Мировоззрение
– сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
Исторические формы мировоззрения | |
Мифологическое | Синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме |
Религиозное | Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что основным элементом является наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным |
Философское | Рационально-теоретическое освоение мира |
Научное | Рационально-теоретическое и эмпирическое освоение мира |
Художественное | Творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиции, символы, индивидуальные переживания. |
Компоненты мировоззрения | |
1) Познавательный –обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные и т.д.) | 3) Эмоционально-волевой –превращение в личные взгляды знаний, убеждений, ценностей, установок и т.д. |
2) Ценностно-нормативный –ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. | 4) Практический –реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. |
Основной вопрос философии – онтологические и гносеологические отношения материи и сознания | ||
Идеализм –направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического | Материализм -направление философии, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно) | |
Объективный идеализм –первоосновой мира признается «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания | Субъективный идеализм –исходит из примата субъективного сознания (сознания человека) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. | |
Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир? | ||
АГНОСТИЦИЗМ – мир в принципе не познаваем | РЕЛЯТИВИЗМ– мир познаваем только частично и всегда субъективно | мир в принципе познаваем |
Функции философии | |||
Мировоззренческие –информация о мире в целом и отношение человека к этому миру | Методологические –комплекс принципов и всеобщих методов познания | ||
гуманистическая – помогает осмыслить окружающую действительность | культурно-воспитательная –способствует формированию у человека важных качеств культурной личности | эвристическая –содействие приросту научных знаний и создание предпосылок для научных открытий | интегрирующая –отражает объединяющую роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему |
социально-аксиологическая –разработка представлений о ценностях, нормах, идеалах | объяснительно-информационная –разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека | координирующая –согласовывает целесообразность методов в процессе научного исследования | логико-гносеологическая –разработка самого философского метода, его нормативных принципов, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного знания |
Этапы формирования философии
Основные периоды философии