Задачи преддипломной практики
- осуществить ранее составленный план эмпирического или экспериментального исследования по теме дипломной работы,
- провести, обработать и проинтерпретировать результаты эмпирического или экспериментального исследования в рамках дипломной работы,
- завершить написание выпускной квалификационной работы бакалавра,
- защитить проект дипломной работы на предварительной защите выпускных квалификационных работ,
- выполнить задание по запросу организации,
- составить отчет по результатам второго этапа производственной практики.
Место преддипломной практики в структуре ОПОП бакалавриата
Преддипломная практика проходит на четвертом (выпускном) курсе студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» и является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра психологии. Для эффективного прохождения практики студенты должны освоить представления о сущности деятельности психолога (в рамках дисциплин «Введение в профессию», «Педагогическая психология», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Методика преподавания психологии»); о методах изучения психических феноменов (в рамках дисциплин «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Активные методы в работе психолога»), о методах научно-исследовательской работы (в рамках дисциплин «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Методологические основы психологии»), о способах диагностики и коррекции негативных психических состояний (в рамках дисциплин «Психокоррекция», «Психология здоровья») Прохождение производственной практики способствует успешной подготовке к сдаче государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы бакалавра, а также позволяет студенту более точно определить свои профессиональные интересы. На практике у студентов есть возможность применять свои знания, умения и навыки для решения конкретных профессиональных задач и проведения исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Общая трудоемкость производственной практики бакалавров на выпускном курсе - 234 часа
Место и время проведения преддипломной практики
Преддипломная практика студентов 4 курса, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» представляет собой концентрированную практику, которая длится в течение 4 1/3 недели четвертого учебного года (24 апреля-24 мая). Преддипломная практика проводится в организациях и учреждениях, имеющих в штате практических психологов (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, центры социально-психологической помощи и реабилитации, средние учебные заведения, высшие учебные заведения, клинические больницы и т.д.) и готовых создать условия для проведения научного исследования в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра. Практика проводится на местах работы психологов, в организациях, где функционирует психологическая служба или в организациях, где есть запрос на создание психологической службы. Преддипломная практика также может проводиться в структурных подразделениях КГУ им.К.Э. Циолковского.
Ответственный за проведение практики – кафедра социальной и организационной психологии Института психологии ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
Преддипломной практики
Успешное прохождение практики предполагает погружение в реальную практическую деятельность, освоение профессиональной позиции психолога-исследователя, формирование и закрепление умений продуктивного профессионального общения с коллективом учреждения; формирование и закрепление умений проведения психологического исследования; приобретение опыта профессиональной деятельности психолога в организации.
В результате прохождения преддипломной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»:
а) общекультурных (ОК):
ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
б) общепрофессиональных (ОПК):
ОПК-1: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
в) профессиональных (ПК):
ПК-6: способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
ПК-8: способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии;
ПК-9: способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;
ПКВ-1: способность к реализации стандартных программ, направленных на профилактику отклонений в социальном и личностном статусе (социальном и личностном) и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности;
ПКВ-2: способность к отбору и применению, математико-статистической обработке данных психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов;
ПКВ -3: способность к планированию и реализации стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий.
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен
знать:
ü сферы и виды деятельности практического психолога;
ü методы и формы профессионального взаимодействия психологов между собой и с другими специалистами;
ü профессионально-этические нормы деятельности психолога;
ü основы планирования и проведения эмпирического и экспериментального научного исследования.
уметь:
ü участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук,
ü грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога,
ü анализировать психологические проблемы, возникающие в различных организациях и составлять отчет по результатам наблюдения;
ü реализовывать на практике гуманистический подход в разрешении психологических ситуаций;
ü соотносить частные задачи, возникающие в практике профессиональной деятельности психолога, с контекстом проблем психологии в целом;
ü применять на практике основные положения этического кодекса психолога.
владеть:
ü основными методами и приемами психодиагностики и психокоррекции,
ü навыками организации самостоятельной работы;
ü навыками организации и планирования научного исследования;
ü организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности;
ü нормами взаимодействия и сотрудничества;
ü толерантными установками, социальной мобильностью.
6. Структура и содержание преддипломной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6,5 зачетных единиц, или 4 1/3 недели, или 234 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | |||
Ознакомительная лекция | Наблюдение | Сбор, обработка, систематизация фактического и литературного материала | Самостоятельная работа | |||
1 | Организационный раздел | |||||
1.1 | Проведение установочной конференции: ознакомление с целями, задачами и содержанием преддипломной практики | явочный лист | ||||
1.2 | Инструктаж по технике безопасности | явочный лист | ||||
2 | Подготовительный раздел | |||||
2.1 | Изучение организации и структуры подразделения, в котором обучающийся проходят практику | собеседование на консультации | ||||
2.2 | Ознакомление с особенностями деятельности сотрудников | собеседование на консультации | ||||
2.3 | Определение потребностей организации в проведении исследований | собеседование на консультации | ||||
2.4 | Ознакомление с ходом текущих исследований, спецификой их проведения, основными методами исследования, полученными результатами | собеседование на консультации | ||||
2.5 | Подготовка бланков и инструкций для проведения научного исследования по теме дипломной работы | собеседование на консультации | ||||
Основной раздел | ||||||
3.1 | Проведение эмпирического или экспериментального исследования по теме дипломной работы | выступление на предварительной защите | ||||
3.2 | Обработка результатов исследования | выступление на предварительной защите | ||||
3.3 | Интерпретация результатов исследования | выступление на предварительной защите | ||||
3.4 | Графическое оформление результатов исследования, написание выводов дипломной работы | выступление на предварительной защите | ||||
3.5 | Разработка рекомендаций | выступление на предварительной защите | ||||
3.6 | Оформление выпускной квалификационной работы бакалавра | собеседование на консультации | ||||
3.7 | Работа по запросу психолога из организации. | выступление на итоговой конференции | ||||
Заключительный раздел | ||||||
4.1 | Составление отчетной документации по практике. | выступление на итоговой конференции | ||||
4.2 | Заключительная конференция по итогам практики. | выступление на итоговой конференции | ||||
4.3 | Прохождение финальной предварительной защиты дипломных работ бакалавров. | выступление на защите дипломных работ |
Проведение эмпирического или экспериментального исследования в рамках выпускной квалификационной (дипломной) работы содержит следующее:
Подготовку бланков методик, стимульного материала и инструкций для проведения исследования, организацию процедуры проведения исследования, математико-статистическую обработку результатов исследования, оформление сводных таблиц по итогам проведения исследования, развернутую интерпретацию результатов исследования, представление их в графическом виде (круговые, столбчатые и другие виды диаграмм, графики, таблицы, рисунки, схемы и т.д.), написание выводов исследования, сопоставление результатов с поставленными целями и задачами и выдвинутой гипотезой, разработка рекомендаций.
Работа по запросу психолога из организации содержит следующее: выполнение заданий по требованию психолога, например, обработка бланков, организация мероприятия, подбор необходимой информации или литературы, составление документации и т.д.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии,