Методические рекомендации (материалы) для преподавателя




 

Необходимо осуществлять конструктивное, объективное изложение материала. Учитывать принцип междисциплинарности, подчеркивать значимость затрагиваемых проблем.

 

Методические указания для студентов

 

Необходимо ознакомиться с предложенной преподавателем литературой. Использовать список вопросов для проверки полноты знания темы. Заниматься самостоятельной работой, предполагающей не только расширенное и углубленное изучение учебно-методической литературы, материалов лекционных и семинарских занятий

Упражнения для самопроверки

1. Сравнить по объему следующие понятия: лампочка, утюг, электроприборы; большой, небольшой; громкий, тихий; школьники, спортсмены; приматы, шимпанзе.

2. Провести обобщение и ограничение понятий: печатное издание, преступление, закон, право, человек.

3. Восстановить простой категорический силлогизм, имеющий следующее заключение – некоторые небесные тела светят собственным светом.

4. С помощью логического квадрата получить три остальных типа суждения одной материи (с одинаковыми S, P) для следующего суждения: ни один человек не является преступником. При условии ложности данного суждения указать истинность вновь образованных, а также определить то, в каких отношениях с ним они находятся.

5. Осуществить операцию превращения для следующих суждений – все люди честны по своей природе, некоторые люди лгут, некоторые люди не получают пенсий, некоторые студенты работают.

6. Провести обращение следующих суждений, а где оно не возможно, обосновать почему – все равносторонние треугольники являются равноугольными, все зайцы любят капусту, ни один студент не живет в Антарктиде, некоторые кошки серые, некоторые люди не получают зарплату.

7. Провести противопоставление предикату для следующих суждений, а где оно не возможно, обосновать почему – все люди тяготеют к хорошему, ни один человек не умеет летать, некоторые преступники честные люди, некоторые животные альбиносы.

8. Образовать прогрессивный сорит из следующего полисиллогизма – организмы разрушаются, растения организмы / растения разрушаются, деревья растения / деревья разрушаются, пальмы деревья / пальмы разрушаются.

9. Записать логическую структуру для образованного сорита.

10. Образовать регрессивный сорит из следующего полисиллогизма – людям свойственно ошибаться, юристы люди / ошибки опасны, юристам свойственно ошибаться / опасные действия ведут к плохим последствиям, юристам свойственно совершать опасные действия / людям свойственно приходить к плохим последствиям.

11. Записать логическую структуру в образованном регрессивном сорите.

12. Проанализировать следующий силлогизм и обосновать его правильность или ошибочность – все бабочки имеют крылья / все птицы имеют крылья / все птицы являются бабочками.

13. Проанализировать энтимемы и доказать их корректность: воровство – преступление, так как воровство есть нарушение прав частной собственности; Россия – демократическое государство, следовательно, Россия имеет свою конституцию.

14. Записать в виде формулы логики высказываний следующие выражения и обосновать запись: «Пока родители живы, не уезжай далеко; а если уехал, обязательно живи в определенном месте» (Конфуций). «Добродетель, милый мой студент, не делится на части; или она есть, или ее нет» (О. Бальзак «Отец Горио»).

15. Восстановить логическую структуру в следующем выражении: «Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни, если же они расходятся с Кораном, то они вредны. Но они должны быть согласны или расходиться с Кораном; итак, они или излишни, или вредны» (калиф Омар 640 г. н.э.).

16. Найдите суждения, противоположные и противоречащие исходным: все люди курят; некоторые юристы – судьи; некоторые люди не помнят своих снов; ни один человек не живет на Марсе.

17. Реконструировать выражение в дилемму: человека в любом случае губит знание; в одном случае – то, которое он получил, в другом – то, которое он не получил. Представить в соответствующей формуле.

 

Тесты по курсу логики

для студентов юридического факультета

 

1. Выберите правильный вариант, объясняющий, почему... Возникновение логики в Древней Греции было обусловлено

1. высоким уровнем развития философской мысли*

2. Высоким уровнем экономического развития

3. Развитием ораторского искусства в жизни полиса

 

2. Закончите определение: логика – это философская наука, изучающая

1. специфические законы построения доказательства

2. законы и формы правильного мышления*

3. искусство красноречия

 

3. Основоположником науки логики является

1. Платон.

2. Аристотель*.

3. Гераклит.

4. Дополните.

 

4. Общая теория знаковых систем называется

1. Семантикой

2. Апологетикой

3. Семиотикой*

5. Как называется форма мышления, которая является результатом обобщения предметов по существенным признакам?

1. Представление

2. Суждение

3. Понятие*

 

6. Дополните. Смена терминов естественного языка специальными символами называется

1. Формализацией*

2. Пропозицией

3. Демонстрацией

4. Предикацией

 

7. Закончите определение: совокупность признаков, на основании которой предметы обобщаются в классы называется

1) Объемом*

2) Содержанием

3) Субъектом

4) Предикатом

 

8. Закончите определение: совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии называется

1. Дефиниендумом

2. Дефиниенсом

3. Содержанием*

 

9. В каком отношении находятся два понятия, объемы которых вместе исчерпывают объем родового понятия.

1. Равнозначность*

2. Подчинение

3. Противоречие

 

10. Дополните. Деление понятия, при котором его объем делится на два подмножества, противоречащих друг друга, называется

1. Делением по видообразующему признаку

2. Дихотомическим*

3. Классифицирующим

 

11. Как называется сложное суждение, которое истинно только тогда, когда истинны все составляющие его суждения.

1. Импликативное

2. Конъюнктивное*

3. Эквивалентное

 

12. Дополните. Суждение, из которого в умозаключении выводится новое суждение, называется

1. Посылкой*

2. Субъектом

3. Предикатом

4. Пропозицией

 

13. Как называется характеристика категорического силлогизма, основанная на расположении среднего термина в посылках?

1. Фигура*.

2. Модус.

3. Заключение.

 

14. Дополните. Категорический силлогизм, в котором опущена одна из посылок или заключение, называется

  1. Сорит
  2. Эпихейрема
  3. Энтимема*
  4. Полисиллогизм

 

15. Доказательство как логическая операция имеет следующую структуру:

1. Тезис, аргументы, демонстрация*

2. Посылка, заключение, вывод

  1. Тезис, антитезис, синтез

 

16. Рассуждение, которое содержит логическую ошибку с целью преднамеренного введения в заблуждение, называется

1. паралогизмом

2. софизмом*

3. парадоксом

 

17. Укажите правильный вариант обращения суждения. Все равносторонние треугольники являются равноугольными.

  1. Некоторые равноугольные треугольники равносторонние
  2. Некоторые равносторонние треугольники не равноугольные
  3. Все равноугольные треугольники есть треугольники равносторонние*

 

18. С помощью логического квадрата найдите суждение противоречащее исходному. Все судьи ­ юристы.

1.Некоторые судьи юристы

2. Некоторые судьи не являются юристами.

3. Ни один судья не есть юрист.

 

19. Является ли правильным умозаключение. все бабочки имеют крылья / все птицы имеют крылья / все птицы являются бабочками.

  1. Правильное
  2. Неправильное*
  3. Умозаключений такого вида не существует.

 

20. Какого вида дилемма здесь представлена. Человека в любом случае губит знание; в одном случае – то, которое он получил, в другом – то, которое он не получил.

  1. Простая конструктивная*
  2. сложная конструктивная
  3. Простая деструктивная
  4. Сложная деструктивная

 

21. Выделите верный результат операции вычитания класса «судьи» из класса «юристы»

  1. только судьи
  2. все юристы за исключением судей*
  3. некоторые юристы

 

22. Вставьте, если это требуется, отсутствующую часть в условно-категорическое умозаключение. Если человек болен/ ____ человек болен/человек освобождается от работы

  1. человек болен
  2. вставка не требуется
  3. человек освобождается от работы*

 

23. Добавьте, если это требуется, недостающую часть в категорическое-разделительное умозаключение. Приговор суда может быть оправдательным либо обвинительным/ данный приговор оправдательный/ ________

  1. приговор оправдательный
  2. неверно, что приговор обвинительный*

3. вставка не требуется

 

24. Прямое доказательство осуществляется по схеме

  1. Антитезис, обоснование ложности антитезиса, доказательство истинности тезиса
  2. Тезис формулируется наряду с его альтернативами, доказывается ложность альтернатив, утверждается истинность тезиса.
  3. Тезис, правило обосновывающего истинность тезиса, подведение тезиса под действие правила*.

 

25. В структуру простого категорического силлогизма входят:

  1. три термина, две посылки, заключение*
  2. субъект, предикат, дефиниция
  3. простое суждение, сложное суждение, вывод

 

26. К какому из типов простых суждений относится следующее. Некоторые выпускники юридических факультетов становятся адвокатами.

  1. Общеутвердительное
  2. Общеотрицательное
  3. Частно-утвердительное*
  4. частно-отрицательное

 

27. Определите к какому классу формул относится следующая формула:

  1. тождественно-ложная
  2. тождественно-истинная*
  3. выполнимая

 

28. Р. Карнейро, устанавливает, что для всех случаев возникновения автохтонных государств на соответствующих территориях устойчиво действует фактор стесненности, а для тех территорий, где этот фактор не действует государства не образуется. Установите, какой из методов установления причинных связей здесь используется.

  1. Сопутствующих изменений
  2. Остатков
  3. Соединенный метод сходства и различия*

 

29. Данная формула соответствует фигуре простого категорического силлогизма

  1. Первой*
  2. Второй
  3. Третьей
  4. Четвертой

 

30. Данная формула соответствует силлогизму

  1. простому категорическому
  2. условно-категорическому
  3. непосредственному
  4. категорическому-разделительному*.

 

 

7. Методические указания по организации

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы 1 Список литературы для подготовки Форма контроля 2
Логика и язык права. Логические формы. Понятие   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем.
Суждение и норма. Суждение. Определение. Вопрос   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты.
Вопросно-ответ­ные ситуации. Сложные суждения и сравнения суждений   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой.
Понятие. Определение и классификация.   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты.
Дедук­ция, индукция и аналогия. Основы теории доказательства   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Выполнение исследовательских и творческих заданий. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты.
Логические основы аргументации. Виды и логические схемы доказательства и опровержения   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Выполнение исследовательских и творческих заданий. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты.
Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следс­твенная версия, теория. Применение дедуктивных и индуктивных умозаключений в праве. Модальность   Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Участие студентов в составлении тестов; Выполнение исследовательских и творческих заданий. Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ

 

1- Раздел 6 (пункт 6.1 «Положения о СРС и слушателей, обучающихся в ОмГУ, пункт «подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям)» - исключить.

· Реферирование статей, отдельных разделов монографий;

· Изучение учебных пособий;

· Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

· Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

· Выполнение контрольных работ

· Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

· Аннотирование монографий, или их отдельных глав, статей;

· Конспектирование монографий, или их отдельных глав, статей;

· Участие студентов в составлении тестов;

· Выполнение исследовательских и творческих заданий;

· Написание курсовых и дипломных работ;

· Составление библиографических списков;

· Создание карт, графиков и других наглядных пособий по изучаемым темам;

· Занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.

 

2- Раздел 6 (пункт 6.3 «Положения о СРС и слушателей, обучающихся в ОмГУ):

· Итоговые семестровые зачеты и экзамены;

· Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

· Проверка рефератов и письменных текстов докладов;

· Коллоквиумы;

· Проверка письменных отчетов;

· Тестирование;

· Промежуточные зачеты;

· Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;

· Проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей;

· Защита творческих работ;

· Самоотчеты;

· Заполнение тестовых карт по определенным заданиям и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: