В чем отличие «Образа» и «Персонажа»?




 

«Образ» строится на базе авторского текста. Актер проводит исследование, ища мотивировки роли. Что о нем говорят: автор, другие персонажи и он сам? Опираясь на это, актер создает биографию роли и т.д. В общем «образ» зажат рамками пьесы.

 

«Персонаж» совершенно свободен. Для его создания авторский текст совершенно не нужен. Хотя есть техники создания «Персонажа» на основе авторского текста. О них я расскажу чуть позже.

 

Толчком для создания «Персонажа» может стать что угодно. Достаточно незначительной детали, чтобы запустить процесс. Как-то я создал «Персонаж», услышав нелепый смешок одного актера во время репетиции. Малейшая деталь, а все остальное дело техники.

 

«Образ» - мотивирован, «Персонаж» - спонтанен. А самое главное «Образ» - опасен. В него очень сложно войти, но еще труднее выйти. Это одна из актерских болезней. Многие, войдя в «Образ», так и не могут из него выйти. «Персонаж» легок. В любой момент входишь в него и моментально выскакиваешь. Он становится твоим другом. И общение с ним – сплошной позитив.

 

Да. Я люблю, когда приходит твой «Пацанчик с Молдаванки».

 

Вот типичный пример «Персонажа». Он родился спонтанно, когда мы отдыхали в лесах Карелии. Мне нужно было отчитать одного молодого человека, ученика, но я не хотел быть чересчур заумным. В этот момент появился «Пацанчик с Молдаванки», который «разрулил» ситуацию с легкостью и одесским шармом.

 

Я его очень люблю.

 

(расплывается в улыбке) Он об этом знает.

 

«Персонаж» не зажат рамками театра. Он хорошо себя чувствует и в обычной жизни. Так что я люблю использовать «Персонажи» не только в театре, но и в повседневной жизни. Они просто сметаю мое «эго» и придают общению легкость и искренность. Они вскрывают собеседника, как устрицу и переводят обещание на совершенно иной, более глубинный уровень.

 

Ты хочешь сказать, что «Персонаж» - эта копия «эго» зрителя, которым ты заменяешь свое «эго»? Я правильно понимаю?

 

Точно. «Персонаж» является полноценной «личностью». Он строится по тем же принципам, что и наша «личность». Когда ты входишь в «Персонаж», твое «эго» остается «за бортом». Действовать начинает «эго» «Персонажа».

 

А это не опасно? Можно ведь потерять себя.

 

Себя ты никогда не потеряешь, а вот свое «эго» возможно. Но в чем его ценность? «Эго» - всего лишь защитная реакция на «страх». Оно и создано методом запугивания. «Ты должен быть «таким» иначе с тобой не будут играть». «Ты должен кем-то стать, иначе ты будешь никому не нужен». «Ты должен быть «таким», иначе тебя никто не полюбит». «Если тебя не полюбят, то у тебя не будет семьи». «Если ты хочешь создать семью, ты должен хорошо зарабатывать». «Ты должен кем-то стать, иначе твоя жизнь будет бессмысленной» и т.д. и т.п.

 

Ответная реакция на подобные запугивания и есть «эго». И в итоге, не мир делает тебя несчастным, а твое «эго». Этот забор, за которым ты самолично заточен. Мир спонтанен, а «эго» искусственно, надуманно, неподвижно. Именно в этом кроются все причины наших трагедий. Мир никогда не станет подчиняться законам какого-либо «эго». А оно всегда нашептывает одно и то же: «Вот видишь. Я же знал, что так и будет. Больше никогда не буду доверять. Раз вы так со мной, то и я… «с волками жить – по волчьи выть». Жизнь – дерьмо. Мужики – козлы, а бабы – стервы»…

 

Знакомая «песенка».

 

Ее слова всем известны. И вот этого «гаденыша» ты боишься потерять?

 

)))) Но ведь я же так долго его создавала. «Эгушку» моего родимого.)))

 

«Никому его не отдам. (расплывается в улыбке) Буду с ним жить поживать да себе лоб расшибать.»

 

Зато лоб крепче станет. Глядишь, все бояться начнут. А будут бояться – будут уважать. А уважать станут – глядишь и жизнь наладится. Ничего, ничего. Мы с «Эгушкой» себя еще покажем)))))).

 

Вот она импровизация и «Персонаж». Как ощущения?

 

Отлично. Еще хочу.

По началу «Персонаж» был для меня чисто театральной практикой. Как защита от слабой режиссуры. В обычной жизни я довел практику «считывания людей» до филигранности. Мое «эго» моментально копировало любого, кто привлекал внимание и выдавало всю необходимую информацию. Я мог буквально тремя вопросами заставить человека рассказать мне то, о чем он сам себе не говорит. Но я, благодаря «считыванию» и об этом уже знал, а задача заключалась в том, что бы человек сам себе признался. Облек проблему в слова. «Исповедовался». Должен признаться, я повидал много слез. Но это были «слезы облегчения».

 

Помню, как-то моя сестра пригласила меня на свой «выпускной». Я оказался в «атмосфере» страха, паники, отчаяния. Ребята стояли на пороге взрослой жизни и это их пугало. Естественно, я не мог просто остаться сторонним наблюдателем.

 

Я стал подходить к каждому и беседовать о их переживаниях. Их прорывало и они рыдали как «белуги». Родители, видя очередного ребенка, выбегающего из класса с потекшим макияжем, решили, что какая-то «сволочь» обижает их детей и устроили на меня охоту. Хорошо, что я быстро устал и покинул вечеринку. Родителям не удалось изловить меня и учинить расправу.

 

Об их охоте я узнал только через пару дней, когда детишки стали приходить к нам, чтоб поблагодарить меня за оказанную помощь. В общем, я стал негласным «врачевателем душ». Но все это была индивидуальная работа. Я и не помышлял о воздействии на массы.

 

И вот однажды… Подпустим мистики… В одной из книг о культуре народов Майя, я наткнулся на описание обряда-посвящения «Маска». Это был последний этап обучения будущих жрецов.

 

Адепта на некоторое время закрывали в комнате, на стенах которой были изображены различные «маски». Адепт должен был проникнуть в каждую и войти в соответствующее «маскам» «состояние». Затем его выпускали в город, где он тем же самым образом должен был входить в «состояния» случайных прохожих. Последний этап заключался в том, что адепт, в день великого праздника, поднимался на пирамиду и входил в «состояние» массы. Так адепт проходил посвящение в касту «жрецов».

 

Меня просто «разорвало». Я интуитивно воссоздал весь обряд жрецов Майя. Даже последний этап был мной пережит.

 

В спектакле «Золотой горшок» у меня была любимая импровизация. Она родилась из одного Гофмановского предложения. Когда Ансельм получил свой первый золотой, он всю ночь провел в пересчитывании воображаемых золотых. Мне были знакомы подобные ночи и я разыгрывал из этого целое представление. Я входил в состояние «Персонажа» «Скупого рыцаря» и как Скрудж МакДак купался в «золотых горах». Во время этой сцены я чувствовал отклик зрителя и именно он руководил импровизацией. Все мы открывались и были едины.

 

То же единение переживал Жрец, находясь на пирамиде перед толпой.

 

Толпа, объединившаяся какой-либо идеей или действием, становится единым целым. И у этого «единства» есть определенное «состояние сознания», которое можно выразить через «Персонаж». «Персонаж» един для всех, и в тоже время, подобно Кришне, танцует с каждым лично.

 

В этом была суть «спонтанной импровизации». В воссоздании «Персонажа» не отдельной личности, а зрительного зала. Каждый спектакль – это новый зритель, а значит новый «Персонаж». Любая предварительная подготовка к спектаклю совершенна бесполезна. Все диктует зрительский «импульс». Ты просто должен быть готов выразить его через «Персонаж». Быть готовым к «спонтанной импровизации».

 

Для начала мы построим «Персонаж» с походки. Это самый простой способ.

 

Пройди «Настройку».

 

Теперь все свое внимание настрой на стопах. Проследи их привычное движение. А теперь измени что-либо в движении или положении стопы. Подвигайся так некоторое время.

 

Как только движение начнет становиться привычным, начни расширять «луч внимания». Присоединяй к стопам колени, бедра и так весь «Скелет». Отслеживай изменения в них. Потом ощути весь свой «скелет» и привыкни к его новому состоянию. У тебя должна появиться новая «походка». Просуществуй в ней.

 

Продолжая двигаться, почувствуй изменения в твоей привычной «маске». Ощути появление новой «маски», соответствующей новой «походке».

 

К «маске» прибавь еще одну точку «внимания» - «дыхание». Прочувствуй, как оно изменилось. Найди основной ритм «дыхания» твоего нового «Персонажа». Должна проявиться «атмосфера» «Персонажа».

 

Усиль дыхание, не изменяя «атмосферы». Дай зазвучать голосу. Найди интонацию «Персонажа». Мелодику его голоса.

 

Позволь появиться «словам». Рассмотри их. Найди любимую «фразочку» «Персонажа».

 

Некоторое время дай «Персонажу» пожить. Устройся в нем поудобнее. Когда он будет достаточно устойчивым, оставь его. Расслабься.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: