Сцепленное наследование. Закон Моргана.




Случаи взаимодействия аллельных генов

Полное доминирование

Явление, при котором доминантные гомозиготы и гетерозиготы имеют одинаковые фенотипы

АА и Аа – желтые горошины горох

аа- зеленые горошины

Неполное доминирование

Что такое неполное доминирование?

Объясните это явление на примере растения ночная красавица

Плейотропность (множественное действие гена)

Что такое множественное действие гена? Объясните это явление на примере окраски глаз у мухи дрозофилы.

Сверхдоминирование

Явление при которым у гетерозиготных форм признак выражен сильнее, чем у гомозигот

Аа- самые урожайные особи, по сравнению с АА и аа (кукуруза, томаты)

Если особи гетерозиготны по многим аллелям может проявиться гетерозис- явление гибридной силы

Кодоминирование (новообразование),

Объясните это явление на примере наследования окраски венчиков цветков у душистого горошка

Анализирующее скрещивание

Что такое анализирующее?

Решение задач.

1.Растение гороха с красными цветками скрестили с растением гороха, имеющим белые цветки. Известно, что белая окраска цветков рецессивный признак, доминирование полное. Каким будет потомство в случае гомозиготности и гетерозиготности растения с красными цветками? Какой случай взаимодействия генов имеет место в данной задаче?

АА и Аа – генотипы растений с красными цветками

аа - генотип растения с белыми цветками

2. Скрестили две породы черных и белых кур. В F1 все куры были серо-голубые. Каким будет F2, если серо-голубых кур скрестить друг с другом? Каким будет потомство от скрещивания серо-голубых с белыми. Какой случай взаимодействия генов имеет место в данной задаче?

3. Альбинизм у растений связан с отсутствием пигмента хлорофилла и определяется рецессивным геном с. Могут ли существовать растения с генотипом сс? Ответ поясните. Составьте схему скрещивания кукурузы с генотипами Сс. Какой % проростков погибнет в посеве, сделанном полученными семенами?

4. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух догов с нормальными фенотипами некоторая часть потомства погибла. При скрещивании того же самца с другой самкой гибели в потомстве не было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков. Определите возможные генотипы всех скрещиваемых особей и потомства.

А- ген нормальной шерсти

а- отсутствие шерсти

Предполагаемые генотипы догов с нормальной шерстью: АА и Аа

аа- летальность

Дигибридное скрещивание

1. Что такое дигибридное скрещивание?

2. Какими признаками обладали растения, которые использовал Мендель для дигибридного скрещивания?

3. Напишите схему скрещивания растений гороха, различающихся по двум парам альтернативных признаков, используя ниже приведенные данные.

А- ген желтой окраски горошин

а- ген зеленой окраски

В- ген гладкой поверхности

в- ген морщинистой поверхности

       
 
   
 


Р

G

F1

ААВВ- дигомозигота по доминантным признакам

аавв – дигомозигота по рецессивным признакам

АаВв- дигетерозигота

4. Какими по фенотипу были все растения, полученные от этого скрещивания?

5. Какими были гаметы у дигетерозигот, которые использовались для 2 скрещивания?

6. Какой результат получился от скрещивания растений, полученных в 1 поколении? Для ответа на этот вопрос используйте решетку Пеннета

( Для компактности записи комбинаций зигот во втором поколении используют решетку Пеннета, в которой по горизонтали выписывают гаметы одного родителя, а по вертикали- другого, в отдельных клетках решетки записывают все возможные зиготы)

АВ аВ 2 ж.г. 2 з.г. 1 ж.г. 1 ж.м. 1 з.г.1 з.м.
         
         
         
         

7. В каждом горизонтальном ряду подпишите и сосчитайте все возможные фенотипы.

8. Сосчитайте в решетке Пеннета все зиготы с одинаковыми фенотипами, найдите сколько получилось желтых гладких горошин, желтых морщинистых, зеленых гладких и зеленых морщинистых.

9.Выпишите генотипы желтых гладких, желтых морщинистых, зеленых гладких и зеленых морщинистых, сосчитайте их

а) желт.гл.

б) желт. морщ.

в) зел.гл.

г) зел.морщ.

10. Чему равно число различных генотипов?

11. Подсчитайте отдельно соотношение желтых и зеленых, а также гладких и морщинистых

12. Выведите 3 закон Менделя и запишите его формулировку

13. При каком условии справедлив 3 закон Менделя?

14.Выведите формулу для нахождения числа генотипов и фенотипов, при различных вариантахскрещивания. Вместо вопросов записать конкретные числа

Типы скрещивания Число генотипов Число фенотипов
Моногибридное 3 31 2 21
Дигибридное 9 32 4 22
Тригибридное ? 33 ? 23
Полигибридное ? 3n ? 2n

 

Задачи.

1.В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать – кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая; дедушка- кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос – над светлым.

А- карие глаза, а – голубые глаза

В – темные волосы, в- светлые волосы

2. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились дети: кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?

Сцепленное наследование. Закон Моргана.

1. Кем и когда была исследована закономерность наследования при нахождении генов в одной хромосоме?

2. Какой объект исследования выбрал ученый и почему?

3. Сформулируйте закон сцепленного наследования.

4. Перепишите схему скрещивания мух дрозофил, ожидаемый и реальный результат

С- серое тело, с- черное тело

D- нормальные крылья, d- укороченные крылья

P ССDD × ccdd

серое черное

тело, тело,

норм. укороч.

крылья крылья

G CD cd

 

F1 CcDd (c.т, н.к.)

P ♀CcDd × ♂ccdd

с.т., н.к. ч.т., ук.к.

Ожидаемый результат F2

CD Cd cD cd
cd CcDd с.т., н.к. 25% Ccdd с.т, ук.к. 25% ccDd ч.т., н.к. 25% ccdd ч.т., ук.к. 25%

Реальный результат F2:

41,5% мух с с.т., н, к.

41,5 % мух с ч.т., ук, к.

8,5% мух с ч.т., н.к.

8,5% мух с с.т., ук.к.

5. Чем можно объяснить несовпадение ожиданий и реального результата?

6. Почему же все-таки, среди гибридов 2-го поколения появляется небольшое число особей с перекомбинацией (8,5%) родительских признаков. Почему сцепление генов не является абсолютным?

7. Перепишите схему скрещивания особи с рекомбинацией генов с особью дигомозиготной по рецессивному гену

C d cd

♀c D × ♂ cd

серое черн.

тело тело

норм. укор.

крылья крылья

G Cd cD cd

F2 C d c D

c d c d

с.т. ч.т.

ук.к. н.к.

8.От чего зависит частота перекреста (процент) между двумя неаллельными генами?

9. Что такое генетические карты? Что можно определить с помощью генетических карт? Каково их практическое значение?

10. В чем сущность хромосомной теории наследственности

Задачи:

1. Материнское растение кукурузы обладает рецессивными признаками окрашенности, морщинистости и крахмалистости зерен. Отцовское же растение гетерозиготно по каждому из этих признаков, так что зерна у него бесцветные, гладкие и восковые. Какое потомство получится от скрещивания этих растений, если известно, что гены, отвечающие за эти признаки, находятся в одной хромосоме

2. У человека катаракта (помутнение хрусталика) и полидактилия (шестипалость) обусловлены доминантными генами. Ген катаракты может быть сцеплен с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от матери, а полидактилию от отца. Ее супруг нормален по обоим признакам. Какие аномалии можно ожидать у детей в такой семье? Сцепленные гены кроссинговера не обнаруживают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: