Тема 1. Знакомство (или Готовы ли мы к общению)




Цель занятия - создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с ос­новными принципами проводимого тренин­га, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, обучить способам знакомства.

Содержание занятия

В начале работы группы каждому из уча­стников предлагается оформить собственную визитку, где указывают тренинговое имя. При этом студент вправе взять себе любое имя: на­стоящее, иг­ровое, имя своего друга или знакомого, реаль­ного политического деятеля или литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора и фантазии.

Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на гру­ди так, чтобы все могли прочитать ваше новое имя. В дальнейшем на всем протяжении заня­тий мы будем обращаться друг к другу по этим именам. Время на оформление визи­ток - 3 минуты.

После оформления визиток и их закрепле­ния на видном месте найдите себе партнера, с которым в течение 5 минут вы должны подго­товиться к представлению всей группе. Ос­новная задача представления - подчеркнуть индивидуальность СВОЕГО ПАРТНЕРА, расска­зать о нем так, чтобы все остальные участни­ки сразу его запомнили. Мы объединимся в большой круг, и вы по очереди расскажете о своем партнере, подчеркивая его особенно­сти (привычки, качества, умения, привязанно­сти и т. п.).

Имейте в виду, что вы должны настолько хорошо владеть информацией о своем парт­нере, чтобы без запинки не только рассказать о нем, но и ответить на вопросы других участ­ников, если они возникают. Будьте предельно искренни друг с другом. Откройте свой внут­ренний мир этому человеку. Он будет гово­рить о вас!»

Рекомендации ведущему. Вам сле­дует позаботиться о карточках для ви­зиток (плотная бумага, картон или са­ми пластиковые визитки). Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В слу­чае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посове­товать им найти вариант этого имени или взять другое тренинговое имя. Основной замысел в том, чтобы каждый член группы мог уже на первом занятии почувствовать свою индивидуальность даже в такой детали, как имя.

Вы даете время для того, чтобы все участ­ники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объ­единяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. Помогите каждой паре участников настроиться на доброжелатель­ную работу и максимально возможную иск­ренность.

После окончания работы в парах вся груп­па собирается в большой тренинговый круг для взаимного представления. Вы даете слово всем (или в порядке очереди, или по жела­нию), следите за тем, чтобы все смогли пред­ставить своего партнера. Подчеркните, что участникам следует внимательно слушать вы­ступление каждого члена группы с тем, чтобы запомнить индивидуальные качества того, ко­го представили.

Первое упражнение тренин­га предназначено настроить уча­стников на серьезное отношение к делу. Про­цедуры выбора имени и представления своего партнера могут дать многое для понимания человека. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной прин­цип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку, который в данную ми­нуту находится рядом с вами.

Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Участники должны научиться внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слышать друг друга, подме­чать особенности каждого человека.

Альтернатива знакомства: «Твое имя, или Я хочу тебя называть...»

«Наше знакомство будет проходить следу­ющим образом. Сейчас каждый из вас приго­товит лист бумаги, где он будет записывать те имена, которые ему назовут члены группы. В течение 10 минут вы будете свободно двига­ться по комнате, подходить друг к другу, уста­навливать контакт, здороваться и говорить примерно следующую фразу: «Я хочу тебя на­зывать...», и вы указываете имя, которое, на ваш взгляд, подошло бы вашему партнеру. При этом учитывайте, кто перед вами, как вы­глядит этот человек, во что одет, какие у него глаза, какой голос, манера общаться и т. д. Главное - ваше представление о том, какое имя ему (ей) подойдет, больше соответствует характеру этого человека. Все имена, которые вам назовут ваши партнеры, нужно записать.

После того, как вы поприветствуете всех членов группы, вы внимательно просмотрите полученный список и выберите то имя, кото­рое вам больше всего пришлось по душе. Вы вправе оставить себе и свое настоящее имя, если в перечне предложенных вам имен не нашлось ни одного устраивающего вас.

Когда вы решите, какое имя взять, нужно оформить визитку, где указывают это тренин­говое имя. Оно должно быть написано раз­борчиво и достаточно крупно».

 

После того, как вы все выбрали себе тренинговое имя, представили своих новых партнеров и узнали много интересного о дру­гих членах нашей группы, поговорим об основных правилах социально-психологиче­ского тренинга. Сегодня мы должны выработать правила работы именно нашей группы. Что может делать каждый из нас? А чего он делать не имеет права? Как себя вести в той или иной ситуации, которые возникают во время рабо­ты группы? Есть и много других вопросов, найти ответы, на которые можно только в правилах групповой работы. Именно эти пра­вила нам следует обсудить и принять как тре­бования, которые будут предъявляться к каж­дому из вас на протяжении всех занятий.

Для этого я зачитаю список правил, кото­рые обычно используются в группах тренин­га. У каждого из вас есть возможность выска­зать свое отношение к любому из пунктов, ар­гументированно возразить, если что-то в дан­ном пункте вас не устраивает. Можно также вносить свои предложения и дополнения в предлагаемый список.

Для того чтобы работа с самого начала бы­ла более продуктивной, предлагаю вам объе­диниться в пары (можно снова с тем участни­ком, с которым вы трудились во время подго­товки текста представления всей группе). По­сле того как вы услышите (прочитаете) основ­ной список правил, у вас будет 3-4 минуты, чтобы их обсудить в общем кругу.

Когда вся группа начнет обсуждать предло­женные правила, вы можете высказывать свои предложения, критические замечания, допол­нения и т. д. Помните, что от вашей активно­сти и ответственности во время работы над правилами группы во многом зависит успешность ее работы».

Рекомендации ведущему. В каждой тренинговой группе могут быть осо­бые правила. Но правила, которые приведены при описании тренинга личност­ного роста, должны лежать в основе работы группы. Кратко перечислим их:

• доверительный стиль общения;

• общение по принципу «здесь и теперь»;

• персонификация высказываний;

• искренность в общении;

• конфиденциальность всего происходяще­го в группе;

• определение сильных сторон личности;

• недопустимость непосредственных оценок человека;

• разнообразие контактов и общения с раз­личными людьми;

• активное участие в происходящем;

• уважение говорящего.

Процедуру обсуждения и принятия правил следует использовать для того, чтобы букваль­но с первых минут групповой дискуссии по­казать участникам их основные ошибки, ко­торые они допускают в процессе общения. Делать это нужно очень тактично, каждый разъясняя, что именно это и является одной из целей данного тренинга - увидеть свои недо­статки в сфере межличностного общения, осознать их и попробовать различные стили коммуникации.

Целесообразно приготовить несколько ко­пий правил и выдать их участникам для об­суждения в парах. Такое парное обсуждение еще раз продемонстрирует участникам преи­мущества совместной работы. После несколь­ких минут обсуждения в парах (3-4 минуты) нужно всех пригласить в общий круг и уже в нем начать процедуру принятия правил дан­ной группы. При обсуждении слово может взять любой участник тренинга, он имеет право высказать свои замечания, предложе­ния или дополнения по содержанию правил или их редакции.

После того, как выскажутся все пары и желающие, группа голосованием принимает правила. Как правило, тренер настаивает на 100%-ном голосовании во время принятия правил группы. Если кто-то не готов их при­нять в данном варианте, он должен покинуть группу (или остаться «кандидатом» в члены группы с перспективой дальнейшего включе­ния в ее состав).

Участники должны осознать, что это не формальные правила, а нормы, ко­торые значительно сокращают потери време­ни (продолжительность тренинга ограничена прежде всего временными рамками), позволя­ют продуктивно работать над собой (это одна из задач тренинга) и освоить наиболее эф­фективный индивидуальный стиль общения, т. е. достичь главной цели тренинга.

«Профессии»

Ведущий пишет на листах бумаги имена и профессии возможных персонажей. Игрок должен представиться от имени персонажа. Данное упражнение помогает понять участникам группы, что от манеры держаться зависит то, как вас будут воспринимать окружающие. Представление создает первое впечатление о человеке. От того как педагог представится, зависит сможет ли он руководить группой. Например, если педагог ведет себя панибратски и представляется уменьшительно-ласкательным вариантом имени или прозвищем, то его авторитет однозначно снижается в глазах учеников. Выполнение упражнения поможет выработать собственный стиль приветствия и избежать возможных ошибок при знакомстве. При выполнении упражнения руководитель должен обратить внимание группы на то, что необходимо соблюдать лексику и манеру держаться указанного героя.

 

«Контакты...»

«Умение устанавливать контакты совер­шенно необходимо для приятного и продук­тивного общения (коммуникации). Но чело­век не рождается с этим умением, оно - резу­льтат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Вы, используя уже освоенные приемы и спо­собы общения, в том числе и те, которые от­работали на этих занятиях, должны легко и свободно войти в контакт с партнером, на­чать разговор или поддержать его, также при­ятно расстаться с ним».

Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу, «карусели», т. е. лицом друг к другу, и в два круга: внутренний неподвижно (участники стоят спиной к центру круга) IIо внешний подвижный (участники располо­жены лицом к центру круга). По сигналу веду­щего все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций «встреча»:

1. «Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...»

Время на установление контакта, приветст­вие и проведение беседы - 2-3 мин. Затем ве­дущий дает сигнал, участники должны в тече­ние 1 мин. закончить начатую беседу, попро­щаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижесле­дующие ситуации.

2. «В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним
поговорить. Ведь для вас это такая большая удача...» Роль актера играют участники, сидя­щие во внутреннем круге.

3. «Вам очень нужна довольно крупная сум­ма денег (решили купить себе сразу две новых видеокассеты). Нужно поговорить с родителями. И вот наконец вы решились подойти к отцу (маме)». Роль одного из родителей играют участники внешнего круга, причем необязательно пол родителя должен соответствовать полу участника, т. е. девушка может играть роль отца, а юноша роль - мамы.

4. «Вы узнали, что один из ваших одноклассников дурно отзывался о вас в праздничной компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и пе­реживать по этому поводу. Случай предста­вился, вы одни, никого нет рядом...»

 

Вам следует обратить особое внимание уча­стников на то, как они вступают в контакт, на­чиная встречу, какие приемы и способы комму­никации они используют, как они поддержи­вают разговор и заканчивают беседу. После очередного перехода, смены партнеров, зада­вая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга. Например, участники внут­реннего круга играют роль ребенка, а внеш­него - родителей. В качестве примера приве­дены описания нескольких ситуаций.

Ваша задача - подобрать такие ситуа­ции для работы в этом этюде, чтобы участникам было интересно решать постав­ленную проблему. Для этого желательно ис­пользовать ту информацию, которая есть, на­пример, об экологической ситуации в городе, состоянии преступности, психологическом климате в школе и классе, в котором учатся участники тренинга, и т. п. Целесообразно от­водить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи.

Кроме того, может быть предложен ряд упражнений:

· «Качество, которое я ценю в людях»;

· «Пожелание друга»;

· «Кто для меня самый чужой»;

· «Кто кого напоминает»

Подведение итогов.

Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.

Рефлексия «Разноцветные листы»




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: