Возмещение пропущенных фард намазов, не зная их точного количества( по шафиитскому мазхабу)




Возмещение фард-намазов(по шафиитскому мазхабу)

Необходимо возместить все фард намазы, которые пропустил мусульманин с момента совершеннолетия и в этом есть единогласие ученых (иджмаъ)

Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «аль-Маджмуъ»:

«Среди ученых, чье мнение принимается в расчет, существует единогласное мнение (иджмаъ) по поводу обязательности восполнения намаза для того, кто оставил его умышленно.

Противоречил этой иджме Абу Мухаммад Али ибн Хазм [захирит], который сказал: "Невозможно восстановить пропущенный намаз и он не будет действительным, а следует [вместо этого] увеличить совершение благих дел и добровольных молитв для того, чтобы стали тяжелыми Весы в Судный День и следует просить Аллаха о прощении и делать покаяния".

То, что сказал Ибн Хазм ошибочно, как со стороны противоречия единогласному мнению (иджмаъ), так же с точки зрения доказательств и нету в том, что он сказал доказательств в основе.

А то, что доказывает обязательность восполнения намаза - это хадис, переданный от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с искуплением (каффара) за это, продержать и один день поста», т.е. взамен того дня, в котором он преднамеренно прервал пост половым сношением. Передал аль-Байхаки с хорошим иснадом и также похожее передал Абу Дауд.

И [кроме того] если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».

[Имам ан-Навави, «Аль-Маджмуъ», Китаб ас-Салят, Баб мавакиту ас-салят, 3/76]

Также имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своей книге «Шарх Сахих Муслим»:

«Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех до того великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллаху же известно лучше».

[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархин Навави», 5/183]

_________________________________________________

Порядок восстановления фард-намазов

Сказал Шафиитский ученый Зайнуддин аль-Малибари о возмещении пропущенных молитв:

إن فاتَ بلا عُذْرٍ، فيلزَمْهُ القضاءُ فوراً. قال شيخنا أحمد بن حجر رحمه الله تعالى: والذي يظهرُ أنه يلزمهُ صرفُ جميعِ زمنِهِ للقضاءِ ما عدا ما يحتاج لصرفِهِ فيما لا بُدّ منه، وأنه يَحْرُمُ عليه التَّطَوُّعَ،

Если человек пропустил [намаз] без уважительной причины, то он обязан возместить его быстро. Сказал наш Шейх Ахмад Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах,:

«Является обязательным тратить на возмещение пропущенных намазов все свое время, за исключением времени, необходимого для совершения самых необходимых дел. И является запретным (харамом) совершать суннат намазы (ат-татавву’)».

ويبادِرْ به ندباً إن فاتَ بِعُذرٍ كنومٍ لم يَتَعَدَّ به ونسيانٍ كذلك.

Желательно спешить [в возмещении намазов], если они были пропущены по уважительной причине, как глубокий сон и также забывчивость.

(ويُسَنّ ترتيبهُ) أي الفائِت، فيقضي الصّبحَ قبلَ الظُّهرِ، وهكذا. (وتقديمُه على حاضِرَةٍ لا يخافُ فَوْتَها) إن فات بعذرٍ، وإن خشيَ فَوْتَ جماعَتها على المعتَمَدِ. وإذا فاتَ بلا عُذرٍ فيجبُ تقديمُهُ عليها. أما إذا خاف فَوْتَ الحاضِرَةِ بأن يَقَعَ بعضُها وإن قلَّ خارجَ الوقتِ فيلزَمه البَدْءُ بها. ويجبُ تقديمُ ما فات بغيرِ عُذرً على ما فاتَ بِعُذرٍ. وإن فَقَدَ الترتيبَ لأنه سُنّة والبَدارُ واجبٌ.

Является желательным соблюдать последовательность в возмещении [намазов], например, возместить утренний намаз раньше обеденного и т.д. И также желательно возмещать [пропущенный намаз], пропущенный по уважительной причине, прежде чем совершать своевременный, если нет опасности, что пропустишь своевременный, даже если пропустишь коллективный намаз, согласно достоверному слову. Если пропустил намаз без уважительной причины, то является обязательным опережать [возмещаемый намаз над своевременным]. Что касается того, если есть опасность упущения своевременного намаза, хотя бы его части, даже малой, за границы времени этого намаза, то необходимо сперва совершать своевременный. Является обязательным возмещать намаз, пропущенный без уважительной причины, раньше чем намаз, пропущенный по уважительной причине, даже если нарушается последовательность возмещения, так как соблюдать последовательность желательно, а спешка [в возмещении] обязательна.

ويُنْدَب تأخيرُ الرواتِب عن الفوائِت بعذر، ويجب تأخيرُها عن الفوائِتِ بغيرِ عُذرٍ.

Желательно откладывать ратибат намазы чтобы совершить возмещаемые намазы, пропущенные по уважительной причине, и обязательно откладывать [ратибаты], если намазы пропущены без уважительной причины.

[«Фатхуль му’ин»]

______________________________________________________________________-

 

 

Возмещение пропущенных фард намазов, не зная их точного количества(по шафиитскому мазхабу)

 

В книгах по шафиитскому фикху, как, например «Фатхуль Аллям»[«Фатхуль Аллям» 2/80] и «Нихаяту Зайн»[«Нихаяту Зайн» 13 стр.] написано:

«[По первому мнению] если у человека осталось много пропущенных намазов, число которых он не знает, то ему следует возмещать намазы, в пропуске которых он уверен, и не обязательно возмещать то, в чем у него есть сомнения [совершил он это или нет], об этом сказал имам аль-Каффаль.

Но муътамад (основным) мнением является то, что сказал Кади Хусейн, а именно: он должен возместитьто, что выходит за рамки намазов, в совершении которых он уверен» [Этот текст книги «Нихаяту Зайн» а в «Фатхуль Алляме». Текст немного другой, но смысл тот же].

Имам Шибрамалюси пишет: «Разница между этими мнениями в том, что намаз, в возмещении которого он сомневается, по первому мнению не обязательно возмещать, а по второму - обязательно»[Эти слова приводятся в книге «Фатхуль Аллям», а в книге «Нихаяту Зайн» их нет]

Например: Человек точно знает, что после 30 лет он не пропускал ни один намаз, и в этом он уверен, но до 28 лет он точно не совершал намаз, и в этом он также не сомневается. Но он уже не помнит, пропускал ли он намазы от 28 до 30 лет. По первому мнению он должен возместить только те намазы, в пропуске которых он уверен, например намазы пропущенные им до 28 лет, а намазы с 28 до 30 лет он не должен возмещать. А по второму, и сильному мнению, он должен возмещать все намазы до 30 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: