойства продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях качества. В свою очередь показатели качества позволяют определить уровень качества продукции.

Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

По общепринятой классификации выделяют следующие показатели качества:

а) показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область ее применения (производительность оборудования, процентное содержание соли, сахара, жира в пищевых продуктах, скорость, высота полета самолета и др.). Эти показатели играют важную роль при оценке качества и часто являются основой для построения критерия оптимизации процесса управления качеством продукции, используемого для нахождения наилучших управленческих решений;

б) показатели надежности и долговечности – характеризуют свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования. Надежность изделия - сложное свойство, состоящее из трех частных свойств (безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости) и зависящее от долговечности составных частей изделия.

Безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели.

Данный показатель закладывается на стадии разработки, обеспечивается на стадии производства и поддерживается на стадии эксплуатации.

в) показатели экологичности и безопасности применения товара. Показатели экологичности товара – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. К конкретным показателям экологичности товара относятся:

- содержание вредных примесей в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов;

- выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств;

- радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, «приручением» и использованием атомной энергии.

Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах.

г) показатели эргономичности товара. Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции, к взаимному расположению элементов и т.п. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия.

Эргономические показатели продукции классифицируются на:

- гигиенические – показатели, используемые при определении соответствия изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием. Гигиенические показатели характеризуют соответствия изделия санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям;

- антропометрические – показатели, используемые при определении соответствия изделия размерам и форме человеческого тела или его отдельных частей;

- физиологические и психофизиологические – показатели, используемые при определении соответствия изделия физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств;

- психологические – показатели, используемые при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека, находящегося в окружении инженерно-психологических требований, требований психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленным изделиям.

д) показатели технологичности товара.

Технологичность – свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта.

К основным показателям технологичности конструкции относятся следующие:

- коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции;

- коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов;

- удельный вес деталей с механической обработкой;

- коэффициент прогрессивности технологических процессов.

Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственно производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановление объекта, на затраты по стадиям жизненного цикла.

Е) эстетичность товара.

Эстетичность – комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Эстетичность обуславливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль и т.д.

В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых являются: соответствие форм проектируемой конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия его основного свойства; соблюдение гармоничности размерных пропорций.

ж) показатели стандартизации и унификации отражают степень использования или применения в данном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов и уровень унификации составных частей изделия. Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия. Они свидетельствуют о возможности применения минимально необходимого количества типоразмеров составных частей изделия с целью повышения качества продукции и эффективности производства.

з) патентно-правовые показатели объекта оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.

Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешних рынках.

и) показатели качества сервиса товара являются одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценивать их технический уровень и качество. В зависимости от потребности используется тот или иной показатель.

 

Система управления качеством - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества – достижение поставленных стратегических целей.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Однако в стандартах ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

На настоящий момент имеют место стандарты ИСО 9000 версии 2000 года. Стандарты ИСО 9000, применяемые в области управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 году. С тех пор количество предприятий, сертифицировавших свои системы качества на соответствие данным стандартам, возросла более чем в 6 раз. 15 декабря 2000 года появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000 – 2000 года, которая заменила издание 1994 года. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые из них остались на стадии внедрения), теперь содержит 15 базовых стандартов.

Система управления качеством должна включать все работы и процессы, которые могут влиять на качество продукции. Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества».

Современный этап социально- экономического развития Республики Беларусь характеризуется существенным ростом международной торговли, при этом внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий становится все более важным фактором развития экономики страны.

В настоящее время нет практически ни одной отросли в промышленном производстве, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

В этих условиях начинают проявляться так называемые технические и технологические барьеры, возникающие вследствие различий в национальных стандартах, в правилах приемки продукции, ее испытаний и т.д. Поэтому проблематика технического нормирования, стандартизации и сертификации продукции приобретает особую важность в деятельности промышленного предприятия. Международные взаимодействия и координация в области сертификации являются важнейшими средствами по устранению технических препятствий в международной торговле и технологическом сотрудничестве.

Сертификация- это действия, проводимое с целью установления и подтверждения посредством сертификата или специального знака соответствия товара или услуги определенным стандартам или техническим условиям. Она гарантирует потребителю, что товар или изделие отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество. Идея и смысл сертификации известны давно. Обычное клеймение продукции ее изготовителем всегда являлось подтверждением высокого качества изделия. Существуют две системы сертификации: самосертификация и сертификация третьей стороной. При самосертификации изготовитель выполняет все необходимые действия, связанные с проверкой товара на соответствие нормативам, и заявляет о том специальным документом или простановкой знака сертификации. При этом потребитель обеспечивается информацией о методах определения соответствия стандартам потребительских свойств товара.

Сертификация третьей стороной осуществляется системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции. Это официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, делает возможной гарантию стабильного изготовления продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качество продукции. Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширять круг надежных партнеров и повышать конкурентоспособность своей продукции. Сертификация положительно сказывается на репутации предприятия. В конечном итоге развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

Сертификация должна быть экономически подходящей и достаточной как для изготовителя продукции, так и для потребителей. С точки зрения международных экономических связей и внешней торговли именно независимость результатов сертификационной деятельности имеет преобладающее значение. Система сертификации должна обеспечивать оптимальную гарантию того, что продукция изготовлена в наилучших производственных условиях, с учетом коммерческих, правовых и социальных факторов, и свести к минимуму риск потребителя произвести продукцию, не отвечающую требованиям стандартов.

 

 

13. Определите содержание и значение научно-технического прогресса в развитии современного общества.

НТП – развитие науки, получение различных научных достижений и их практическая реализация в экономике в целях получения наибольших конечных результатов, повышения эффективности производства. В таком понимании сочетаются комплексная увязка блоков «наука – техника – производство - применение», обеспечивающих углубление процесса интенсификации производства.Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику.

Основные направления НТП — это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности. Различают общегосударственные (общие) и отраслевые (частные) направления НТП.

Общегосударственные — направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран.

Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности. Например, для угольной промышленности характерны одни направления НТП, для машиностроения — другие исходя из их специфики. В свое время были определены следующие направления НТП как общегосударственные:

· электрификация народного хозяйства;

· комплексная механизация и автоматизация производства;

· химизация производства.

Важнейшим, или определяющим, из всех этих направлений является электрификация, так как без нее немыслимы другие направления НТП. Необходимо отметить, что для своего времени это были удачно выбранные направления НТП, что сыграло положительную роль для ускорения, развития и повышения эффективности производства. Они являются важными и на данном этапе развития общественного производства.Другим важнейшим направлением НТП являются комплексная механизация и автоматизация производства. В настоящее время определены крупные организационные и экономические меры, повышающие заинтересованность в обновлении техники и технологии всех участников их разработки, создания и внедрения в производство, базирующемся на действующем научно-техническом потенциале республики и совершенствующем его.

К важнейшим показателям НТП относят: эффективность НТП, экономия численности в результате НТП, доля прироста производительности труда за счет НТП, доля снижения себестоимости за счет НТП, эффективность инженерного труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: