Как сделать научный доклад




Устное выражение мыслей, речь отличается от письменного ее выражения, текста. Если написанный или опубликованный текст доклада можно не один раз перечитать и продумать, то смысл устного сообщения должен восприниматься сразу не только разумом слушателей, но и органами их чувств.

Прежде всего, необходимо преодолеть барьер неуверенности в себе. Как преодолеть? Обратимся к пониманию статьи. Для ее понимания нужно подумать, с чем мы согласны, с чем не согласны. Если согласны, то продумать свои соображения и проиллюстрировать своими наблюдениями. Если не согласны, то объясните, почему не согласны. Эта же подготовка должна происходить перед устным выступлением. Она включает в себя: постепенное вызревание, обдумывание и уплотнение ваших мыслей, ваших идей, ваших убеждений, ваших побуждений. Готовиться, значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те их них, которые нас особенно привлекают, отшлифовать их и расположить в определенном порядке. Все это должно быть нанизано на сквозную стимулирующую эмоцию, имеющую в своей основе несогласие во мнениях. Если у вас есть тема или обязательное выступление, то во всем, что вы читаете или над чем думаете, может или быть или возникнуть нечто ценное для будущей речи. Оно должно быть обязательно записано.

1. Выберите тему и обдумывайте ее в каждой «проходной» час, обсуждайте, делайте предметом разговора.

2. Задавайте себе всевозможные вопросы по поводу темы своей речи: что является причиной; каковы экономические и социальные последствия; как можно с этим бороться; существуют ли об этом общие законы; почему; следует ли исключить возможность этого; или затруднить его появление или облегчить; и как?

3. И самое главное – не превращайте свое даже научное выступление в абстрактное сообщение. Это вызовет скуку и спад внимания у слушателей. Пусть ваш рассказ будет чем-то вроде слоеного пирога из конкретных примеров и высказываний общего характера. Вспомните конкретные случаи и связанные с ними общие истины.

4. Не совершайте непростительной ошибки, думая только о своих интересах. Выясните то, что представляет интерес для вас и для слушателей вашего научного доклада. Сделайте на этом упор.

5. Наконец, узнайте, что по вашей теме думали и говорили другие. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Количество собранной информации должно быть минимум в десять раз больше той, которая будет использована. Не использованные знания придадут убедительность и яркость тому, что вы скажете.

Как заинтересовать слушателей?

1. Конечно, увлечь новым взглядом на старое явление или необычными фактами об обычных вещах.

2. Будьте определенными и конкретными.

3. Используйте вереницы из зрительных образов и насыщайте выступление резкими контрастами в самых различных отношениях.

4. Интерес заразителен, если вы лично охвачены сильным интересом к теме, то и ваши слушатели им проникнутся.

 

Как начинать выступление

Известно, что лучшим является начало, сразу привлекающее внимание слушателей. В этот момент ум слушателей свеж и на него сравните легко можно произвести впечатление. Это и ответственейший момент речи, от которого зависит ее успех. Поэтому начало надо готовить заранее. Привлечь внимание можно с помощью возбуждения и любопытства: 1) неожиданным фактом, например, начать с вопроса. «Знаете ли вы, что рабство существует во многих современных странах?». В уме слушателя: «Как? В наше время? В каких государствах? Где они находятся?»; 2) сочетанием трудно совместимых явлений; 3) эффект торможения: говорить об огромной значимости явления, но назвать его в конце выступления.

 

Как построить речь?

Если вы много знаете, но ваши знания неупорядочены, от вашей речи будет грустное зрелище. Нельзя строить дом, не имея проекта. Нельзя говорить речь, не имея главных положений плана. Речь – это путешествие с определенной целью, и маршрут его должен быть занесен на карту. Тот, кто не знает, куда идет, обычно приходить, неизвестно куда.

Как наиболее эффективно упорядочить комплекс мыслей и чувств? Что образует совершенную речь?

В ней есть начало и концовка. Она начинается и неуклонно движется вперед. В ней нет лишних слов, докладчик не теряет времени даром.

В ней есть свежесть и оригинальность; есть конкретные интересные, поражающие нас факты; причины и следствия. Каждое положение получает конкретное и зрительно или эмоционально яркое развертывание и закрепление в наших головах. В конце речи докладчик кратко и ярко резюмирует ее содержание.

Сначала добиться внимания, поставить проблему, обосновать ее актуальность, рассмотреть существующие решения проблемы, выявить их недостатки, предложить свое решение проблемы, отметить его преимущества и поблагодарить слушателей за внимание.

Важные технические приемы:

1) вести записи к докладу на отдельных листах или карточках;

2) распределить их по пунктам плана, отбросить второстепенное, оставить только необходимое;

3) иметь в виду, что и часть необходимого окажется неиспользованной. В хорошо подготовленном выступлении используется несколько процентов собранного материала.

После того, как подготовите речь, репетируйте ее в каждый свободный момент жизни.

Способы запоминания

1. Три принципа памяти: впечатление, повторение, ассоциации.

Для впечатления нужно сосредоточиться на материале, внимательно вчитаться, получить впечатление от нескольких органов чувств. Для эффективного запоминания, после первого воспроизведения доклада, повторить через 30-60 минут, затем через 8-9 часов и еще раз через 24 часа.

Прием ОВОД:

1) О сновные мысли в их взаимосвязи

2) В нимательное чтение, внимание на подробности и связь их с основными мыслями

3) О бзор: просмотр сообщения в обратном порядке для определения правильности его построения

4) Д оводка. Вспомните самое существенное, повторив текст для себя или еще лучше для другого.

Ассоциация – это связывание разных элементов вашего сознания через вопросы: Почему? Как? Когда? Где? Кто? Что? Зачем? Свяжите то, что надо запомнить с хорошо известным знанием. Выделите ключевые слова в запоминаемом материале, связанном с соответствующими разделами текста, поставьте к каждому ключевому слову вопрос на связь с разделом и выясните связь между ключевыми словами.

 

Секрет хорошего выступления

В процессе выступления желательно придерживаться разговорного тона беседы с конкретным слушателем аудитории. Нужно стараться, чтобы слушатели видели то, что видите вы и думали то, что думаете вы.

Приемы внесения в речь разнообразия, сохраняющего внимания слушателей:

1) Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные. Имейте в виду, что естественное место логического ударения – последнее слово перед запятой или точкой.

2) Меняйте тон голоса. Его повышение или понижение образуют естественный ритм речи. Внезапно понизив или повысив голос, вы достигаете того, что любая фраза или слово, выбранное вами, будет выделяться на общем фоне, как гора на фоне равнины.

3) Меняйте темп речи. Второстепенные слова можно проговаривать быстро, существенные слова замедленно, а потом быстро закончить фразу.

4) Делайте паузу до и после важных мыслей, произнесенных с ударением. Это необходимо для того, чтобы привлечь особое внимание, к следующей за паузой важной мысли, и для того, чтобы важная мысль отложилась в сознании ваших слушателей.

Как сделать понятным ваше выступление?

Непонятое выступление не будет принято и признано слушателями.

Способы увеличения понятности речи:

1) сравнение того, что неизвестно с тем, что известно;

2) «рисуйте» словами свою речь. Повышайте конкретность вводимых понятий

3) повторяйте важные идеи различными словами. Хотя бы сначала в отрицательной, а потом в утвердительной форме;

4) используйте общие положения всегда в паре с поясняющими их конкретными примерами и ситуациями;

5) не пытайтесь затронуть в небольшой речи слишком много вопросов. Будет «галопом по Европам» и ни у кого из слушателей не будет ясного впечатления о том, о чем вы говорили.

 

Как закончить речь?

Начало и конец речи то же, что взлет и посадка в лётном деле. Завершение выступления – наиболее важный раздел речи. То, что вы говорите в заключении, продолжает звучать в ушах слушателей после выступления, поэтому концовка речи готовится и выучивается заранее.

Варианты концовок:

1. Сделайте резюме доклада;

2. Свяжите начало и конец речи;

3. Сделайте слушателям подходящий комплимент.

Не затягивайте выступления. Говорят, жители одного племени разрешают говорить столько времени, сколько вы можете простоять на одной ноге. Когда большой палец поднятой ноги касается земли, вы должны кончить свою речь.

 

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас останется по одному яблоку. А вот если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи» (Б. Шоу).

«Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего» (Д. Карнеги)

«При согласии вырастают и малые дела, при раздоре гибнут и величайшие» (Саллюсти).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: