Тема 7 (4 часа). Основные роли ведущего группы и стили руководства.




Цель – научить студентов руководить тренингами с позиций выбранной роли.

Волшебное слово.

«Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен владеть общитель­ный человек, является умение говорить «вол­шебные слова». В самом начале разговора нуж­но расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отноше­ния. Мы уже научились говорить комплименты, подчеркивая основные достоинства собеседника.

Сегодня мы вспомним некоторые «волшеб­ные слова и выражения»: «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны», «благодарю вас», «из-нимите меня» и т. п. Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Прошу высказываться. При ним желательно обосновать, в каком случае и то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект. А теперь в ходе взаимных приветствий и контактов постарайтесь употреб­ить их, каждый раз сознательно отмечая свои ощущения и реакцию партнера.

Свободно передвигаясь по комнате, вы должны приветствовать друг друга, используя «волшебные слова», которые вспомнили во время общего обсуждения. Время на привет,-i гния - 4 минуты. Желательно подойти к возможно большему числу участников».

Рекомендации ведущему. Участников необходимо настроить на серьез­ную работу, так как многим кажется, что это слишком простое задание. Поэтому при проведений этюда целесообразно перио­дически останавливать работу для фиксации впечатлений и новой установки. В дальней­шем следует постоянно обращать внимание участников на необходимость использования «волшебных слов» в процессе общения.

 

Предложить студентам провести тренинги с позиций различных ролей ведущего группы. Показать различные стили руководства.

 

1) технического эксперта. Исполнение этой роли предусматривает подробные комментарии ведущих процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных уча­стников, а также его рассуждения и содержа­тельное информирование, помогающие груп­пе и ее участникам двигаться в направлении целей, стоящих перед тренингом;

2) эталонного участника, В этом случае тренер, ведущий группу, добивается двух ос­новных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиле­ния динамики социального научения через достижение группой независимости и спло­ченности,

С. Кратохвил считает, что можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

1) активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

2) аналитик (чаще всего - психоанали­тик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтра­льной позицией);

3) комментатор (дающий толкование процессов, происходящих в группе, поведе­ния участников и т. д.);

4) посредник (эксперт, не берущий на се­бя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в группо­вой процесс и направляющий его);

5) член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Подведение итогов.

Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.

 

Тема 8 (12 часов). Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения.

Цель закрепить навыки профессионально-педагогического общения.

Предложить студентам проиграть следующие упражнения и решить педагогические ситуации:

 

1. Войдите в воображаемый класс, откройте воображаемое окно, напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол; откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятельности.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь - реагируйте и действуйте; вы пишете у доски, неожиданно открылось окно - действуйте и т. п.

2. Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в соседние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение - держите палец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем зажмите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу - проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет.

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз» - зажим, по команде «два» - расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги, шея, голова, пальцы — все по очереди).

Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы.

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты (снимите излишнее напряжение).

3. Войдите в воображаемый класс и поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием и т. п. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику, мимико-пантомимическое интонирования, правильное положение тела (по-прежнему необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).

4. Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора - поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой).

5. Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.

6. Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.).

7. Вы входите в класс, в котором у вас вчера был конфликт. Найдите правильную систему общения.

8. Войдите в класс и мимическими и пантомимическими средствами постарайтесь установить эмоциональный контакт с ребятами. Непосредственно перед уроком проведите коммуникативную настройку: вспомните класс, свою систему общения с ним, особенности взаимоотношений с отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и готовности не появляется, повторите настройку, углубляя свои ощущения о предстоящем общении с классом. Если настройка проведена, входите в класс и начинайте действовать.

9. Ведущий выдвигает педагогическую задачу урока, а участники поочередно предлагают методические, а затем и коммуникативные средства ее решения. К составленному конспекту урока предлагается составить коммуникативный план урока с указанием особенностей общения с классом в целом и с отдельными учащимися. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность.

10.Сначала текст читает ведущий, а участники рассказывают об особенностях собственного видения информации. Потом упражнения усложняются: каждому дается отрывок текста и ставится задача прочесть его, вызывая у себя внутренние видения. После выполнения упражнение обсуждается. Можно составить конспект урока (изложение нового материала) и разработать к нему систему образных видений.

В эту же группу входит упражнения на подтекст сообщаемого. Сначала они проводятся на материале художественных произведений (проза, поэзия), где участники выявляют подтекст; затем упражнения усложняются, дается задание составлять подтекст к повседневной речи педагога. Сначала предлагается определить подтекст фразы, произносимой ведущим. Участники определяют содержание подтекста и коллективно его обсуждают; затем сами проговаривают фразы педагогического обихода с определенной подтекстовой нагрузкой. Эти упражнения проводятся в двух планах: сначала участники объявляют значение подтекста, а затем произносят фразу, а присутствующим предлагается определить соответствие подтекста. Потом вначале произносится фраза, а всем предлагается определить ее подтекстовую нагрузку. Другой вариант упражнения: участники делятся на пары и дают друг другу упражнения на подтекст, а затем проверяют друг друга.

11. Участники делятся на пары, в которых один - учитель, другой - ученик. Ведущий дает им темы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант - ведущий дает вводное задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие учи­теля.

12. Даются задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а затем - установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест расшифровывается и участники меняются ролями.

13. Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и методической структуре воздействия в целом.

Сравните план урока и процесс его непосредственного развития, найдите отклонения, определите, насколько соответствует запланированным методам система общения на уроке. Попытайтесь определить стиль общения педагога с классом и степень уп­равления им педагогическим общением.

Попытайтесь определить настроение учителя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием.

Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогического переживания в общении на уроке.

Эти наблюдения проводятся непосредственно в школе, но можно использовать и специально отснятые кинофрагменты. В этот же раздел мы включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и внимания при наблю­дении. Можно проводить все эти упражнения в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.

14. Проиграйте этюды

- сделайте замечание ученику;

- поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание?

- сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины;

- прокомментируйте какую-либо отметку.

Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.

- вызовите ученика спокойно (весело, жизнерадостно, равнодушно, доброжелательно, юмором, с иронией и т. п.)

- войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.

Подведение итогов.

Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: