Составь предложение» (Слог, слово, предложение)




Цели. Развиваем умение составлять из предложенных слогов слова, а из слов предложения. Закрепляем знание названий знаков препинания (.!?) и правило постановки одного из них в конце предложения. Тренируем умение читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него. Закрепляем умение разбирать предложение по количеству слов и составлять схему предложения.

Ход игры. Ребенок читает слоги, составляет из них слова, стрелкой указывая, какие слоги для этого нужно соединить (вес —> на, при —» шла). Затем он составляет и записывает предложение из этих слов, вспоминая правила о написании первого слова в предложении с заглавной буквы и постановке знака препинания в конце предложения: Весна пришла.

Ребенок называет знаки, написанные рядом (.!?) и объясняет их значение. Взрослый предлагает прочитать записанное предложение с разными интонациями, комментируя, какой знак должен стоять в конце. Ребенок анализирует предложение по количеству слов и рисует его схему.

Времена года»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания знакомых букв, отличать и выделять неправильно написанные буквы.

Учим определять пропущенные в слове буквы и самостоятельно дописывать слова. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ при подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные.

Ход игры. Взрослый объясняет, что в каждом ряду таблицы написано слово. Ребенок должен догадаться, как его расшифровать (прочитать), и подобрать соответствующую ему звуковую схему из представленных ниже. Он раскрашивает схему и записывает над ней соответствующее слово.

Взрослый предлагает догадаться, какого слова не хватает, и объяснить свою догадку (осень, так как здесь написаны названия времен года). Ребенку дается возможность самому «зашифровать» это слово аналогично предыдущим. Затем он записывает и это слово над схемой, раскрашивает схему. (Здесь нужно вспомнить правило о смягчении согласных мягким знаком.)

Взрослый предлагает дописать название проведенной игры — «Времена года». Ребенок должен сам назвать и вписать «потерявшиеся буквы». При этом он обобщает пропущенные буквы: в первом слове — согласные, во втором — гласные.

Я я

Это моя семья»

Цели. Развиваем умение определять пропущенные в слове буквы, выполняя звуко-буквенный анализ и синтез; составлять предложение из данных слов по определенной схеме. Закрепляем знания по теме «Семья».

Ход игры. Ребенку предлагается прочитать слова, записанные в верхней части листа, рассмотреть схему предложения под ними, объяснить ее и составить по ней предложение из прочитанных слов, догадавшись, с какого слова должно начинаться предложение. (Со слова Это, так как оно написано с заглавной буквы.)

Ребенок составляет и записывает предложение над схемой. (Это моя семья.) Взрослый просит ребенка вспомнить, каких членов семьи он знает. В правой части листа в столбик записаны названия членов семьи, но в каждом слове пропущены буквы. Задача ребенка — определить, какое слово недописано, и вставить пропущенные буквы — дописать слова (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Под каждым словом, комментируя свои действия, ребенок рисует звуковую и слоговую схемы.

В рамках ребенок рисует портреты членов своей семьи и подписывает их. Игра может быть завершена рассказом ребенка о своей семье.

Отгадай и сам зашифруй» (Ребусы)

Цели. Развиваем умение разгадывать и самостоятельно составлять ребусы. На примере слова семья закрепляем знания о разделительной функции мягкого знака и полном звучании йотированных гласных (в данном случае Я) после него. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ таких слов.

Ход игры. Подсчитав количество букв Я, ребенок отгадывает ребус (семья). Взрослый предлагает ему самостоятельно зашифровать это слово, но теперь уже с помощью цифры (7). Ребенок рисует свой ребус: , записывает слово-ответ, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова.

Как нас зовут?»

Цели. Закрепляем умение определять первый звук и первую букву в слове. Учим читать и самостоятельно «зашифровывать» слова с помощью предметных картинок. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ слов с полным звучанием йотированных гласных (Яша) в начале слова. Закрепляем знание о смягчении буквой Я предшествующего согласного (Катя).

Ход игры. Взрослый предлагает узнать, как зовут детей, нарисованных на картинках. Их имена нужно составить из первых букв нарисованных предметов. Анализируя названия предметов, ребенок сначала устно составляет имена, затем записывает их, выполняя звуковую и слоговую схемы (при этом он должен вспомнить правило о написании имен с большой буквы).

В конце игры ребенку предлагается самому «зашифровать» свое имя с помощью предметных картинок.

Ё ё

Жик под ёлкой»

Цели. Учим ребенка определять в предложении предлог под и выделять его на схеме предложения как отдельное слово. Тренируем в составлении предложений по заданной схеме. С помощью звуко-буквенного анализа слов ёжик, ёлка закрепляем знания о букве Ё. Тренируем в составлении небольших рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры. Взрослый помогает ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопросы по ее сюжету. Ребенок самостоятельно составляет небольшой рассказ по картинке и придумывает к нему название, а затем читает название этого рассказа, написанное над картинкой. Он выполняет звуко-буквенный анализ слов ёжик, ёлка, рисует их звуковые схемы» анализирует все предложение по количеству слов (предлог под выделяется как «маленькое слово»), рисует схему предложения. В заключение ребенку дается задание: придумать предложение по схеме, изображенной под картинкой, и дописать его самостоятельно (Ёжик сидел под ёлкой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: