Общий вид матрицы Бостонской консалтинговой группы




Были выведены эмпирические зависимости с помощью статистических методов, описывающие взаимосвязь издержек производства единицы продукции и объема производства. При этом в качестве одного из основных факторов конкурентного преимущества низкие издержки производства были сопоставлены с объемом производства продукции, то есть с долей занимаемого объема на рынке продукта. Низкие издержки производства как один из основных факторов конкурентного преимущества были поставлены в однозначное соответствие с объемом производства продукции, а следовательно, и с тем, какую долю на рынке соответствующих продуктов занимает объем [2].

Различные ситуации представлены соответствующим квадрантом матрицы, требующие отдельного подхода, с точки зрения финансирования. Здесь товары выделены на виды в зависимости от их значимости для предприятия, которым были даны емкие маркетинговые названия, являющиеся в настоящее время общепринятыми: «дойные коровы», «звезды», «собаки» иначе «неудачники», «знаки вопроса» иначе «трудные дети».

Модель БКГ предполагает решения, зависящие от положения конкретного вида бизнеса организации в стратегическом пространстве. Темп роста рынка (ТР) - это средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, задействованные предприятием, или же это значение, равное темпу роста валового национального продукта:

, (1)

где Yn – значение объема реализации за n-й (текущий) период;

Y1 – значение объема реализации за первый (базовый) период.

Темпы роста отрасли 10 % и более рассматриваются как высокие [5]. Данный параметр достаточно важен так как если темпы роста более высоки в сравнении с другими рынками, то организация, строящая свой бизнес в соответствующей области, может рассчитывать на увеличение своей относительной доли сравнительно проще. Что достигается путем ускорения собственных темпов наращивания данного бизнеса.. Разделение матрицы на две части со слабой конкурентной позицией и сильной соответственно по оси абсцисс происходит на уровне значения коэффициента 1,0. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы, представляющих собой матрицу размерностью 2х2 (приложение А, рисунок 1).

Для получения большей относительной доли на рынке (ОДР) не требуется специальных действий, направленных на то, чтобы заставить конкурентов сокращать их аналогичный бизнес. По оси абсцисс откладывается измерение конкурентных позиций фирмы в данном бизнесе (сегменте) в виде отношения объема ее продаж к объему продаж крупнейшего в данном сегменте конкурента:

ОДР=Др./Др.к., (2)

где Др.- доля рынка бизнес-единицы (объем продаж);

Др.к. - доля рынка (объем продаж) крупнейшего конкурента.

В оригинальной версии модели БКГ шкала абсцисс является логарифмической. Растущий рынок, как правило, обещает в скором будущем отдачу от инвестиций в данный вид бизнеса. Повышенные темпы роста рынка воздействуют на объем денежной наличности со знаком минус даже в случае довольно высокой нормы прибыли, так как требуют повышенных инвестиций в развитие бизнеса [3].

Обычно при использовании матрицы БКГ применяется третий показатель, значение которого пропорционально радиусу окружности, проведённой вокруг точки, характеризующей положение продукта или услуги в матрице. Чем он крупнее, тем выше объем продаж. В качестве такого показателя в большинстве случаев используется объём реализации или прибыль, характеризующий относительный показатель объема рынка, приведенный к средней емкости рынка (Ер),т.е. к совокупности платежеспособности покупателей на конкретный продукт при текущем уровне цены на этот товар, иными словами, совокупности объема спроса на продукт:

, (3)

где - емкость рынка по каждому стратегическому центру хозяйствования;

- условный радиус, принимается равным 10 мм.

Доля рынка для стратегических центров хозяйствования определяется по следующей формуле и отражается, как сектор внутри круга:

ДР=Др./ ∙3600. (4)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: