Описать типы собеседников и привести примеры общения с каждым типом. Проиграть ситуации общения с каждым типом собеседника.




Наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее распространенных психологических типов. Это позволяет учитывать внешние реакции на происходящее людей каждого такого типа и соответственным образом реагировать на них с тем, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов. Рассмотрим эти психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.
/. Позитивный человек. Самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;
следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с его позитивным подходом;
в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.
2. Вздорный человек. Этот собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. Он нетерпелив, несдержан и возбужден. По отношению к нему следует вести себя следующим образом: обсудить с ним спорные моменты (если они известны) до начала беседы; всегда оставаться хладнокровным; когда есть возможность, предоставлять другим опровергать его утверждения, а затем отклонять их; следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решения учитывались его предложения;
привлечь его на свою сторону; беседовать с ним в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее; за столом или в помещении поместить его в "мертвый угол".
3. Всезнайка. Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение. Он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться следующих правил: посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой; время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться; дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения; при незначительных и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выразить свою точку зрения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить можете только вы.

4. Болтун. Этот собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. К нему относиться нужно так: как и "всезнайку", посадить его поближе к позитивному собеседнику или к авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться от темы, его нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит связь с предметом беседы.
5. Трусишка. Для этого типа собеседника характерна неуверенность в публичных выступлениях. Он охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно: задавать ему несложные информативные вопросы; обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание; помогать ему формулировать мысли; решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес; обращаться к нему приблизительно так: "Все бы хотели услышать и ваше мнение"; специально благодарить его за любой вклад в беседу, но делать это следует тактично.
6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой собеседник замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации беседы. Все это кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
заинтересовать его в обмене опытом; спросить его примерно так: "Кажется, вы не совсем согласны с тем, что сейчас было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать почему?"; в перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы вообще не интересует такого собеседника. Он бы охотнее "проспал" всю беседу. Поэтому нужно:
задавать ему вопросы информативного характера; придать беседе интересную и привлекательную форму; попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. "Важная птица". Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением. С таким собеседником вы должны вести себя следующим образом:
нельзя позволять разыгрывать ему роль гостя; нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы; не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод "да - но".

 

9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:
все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу; без промедления признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Правила организации общения:

1. Относитесь с достаточным вниманием к любому, кто принимает участие в разговоре, высказывая свое мнение лично или в документах. Не сосредоточивайте внимание на особо важных персонах. Часто в конечном итоге мнение прочих участников разговора оказывается решающим.

2. Узнайте имена всех участников. Не упустите ни одного, немедленно запишите и обращайтесь к каждому участнику непре­менно по имени.

3. Идите на уступки, которые важны для поддержания престижа вашего парт­нера и принципиально не меняют желае­мого вами результата.

4. Делая уступки в начале встречи, по­буждайте этим своего партнера к ответ­ным услугам.

5. Начинайте разговор анализом, а не­готовыми предложениями. Задавайте вопросы, чтобы получить более полное представление о сложившейся ситуации и возможностях. Чего бы вы хотели достичь? Что для вас самое главное? От чего это зависит? Чего бы вы хотели избежать? Чего вы опасаетесь больше всего?

6. В разговоре старайтесь выяснить является ли высказанная вашим партне­ром проблема истинным мотивом, или, может быть, существует какая-нибудь другая проблема?

7. Назовите цели, достижения которых, на ваш взгляд, хочет добиться ваш партнер, чтобы он мог это подтвердить или опровергнуть.

8. Перечислите ему коротко те пробле­мы, которые бы он охотно разрешил.

9. Укажите, какими шансами он может |воспользоваться.

10. Заметьте, что у вас с ним общие интересы и назовите их.

11. Поймите тот порядок обдумыванияJ принятия решений, который характе­рен для вашего собеседника. Действуйте параллельно ходу его мыслей. Какие вопросы он задает сам себе? В каком порядке он их задает? Насколько значимы для него отдельные вопросы? Какие факторы для него действительно важны? Какими критериями оценок он руководствуется при анализе полученной ин­формации? Что он находит стоящим?

12. Приведите в порядок свои аргументы и называйте их в рациональной последовательности:

а) изложение проблемы,

б) показ путей ее решения,

в) демонстрация выгоды с помощью расчетов.

13. Целенаправленными обоснования­ми стремитесь затронуть мотивы, кото­рые движут вашим партнером:

а) его стремление к безопасности - по­кажите ему подробно свою программу, обеспечивающую безопасность;

б) его стремление к признанию - пока­жите, как вы о нем печетесь;

в) его стремление к удобствам - пока­жите в деталях, что может обеспечить ему удобство;

г) его стремление к экономической выгоде - покажите ему расчеты, доказы­вающие, что он может выиграть, ка­кие расходы снизить, каких совсем избежать, как повысить эффектив­ность.

14. Избирайте те доводы, которые действуют в нужном направлении. Наблюдайте за реакцией вашего собеседника.

15. Овладейте искусством убеждения. Все время следите за тем, чтобы лучше сформулировать ту или иную свою мысль. Как мож­но это выразить, пользуясь специальными тер­минами? Как это можно сказать проще? Язы­ком вашего партнера? Сформулировать и положительном смысле? Привести пример? Сослаться на опыт своего партнера? Подкре­пить сказанное выводами и опытом, сделанными другими лицами, которых ваш собесед­ник высоко ценит?

16. Представьте список тех преимуществ, которые приобретет ваш собесед­ник, если согласится с вашим предложением.

17. Приведите доказательства в пользу этих преимуществ.

18. Подводя предварительные итоги, выявите, по скольким вопросам достигнуто согласие и сколько вопросов осталось еще открытыми.

В соответствии с этими правилами студенты самостоятельно подбирают и проводят тренинги.

Подведение итогов.

Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: