Описание использования интерактивных и активных форм проведения занятий




Кафедра философии и социологии

УМК «Логика» ФГОС 3

Конспекты лекций

 

 

Модуль 1

Предмет формальной логики.

Лекция 1

План лекции

Мышление как предмет логики.

Природа мышления, формы его проявления и воплощения.

Проблема идеального и проблема истинности мышления.

Логика формальная и логика диалектическая. Значение логики.

 

Основные понятия: формальная логика, символическая логика, чувственное познание, абстрактное мышление, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

 

Теоретические сведения

1.1. Исторически исходное определение логика как науки о мышлении (как науки, имеющей своим предметом мышление) требует анализа. Необходимо выяснить происхождение самого термина «логика», разобраться с вопросом, что есть предмет (предмет науки), понять, каково происхождение мышления (тем самым - что такое мышление).

1.2. Термин "логика" (от греч. Logos - закон) был введен в научный оборот учениками, последователями Аристотеля, которым они обозначили комплекс работ Стагарита, посвященных анализу способов правильного рассуждения ("Органон"), В этих работах, не в последнюю очередь вызванных потребностью борьбы с софистами, Аристотель впервые сделал предметом научного изучения приемы рассуждения, (причем рассуждения как целостного образования, а не только отдельных его компонентов). Акцент в этих работах, таким образом, сделан на, языковые формы выражения мышления.

Из этого источника и по этой линии понимания предмета логики идет развитие формальной логики (как традиционной, так и современной символической, математической логики).

1.3. Правильность - лишь одна из характеристик мышления. Мышление выступает как средство познания человеком мира, т.е. рассуждая о мышления, нельзя обойти вопрос о его связи с бытием.

А эта связь, это отношение является предметом изучения философии. Если логику понимать как науку о мышления человека, в котором отражается бытие, то нельзя не признать, что у логики и философии один в тот же предмет. И такое понимание философии как логики (как науки о мышления) обнаруживается также у античных мыслителей (в частности, у того же Аристотеля в "Метафизике").

Итогом развития этой линии в понимании предмета логики выступает диалектическая логика, где ключевой характеристикой мышления выступает не его правильность, а его истинность. Диалектическая логика была реализована в двух исторических формах: идеалистической диалектике Гегеля и материалистической диалектике Маркса.

1.4. Анализ структуры и процесса человеческой предметной деятельности показывает, что любая вещь (объект), втянутая в этот процесс выступает предметом. Сознание постигает объект лишь в формах деятельности и здесь он выступает как предмет.

Тем самым любой предмет человеческой деятельности определен двояко: с одной стороны, он определен субъектом как предмет потребности, с другой, он сохраняет в себе и свое самостоятельное объективное бытие, определенное его материей, природой. То есть, любой человеческий предмет есть единство объективного и субъективного. Как форма данности объекта субъекту предмет есть одновременно форма знания объекта (идеальный образ объекта, воспроизведение его некоторых сторон и черт). Так как предмет дан субъекту в форме знания, субъект сознательно (со знанием) определяет предмет своей потребности, т.е. он знает и свою потребность (а, следовательно, и самого себя). Тем самым деятельность человека рефлексивна по своему основанию.

1.5. Теоретическая деятельность рефлексивна "в квадрате", поскольку имеет своим предметом способы (образы) рефлексивной деятельности людей. Другими словами, предметом теории (на что бы она ни была направлена - на объективную реальность или на субъективные способности человека) являются общественно утвердившиеся способы целесообразного и продуктивного преобразования субъектом объекта (способы необходимого отношения человека к природе). Подобного рода предмет выделяется в ходе становления в качестве самостоятельного феномена деятельности управления. От деятельности управления и отделяется теоретическая деятельность (в Европе этот процесс завершился в эпоху античности). Мышление как всеобщая и универсальная способность человека в теоретическом анализе также должна рассматриваться как единство объективного и субъективного.

1.6. Сводится ли человеческое мышление к его языковому бытию? Да, - отвечала на этот вопрос вся философия до Гегеля. Предпосылки для опровержения этого утверждения сформировал И.Кант, обнаруживший ограниченность "чистого разума" (научного мышления), опирающегося на традиционную логику языковых форм. По Гегелю, языковое бытие мышления - лишь одна из сторон мышления (и не определяющая). Мышление - саморазвивающийся процесс, реализующийся во всех результатах человеческой деятельности (а не только в языке); мыслит человек, когда создает «предметное тело культуры» т.е. и в самой деятельности как творческом процессе. Мышление есть единство объективного в субъективного. Правда, мышление Гегель объявил реальной субстанцией всего существующего (в чем и проявился идеализм его подхода).

1.7. По Марксу, мышление - не субстанция, а форма (идеальная) предметно-практической деятельности. В предметной деятельности всеобщие формы развития природы воссоздаются реально во всеобщих формах развития материальных общественных отношений - в мышлении они воссоздаются идеально. Здесь материалистически сформулирована идея диалектического тождества универсальных законов бытия и мышления (всеобщие законы развития материальной действительности отражаются в категориальном строе человеческого мышления). Тем самым под логикой понимается учение о целостном развивающемся мышлении, о мышлении как идеальной форме всей природной и общественной действительности.

2.1. Вопрос о происхождении мышления (как видно из предшествующих тезисов) является проблемой для материализма (идеализм рассматривает мышление как первоначало, субстанцию всего существующего). Решение этой проблемы находит материализм диалектический - мышление понимается как форма деятельности человека, возникающая и существующая в качестве средства деятельности практической (труда), как деятельность, опосредующая реализацию человеческих практических потребностей. Таким образом, мышление возникает как внутренняя (идеальная) сторона труда (практики) и одновременно с ним.

2.2. Именно в идеальной форме (в мышлении, её средствами) происходит освоение человеком многообразного содержания общественно-исторической культуры, развитие истинно человеческих потребностей, и потому в этой форме, что непосредственное бытие индивида конечно и ограничено, а в качестве субъекта индивид может выступать, лишь сняв всеобщие человеческие определения, лишь будучи опосредствован всей человеческой культурой, т.е. как результат не только непосредственной деятельности, но и всей истории. Человек опосредует свое отношение к действительности мышлением, познанием ее.

2.3. Мышление как идеальная форма деятельности обособляется в рамках особой формы взаимодействия вещей - общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека - и принимает форму деятельных способностей человека (индивида).

Деятельные способности человека воплощены во всех результатах человеческой деятельности, в предметном теле культуры, они выражаются и реализуются в самом процессе деятельности. В результате даже природные характеристики самого человека (способность ощущения и т.п.) перестраиваются деятельностью по логике предметной деятельности. Ощущения, восприятия, представления, как гносеологические формы, как формы знания (мышления) становятся моментом понимания действительности (моментами понятия). Понятие снимает чувственное и содержит его в себе как свой собственный противоположный момент. Язык (речь) возникает как специализированное средство (предмет, орудие) удержания и выражения идеальной формы (мышления).

3.1. Мышление трактуется в философии как идеальное в противоположность материальному. Материализм древних и метафизический материализм (Демокрит - Спиноза - Дидро - Фейербах) понимал идеальное как образ, отражение одного материального тела в другом. Ограниченность такого подхода проявлялась в понимании образа как продукта пассивного созерцания индивидом объектов. Идеализм (Платон - Шеллинг - Гегель) акцент делает на активность, на деятельность субъекта. Идеальное интерпретируется им как объективно существующее, как всеобщие нормы культуры (идеи - прообразы, «активные образцы» оформляющие вещество природы и телесное существо человека).

3.2. С точки зрения материализма диалектического, идеальное существует как форма (способ, образ) деятельности общественного человека, направленной на внешний мир. Существуя в системе деятельности (...вещь – дело - слово - дело – вещь...), идеальное выступает формой вещи в форме деятельности общественного человека. Как таковое идеальное появляется тогда, когда эта форма вещи в форме деятельности сама становится предметом деятельности. Идеальное - совокупность осознанных индивидом всеобщих норм, человеческой деятельности, определяющих как цель и закон, его волю и способ индивидуальной деятельности.

3.3. Как сравнить объективный предмет и его образ, материальное и идеальное? Этот вопрос подводит нас к проблеме истины, проблеме совпадения знания и предмета, вещи. Если исходить из абстрактной противоположности материального и идеального, то сравнить вещь и ее образ нельзя. Поэтому философы, решая данную проблему, исходили так или иначе из принципа тождества мышления и бытия (только из их единства, мерой этого единства можно произвести сравнение). В идеализме (объективном и субъективном) истина есть совпадение идеи с идеей же (есть согласование мыслей). Для сенсуализма, предложившего рассматривать ощущение как элементарную форму истинного знания, неизбежен приход к солипсизму.

3.4. Для диалектики основой звания выступает предметно-практическая деятельность человека. В ней связь знания и его предмета есть тождество противоположностей и его отождествление осуществляется, прежде всего, в продуктах деятельности. Именно здесь звание выходит за свои пределы - в бытие. Поэтому истинность надо искать в вещах.

Вещи (действительность) в силу всеобщей связи в развития различаются внутри себя (есть развитые формы вещи и есть неразвитые, скрывающие ее сущность). Конкретную вещь поэтому можно измерить только по отношению к ее началу и ее завершению (развитому состоянию), в последнем, в развитом состоянии вещи ее сущность совпадает с явлением. Эта форма развития, представляя все предшествующие фазы, выступает идеалом вещи или ее истиной. В предметно-практической деятельности определяется идеал как знание универсально-всеобщей (идеальной) формы самой действительности (а значит, в любой конкретной вещи) и сам предмет в его истинности. Проверке подвергается не только знание, его соответствие предмету, но и сам предмет, его соответствие понятию, т.е. пониманию его природы и сущности.

4. Последнюю проблему темы рассмотрим, анализируя особенности формальной и диалектической логики:

 

Формальная логика (ФЛ) Диалектическая логика (ДЛ)
Предмет: - наука, изучающая языковые формы мышления; - наука о законах и формах правильного мышления (наука о доказательных рассуждениях).   Предмет: - наука о целостном мышлении; - диалектика в ее логических функциях, изучающая всеобщие законы развития объективного мира в качестве законов мышления, т.е. наука о законах и формах истинного мышления (наука о категориях).
Основные принципы: - принцип тождества; - принцип непротиворечив,   Основные принципы: - принцип связи; - принцип развития; -принцип единства диалектики, логики и теории познания.
Основные законы: - закон тождества; - закон непротиворечив; - закон исключенного третьего; - закон достаточного основания. Основные законы: - закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия); - закон перехода количественных изменений в качественные; .- закон отрицания отрицания.
Требования к правильному мышлению (нормы правильности мышления): - в процессе конкретного рассуждения мысль не должна меняться (должна быть тождественна сама себе); - "невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать", в рассуждении нельзя допускать противоречия; - из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано; - всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. Требования (нормы истинного мышления): - всестороннее рассмотрение вещи; - необходимо рассматривать вещь в развитии (в самодвижении); - вся человеческая практика должна войти в определение предмета (и как критерий истины, и как определитель связи предмета с человеческими потребностями); - истина всегда должна быть конкретна.  

Значение логики.

Чтобы целенаправленно строить свои действия, для успешного достижения целей, для эффективного познания законов природы и общества человек должен мыслить:

- и логически правильно (ФЛ), и логически истинно (ДЛ)

(спонтанного логического мышления достаточно только для обыденной жизни; если же деятельность становится специализированной, то стихийно формирующейся логикой не обойтись)

Знание формальной логики необходимо прежде всего людям; работающим в сферах жизни, непосредственно связанных с языковым общением – это: - сфера управления; - сфера массовых коммуникаций и пропаганды; - сфера образования; - сфера научной деятельности. Звания ФЛ имеют и техническое (прикладное) применение - электронно-вычислительная техника (компьютер). Знание диалектической логики в принципе (в идеале) необходимо всем людям. Диалектическая логика (где результаты человеческого мышления берутся вместе с их становлением т.е. рассматривается процесс формирования и развития способности мышления) выступает школой мысли, формирует способность творческого мышления, помогая человеку сделать себя истинным субъектом (активной, самостоятельной, творческой личностью).

 

Описание использования интерактивных и активных форм проведения занятий

(см. Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Логика»)

Цель применения - помочь студенту сформировать собственное понимание содержания и основной проблематики курса «Логика».

Лекция содержит элементы проблемной и интерактивной лекции (см Методическое пособие для преподавателей).

По ходу лекции студентам задаются вопросы, перед аудиторией ставятся проблемы, требующие дополнительного обсуждения на семинарах.

Приветствуются и встречные вопросы слушателей.

 

Задания на СРС

Ознакомление с предложенной литературой, конспектом лекций.

Проработка вопросов для самопроверки знаний, вопросов для обсуждения на семинаре, подготовка эссе, рефератов (докладов). См. Методическое пособие для семинарских занятий.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

Берков. В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика: Учебное пособие / 12-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2012. – Введение.

Войшвилло, Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС – 2010. – Гл.I

Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов / 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2012. – гл.I, IX.

Лобастов Г.В. Логика: Учебник. – М. 2010 - Гл. I.

Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. – 1997. – статьи по основным понятиям темы

Дополнительная

Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. // Соч. в 3-х т. – Т.2. – М., 1978.

Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. – М., 1991.

Жоль К. К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

Кант И. Логика. Пособие к лекциям. // Трактаты и письма. – М.,1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: