Тема 1. АХД в промышленности




 

Вопросы для обсуждения:

Основные виды промышленных предприятий АПК и особенности методики анализа их деятельности.

Анализ производства и реализации продукции. Его цель и задачи. Источники информации. Объекты анализа. Показатели, характеризующие объемы деятельности предприятия (натуральные, условно-натуральные и стоимостные).

Анализ динамики производства и реализации продукции. Методика оперативного и итогового анализа выполнения плана производства и реализации продукции в отчетном периоде. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ рынков сбыта продукции. Анализ положения товаров на рынках сбыта. Анализ остатков готовой продукции. Оценка риска невостребованной продукции.

Анализ ассортимента и структуры продукции. Значение ассортиментной политики предприятия. Факторы изменения ассортимента и структуры продукции. Методика расчета влияния структуры производства и реализации продукции на итоговые показатели работы предприятия.

Анализ качества товарной продукции. Показатели качества продукции и порядок их определения. Расчет влияния качества продукции на объем товарной продукции, выручку, прибыль, рентабельности и другие показатели. Анализ потерь от брака. Причины изменения качества продукции и пути его повышения. Оценка конкурентоспособности продукции.

Анализ ритмичности производства и реализации продукции. Показатели ритмичности, методика их расчета и анализа. Причины неритмичной работы и пути их устранения.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Анализ обеспеченности промышленных предприятий трудовыми ресурсами по категориям и профессиям. Анализ качественного состава трудовых ресурсов. Анализ движения рабочей силы. Анализ социальной политики и социальной защищенности членов трудового коллектива.

Анализ полноты использования трудовых ресурсов на предприятии. Методика определения сверхплановых целодневных, внутрисменных и непроизводительных потерь рабочего времени. Причины их образования и пути устранения.

Анализ интенсивности использования трудовых ресурсов. Показатели производительности труда. Методика их факторного анализа. Резервы роста производительности труда. Методика определения их величины.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Факторы изменения уровня рентабельности персонала. Методика определения резервов роста данного показателя.

Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Изучение объема, динамики, структуры основных средств, их движения и технического состояния.

Анализ обобщающих показателей эффективности использования основных средств. Систематизация и методика расчета влияния факторов на уровень фондорентабельности, фондоотдачи, фондоемкости и объема производства продукции.

Анализ использования производственных мощностей предприятия и его производственной площади. Анализ работы оборудования: использования наличного оборудования, фонда рабочего времени и мощности. Показатели экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования. Методика расчета влияния факторов и подсчета резервов увеличения выпуска продукции и повышения фондоотдачи и фондорентабельности за счет полного использования оборудования.

Анализ обеспеченности производства сырьем и материалами и эффективности их использования. Обобщающие и частные показатели эффективности использования материальных ресурсов, методика их анализа. Определение влияния материальных ресурсов на объем производства продукции. Подсчет резервов увеличения выпуска продукции за счет более полного использования материальных ресурсов.

Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции промышленных предприятий. Информационное обеспечение анализа себестоимости продукции.

Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции. Определение влияния факторов на изменение ее величины. Изменение общей суммы затрат за счет объема производства продукции, ее структуры, ресурсоемкости и цен на ресурсы.

Анализ затрат на рубль выпущенной продукции. Методика расчета влияния факторов на изменение величины данного показатели и прибыли от реализации продукции.

Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Методика расчета факторов первого порядка: объема производства продукции, суммы постоянных затрат на весь выпуск и уровня переменных затрат на единицу продукции.

Методика факторного анализа себестоимости продукции по основным статьям: материальные затраты, заработная плата, затраты на содержание машин и технологического оборудования, накладных расходов, коммерческих расходов.

Определение резервов снижения себестоимости продукции.

Особенности анализа формирования и распределения прибыли на промышленных предприятиях.

 

 

Основными показателями производства промышленной продукции являются: объем производства и объем реализации, то есть объем валовой и товарной продукции.

При анализе динамики объема выпуска продукции необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста (Тр) и прироста (Тnр):

 

 

где n – число периодов; Хn – уровень изучаемого показателя в отчетном периоде; Хо – уровень изучаемого показателя в базисном периоде.

 

Продукция промышленных производств может измеряться в натуральных (кг, тонны), условно-натуральных (тысячи условных банок – туб) и стоимостных (руб.) измерителях.

Промышленные организации выпускают многообразные виды продукции, на практике различают номенклатуру и ассортимент выпуска. Номенклатурой выпуска называется перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции. Перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них называется ассортиментом выпускаемой продукции.

Коэффициент выполнения плана по ассортименту () можно определить методом среднего процента по формуле:

Структура продукции – это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем ее выпуске. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют два метода:

1. Метод средних цен:

 

 

где Δ VВП(Уд) – изменение стоимости произведенной продукции за счет изменения ее структуры; – изменение средней цены реализации за счет изменения структуры выпуска продукции; – выпуск продукции; Удi1 и Удiо – предельный вес i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периоде; – средняя цена реализации i-го вида продукции.

2. Метод прямого счета по всем изделиям:

 

 

где VВПз – фактический выпуск при плановой структуре, но не более фактического выпуска при фактической структуре.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Различают три группы показателей, характеризующих качество продукции: единичные (характеризующие одно из свойств продукции); комплексные (характеризующие несколько свойств); обобщающие (характеризующие совокупность свойств продукции). На организации, где качество выражается сортностью, рассматриваются и анализируются следующие показатели:

1. Удельный вес каждого сорта данного вида продукции в общем объеме ее выпуска.

2. Средний коэффициент сортности (К сорт):

 

 

3. Средневзвешенная цена () данного вида продукции:

 

 

Рассмотрим влияние изменения качества продукции на изменение следующих показателей:

1) Объема товарной продукции (VТП)

 

 

где Цi1 и Цi0 – среднереализационная цена после и до изменения качества; VТПi1 – объем товарной продукции после изменения качества.

2) Суммы выручки от реализации продукции (В):

 

 

где VРП i1 - объем реализованной продукции после изменения качества.

3) Суммы прибыли от реализации продукции (П):

 

 

где и - уровень себестоимости единицы продукции до и после изменения качества.

Различают два вида выпуска продукции: равномерный и ритмичный.

Равномерный выпуск продукции– это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени.

Ритмичный выпуск продукции – это точное соблюдение выпуска продукции плановым графиком производства (часовым, суточным, месячным).

Для оценки ритмичности используют:

- коэффициент ритмичности

 

- коэффициент вариации

,

где - среднеквадратическое отклонение от среднедекадного задания; n – число суммируемых плановых заданий; - среднедекадное задание по графику.

- числа аритмичности

 

Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой.

Для изучения данного показателя составляется баланс товарной продукции:

а) вариант определения выручки от реализации

по отгрузке товарной продукции

 

 

 

где ГПн и ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода; VТП – стоимость выпуска продукции; VРП – объем реализации продукции за отчетный период.

б) вариант определения выручки от реализации

по оплате отгруженной продукции

 

 

 

где ГПн и ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода; VТП – стоимость выпуска продукции; VРП – объем реализации продукции за отчетный период; ОТн и ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Изменение объема выпуска продукции (VВП) и объема реализации (VРП) зависит от влияния следующих групп факторов:

1. Обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.

 
 

 


       
 
   
 

 


                   
         
 

 


где ЧР – численность персонала; ГВ – среднегодовая выработка 1 работника; Удрп – удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; Уд – удельный вес рабочих; Д – количество дней, отработанных 1 рабочим; П – продолжительность рабочего дня; ЧВ – среднечасовая выработка 1 рабочего.

2. Обеспеченности предприятия основными фондами и эффективности их использования.

 

 


где ОПФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ФО – фондоотдача; ФОа – фондоотдача технологического оборудования; Уда – удельный вес активной части фондов в их общей стоимости; Д – количество дней, отработанных единицей технологического оборудования; Ксм – коэффициент сменности; Псм – продолжительность смены; ЧВ – выработка за 1 машино-час; – средняя стоимость единицы технологического оборудования в сопоставимых ценах.

3. Обеспеченности производства сырьем и материалами и эффективности их использования.

 
 

 


где МЗ – сумма материальных затрат на производство; МО – материалоотдача; Удрп – удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; VВПобщ объем выпуска продукции в условных физических единицах; Удi – структура выпуска продукции; УРi расход сырья и материалов на единицу продукции; ЦМi – цена единицы использования материалов.

Для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость и т.д.) используются частные показатели материалоемкости. Материалоемкость – обратный показатель материалоотдачи, и зависит от изменения объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство.

Прибыль на рубль материальных затрат выражается зависимостью:

где - рентабельность продаж; - удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; МО – материалоотдача.

Различают следующие виды материальных запасов: текущие, сезонные и страховые запасы. Величина текущих запасов зависит от интервала поставки сырья в днях (Ип) и среднесуточного расхода каждого вида сырья (Рсут):

 

 

Изменение выпуска продукции зависит от изменения количества заготовленного сырья материалов (З); переходящих остатков сырья и материалов (Ост); сверхплановых отходов из-за низкого качества сырья и других факторов (Отх) и расхода сырья и материалов на единицу продукции (УР):

 

 

Изменение выпуска продукции за счет каждого фактора определяется:

 

 

 

 

Одним из важнейших условий выполнения плана выпуска продукции, увеличения выработки продукции на каждого члена трудового коллектива является экономное и эффективное использование рабочего времени.

Целодневные сверхплановые потери рабочего времени (ЦП):

 

 

Внутрисменные сверхплановые потери рабочего времени(ВП):

 

где Д1 и До – отработано дней одним рабочим в отчетном и базисном периоде; П1 и По – продолжительность рабочего дня в отчетном и базисном периоде; ЧР1 – среднесписочная численность рабочих в отчетном периоде.

Для оценки уровня интенсивности использования трудовых ресурсов определяют показатели:

1. Трудоемкость (ТЕ) - затраты рабочего времени на производство определенной потребительной стоимости или на выполнение конкретной технологической операции. Трудоемкость единицы продукции (ТЕед):

 

 

 

2. Производительность труда (ПТ):

 

 

где Р рост производительности труда за счет сокращения трудоемкости; Р↓ТЕ – снижение трудоемкости выпущенной продукции.

Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов используют показатель рентабельности персонала (Rперс), который зависит от изменения среднегодовой выработки на 1 работника (ГВ); изменения доли реализованной продукции в общем объеме ее выпуска (Удрп) и от изменения рентабельности продаж (Rпр):

 

Росту мотивации труда и производительности способствует повышение уровня оплаты труда. Различают абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда (ФОТ):

 

 

 

где ФОТ1 и ФОТ0 фонд оплаты труда отчетного и базисного периодов; ФОТпер 0 – переменная часть фонда оплаты труда базисного периода; ФОТпос 0 – постоянная часть фонда оплаты труда базисного периода; Iвп – индекс объема производства продукции.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции.

Общая сумма затрат зависит от влияния объема выпуска продукции в целом по организации (VВПобщ) от структуры выпуска (Удi) и себестоимости единицы продукции (Сi):

 

 

где bi – удельные переменные затраты на единицу продукции; А – сумма постоянных затрат.

Изменение себестоимости единицы продукции (Сi) зависит от изменения уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных затрат и объема выпуска продукции в физических единицах:

 

 

Затраты на рубль продукции. Данный показатель отражает прямую связь между себестоимостью и прибылью, характеризует соотношение двух групп показателей и показывает долю затрат в стоимости выпущенной из производства продукции. Сумму затрат на рубль валовой продукции следует рассматривать как функцию изменения объема производства продукции, ее структуры, себестоимости единицы продукции и уровня среднереализационных цен:

,

 

где С1руб – затраты на один рубль продукции; ΣЗ– общая сумма затрат на производство продукции; ∑VВП – стоимость выпущенной из производства продукции в действующих ценах; VВПобщ – объем выпуска общий в физических (условных) единицах; Удi – удельный вес i–го вида продукции; Сi – себестоимость единицы i–го вида продукции; Цi – среднереализационная цена i–го вида продукции.

Далее проводят анализ по элементам и статьям затрат.

а) Сумма прямых материальных затрат:

 

 

где МЗобщ – сумма прямых материальных затрат на производство продукции; VВПобщ – объем выпуска общий в физических (условных) единицах; Удi – удельный вес i–го вида продукции; УРi – количество израсходованного сырья (материалов) на единицу i–го вида продукции; Цi – средняя цена единицы сырья (материалов).

б) Сумма прямой заработной платы:

 

,

 

где ЗПобщ – сумма прямой заработной платы на производство продукции; VВПобщ – объем выпуска общий в физических (условных) единицах; Удi – удельный вес i–го вида продукции; ТЕi – трудоемкость i–го вида продукции; УОТi – уровень оплаты труда 1 чел.-часа.

Величина резерва снижения себестоимости рассчитывается по формуле:

 

;

 

где Сф, Св – фактический, возможный уровень себестоимости изделия; Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции; Р↑VВП – резерв увеличения объема производства продукции; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения объема производства продукции.

При проведении анализа финансовых результатов необходимо:

· изучить выполнение плана прибыли от реализации, уровня рентабельности;

· определить размер влияния факторов на изменение уровня показателей финансовых результатов;

· рассчитать резерв увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности.

Прибыль от реализации продукции (П) в целом по предприятию зависит от объема реализации продукции (VРПобщ), ее структуры (Удi), себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi):

 

 

Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от объема реализации продукции (VРПi), себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi):

 

.

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия.

Рентабельность производственной деятельности:

 

 

Рентабельность продаж:

 

;

 

где Прп – прибыль от реализации продукции; Зрп – сумма затрат по реализованной продукции; В – сумма полученной выручки от реализации продукции.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

 

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции:

 

 

Финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Главная цель анализа – своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Процесс проведения финансового анализа должен иметь свою технологию – последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации (рис.1).

Цель анализа баланса – охарактеризовать структуру имущества предприятия и источников его финансирования. Укрупненно структуру баланса можно представить в виде следующей схемы:

 

АКТИВЫ   ПАССИВЫ      
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ   СОБСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ   В    
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ А   С  
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  
  КРАТКОСРОЧНЫЕ (текущие) ПАССИВЫ    

 

где А – чистый оборотный капитал; В – инвестированный капитал; С – заемный капитал.

 

Анализ структуры баланса проводится по следующим этапам:

1. определяется доля внеоборотных и оборотных активов в валюте баланса;

2. рассматривается их структура.

Аналогично исследуются пассивы предприятия:

1. определяется доля собственного и заемного капитала в валюте баланса;

2. рассматривается их структура.


рациональное управление оборотными средствами            
Анализ структуры баланса. Анализ оборачиваемости           ВЫсокая ЛИКВИДНОСТЬ отсутствует дефицит денежных средств  
      рациональное управление результатами деятельности (финансами)    
рациональная инвестиционная политика        
Анализ показателей самофинансирования, мобилизации, обеспеченности долгосрочных инвестиций. Отчет о движении денежных средств        
           
рациональное управление структурой источников финансирования            
Анализ финансового рычага           ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
           
Высокий объем продаж            
Анализ отчета о прибылях и убытках            
            высокая РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ВСЕГО КАПИТАЛА (собственного капитала)
благоприятное соотношение доходы- затраты     высокая прибыльность деятельности    
Маржинальный анализ. Анализ безубыточности.        
         
Прибыльность прочих видов деятельности            
Анализ отчета о прибылях и убытках            

Рис1. Вариант схемы проведения финансового состояния предприятия.


Цель анализа оборачиваемости – дать оценку способности предприятия приносить доход путем совершения Деньги – Товар – Деньги’. При проведении анализа оборачиваемости предприятия используются показатели оборачиваемости. Скорость оборачиваемости капитала характеризуется:

Коэффициентом оборачиваемости

Продолжительностью оборота

где Д – количество календарных дней в анализируемом периоде (месяц – 30 дней, квартал – 90, год – 360).

Экономический эффект:

В результате ускорения оборачиваемости капитала экономический эффект выражается в высвобождении средств из оборота (– Э), а при замедлении оборачиваемости в дополнительном привлечении средств в оборот (+Э).

Цель анализа рентабельности – оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал. Рассчитывают показатели рентабельности: рентабельность совокупного капитала; рентабельность собственного капитала; рентабельность акционерного капитала.

Для анализа эффективности управления структурой источников финансирования предприятия используется такой показатель как эффект финансового рычага. Эффект финансового рычага показывает на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Данный показатель можно рассчитать с учетом и без учета темпа инфляции:

 

 

 

 

 

где - рентабельность совокупного капитала; ЦЗК - средневзвешенная цена заемных ресурсов, т.е. ставка ссудного процента; И - темп инфляции в виде десятичной дроби; Кн - коэффициент налогообложения; ЗК - среднегодовая сумма заемного капитала; СК - среднегодовая сумма собственного капитала.

Цель анализа ликвидности – оценить способность предприятия своевременно в полном объеме выполнять краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Под ликвидностью баланса понимают возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени их срочности. Для оценки ликвидности (текущей платежеспособности) рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) исчисляется как отношение денежных средств (строка 270 бух.баланса) и финансовых вложений (строка 260 бух.баланса) к расчетам организации (итог раздела 5 минус долгосрочные кредиты и займы). Его уровень показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату.

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) представляет собой отношение всех текущих активов (итог раздела 2) к расчетам организации (итог раздела 5 минус долгосрочные кредиты и займы). Этот коэффициент позволяет установить, в какой кратности оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Минимальный уровень данного коэффициента для промышленности - 1,7.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой деятельности, и представляет собой отношение разности источников собственных средств (итог раздела 3), доходов и расходов (итог раздела 4) и фактической стоимости внеоборотных активов (итог раздела 1) к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств.

Цель анализа финансовой устойчивости – оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочный период.

Коэффициент финансовой независимости представляет собой отношение суммы собственных средств организации (сумма итогов разделов 3 и 4) к валюте баланса, и характеризует долю средств, вложенных собственником в общую стоимость имущества.

Коэффициент финансовой устойчивости характеризует долю постоянного (перманентного) капитала в общей сумме баланса, и рассчитывается как отношение суммы собственных средств (сумма итогов разделов 3 и 4) и долгосрочных обязательств (строка 720 бух.баланса) к валюте баланса.

Коэффициент привлечения средств показывает, в каких объемах организация привлекает со стороны средства для финансирования текущей деятельности, и рассчитывается как отношение общей суммы задолженности (итог раздела 5) к сумме оборотных активов (итог раздела 2).

Коэффициент банкротства (обеспеченности финансовых обязательств активами) показывает долю привлеченных средств в общей сумме имущества и характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Он рассчитывается как отношение всех обязательств (итог раздела 5) к валюте баланса, или путем вычитания из единицы значения коэффициента финансовой независимости.

В процессе анализа рассчитываются и анализируются:

Коэффициент восстановления платежеспособности:

 

 

Коэффициент утраты платежеспособности:

 

 

Отношение собственного оборотного капитала к общей его сумме получило название «коэффициент маневренности». Данный коэффициент показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, то есть в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами.

Цель анализа прибыльности – оценить способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую (основную) деятельности средства.

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности.

Под безубыточностью понимают такое состояние организации, когда предпринимательская деятельность не приносит ни прибыли, ни убытков.Разность между фактическим и безубыточным объемом реализации получила название – зоны безубыточности. Зона безубыточности показывает, на сколько процентов фактический объем реализации выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Точка критического объема в натуральных единицах:

,

 

где BPq – точка критического объема в натуральных единицах; – сумма постоянных затрат; Z – среднереализационная цена; VCед – уровень переменных расходов на единицу продукции.

В промышленности, исходя из того, что ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции многообразен, для оценки безубыточности определяют точку критического объема в денежном измерении:

,

 

где BPBR – точка критического объема в стоимостном выражении; DMD – доля маржинальн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: