Что должно входить в пакет франшизы




Чтобы открыть свою кофейню формата «кофе с собой» по франшизе, начинающим предпринимателям может хватить 150-200 тыс. рублей стартовых инвестиций. Рынок франшиз перенасыщен предложениями различных компаний, уровень которых может вызывать сомнение. В стремительно набирающей обороты сфере бизнеса велика возможность столкнуться с дилетантством или недобросовестными франчайзерами.

Кофейный бизнес в России переживает свою трансформацию. Кофе становится напитком, который россияне пьют не только дома и в ресторанах-кофейнях, но и на ходу. Новый для нашей страны сегмент «кофе с собой» или «кофе to go» (кофе на вынос) стремительно растет. Появляются сотни мини-кофеен в виде экспресс-точек уличного формата, всевозможных киосков, островков и стоек в торговых и деловых центрах, а также мобильные кофейни на колесах. По данным компании 2GIS, c января по июнь 2015 года в 15 самых крупных городах России количество кофеен увеличилось на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам экспертов отрасли, Россия должна повторить западный вариант развития рынка. На смену растворимому кофе на лидирующие позиции постепенно выйдет кофе натуральный. Причем большую долю должна занять именно торговля «на вынос» (в США составляет около 75% доли рынка).

Почему новый формат притягивает к себе внимание бизнеса? Дело в том, что затраты на «кофе с ногами» небольшие. Они состоят из двух частей. Это разовые траты на установление киоска или стойки (во многих случаях собственное помещение не требуется вовсе), оформление точки, покупку кофемашины, кофемолки, кассы и т.д. И постоянные расходы – плата за аренду, заработная плата бариста, электричество, отопление и издержки на обслуживание кофемашин. Расходники и сырье для мини-кофеен недорогие. Они представляют собой одноразовые стаканчики различных объемов и собственно сам напиток, на который можно делать высокую наценку до 400-500%. Кофе «to go» - отличный вариант старт-апа для тех, кто хочет быстро отбить вложенные средства. Арендные ставки для кофеен минимальны, а к точкам, как правило, не требуется подводить канализацию и водоснабжение. Также требуется минимум электричества: порой бывает достаточно наличия единственной розетки. Кроме того, относительная простота бизнеса притягивает в него большое количество предприимчивой молодежи, которая ищет способы хорошего заработка, не имея опыта работы.

Отечественный рынок мини-кофеен еще не насыщен. Кофе, как известно, - второй по популярности в мире напиток после воды. Привычка пить его на ходу пришла в Россию из Запада и постепенно начинает укореняться на отечественной почве. Кофе из одноразовых стаканчиках с крышкой пьют все категории населения от студентов и школьников до бизнесменов. Наглядное подтверждение этому можно увидеть в мегаполисах, когда с 7 до 10 утра кофе в экспресс-точках покупают работники ближайших офисов и завтракающие туристы, после обеда около трех часов дня – студенты вузов, а в обеденное время или ближе к вечеру все покупатели собираются вперемешку.

Самостоятельное открытие кофейни – дело, казалось бы, несложное, но многие новички перестраховываются и стараются действовать по франшизе, приобретая готовую модель бизнеса. Дело в том, что если поставить простенький киоск и посадить в него бабушку-продавщицу, то дело вряд ли принесет большой успех. Конкуренция на рынке «кофе с собой» постоянно возрастает. Кофейни буквально бьются за каждого клиента низкими ценами, соревнуются друг с другом в скорости услуг, а также непрерывно расширяют ассортимент. Хорошая кофейня предлагает клиентам не только эспрессо, капучино и латте, но и десерт, например, выпечку, кондитерские изделия, всевозможные добавки и сиропы к напиткам. Процесс все больше автоматизируется, и для того, чтобы клиент не променял кофейную точку на кофейню конкурента или ближайший вендинговый аппарат, владельцы кофеен готовы пойти на все. Приобрести франшизу, - это значит получить опытного союзника, который должен помочь избежать «набивания шишек» и поставить дело на поток. Именно передача опыта, а не бренда, выходит в этом случае на первый план.

Что должно входить в пакет франшизы

Универсального пакета франшизы нет, однако по тем услугам, которые предлагает оказать франчайзер, можно многое понять даже на этапе выбора предложений. Головная компания должна быть заинтересована в развитии своей сети, поэтому, чем больше пунктов поддержки франчайзи она предлагает, тем лучше. Полностью доверять перечислению услуг на интернет-сайтах компаний не стоит. Лучше всего попросить у франчайзера выслать на электронный адрес коммерческое предложение или попросить «расшифровку» каждого пункта франшизы в телефонном разговоре.

«Помощь в подборе места размещения» должна заключаться не только в том, что франчайзер кивнет или помашет из стороны в сторону головой, рассматривая варианты, предложенные франчайзи. В идеале владелец франшизы должен помочь в ведении переговоров с арендодателем, и, главное, правильно оценить возможности выбранного места. Для этого должны быть тщательно проанализированы такие параметры, как суточная проходимость в будни и выходные дни (обычно есть минимальный порог, например, 500 человек в час требуется по франшизе Go!Кофе), примерный возраст и социальное положение клиентов (в бизнес-центре, например, можно установить бóльшие цены, чем в вузах), наличие/отсутствие конкурентов поблизости. В случае если для мини-кофейни требуется помещение, то франчайзер должен предоставить дизайн-проект с подробным зонированием. Если речь идет об островке ДСП или торговой точки в торговом центре, то франчайзи будут необходимы схемы сборки и установки оборудования. Иногда франчайзеры вместе с франшизой продают и сами модули для сборки торговой точки.

В материальную часть франшизы обязательно должно входить оборудование. Обычно франчайзеры в качестве козыря своего предложения заявляют кофемашины «лучших европейских марок», даже не уточняя их названия. Рынок «кофе с собой» довольно молод, поэтому потенциальный франчайзи не должен вестись не подобные дешевые приемы, на которые падки новоиспеченные бизнесмены. Иногда франчайзеры предлагают не купить оборудование, а взять его в аренду, чтобы снизить стартовые расходы партнеров. Такая схема работы, в частности замечена у сети кофеен «Гурме». Если речь идет о мобильной кофейне, то франчайзи приобретает автомобиль, снабженный эспрессо-машиной и всем необходимым. В дополнение к оборудованию может также предоставляться и программное обеспечение, позволяющие вести систему учета продаж.

Особый пункт взаимодействия вежду партнерами – это расходные материалы и сырье. Как правило, сеть подразумевает единообразное меню. А значит, франчайзи должны быть предоставлены контакты поставщиков, которые предоставляют компании определенные скидки благодаря большим закупочным партиям. Иногда головной офис включает в стоимость франшиз начальную партию расходников – брендированных одноразовых стаканчиков различного объема, крышки, стики сахара, сиропы и т.д. Дальнейшие условия закупок этого материала оговариваются отдельно. Собственно вся финансовая зависимость от франчайзера, может заключаться только в закупке расходников.

Также франшиза должна предоставить внушительный багаж знаний из своего опыта. Лучше всего, если компания не ограничится отправкой сотни документов, а будет способна предоставить консультацию по любому вопросу в живую. Большое внимание уделяется процессу обучения франчайзи и бариста. Некоторые развитые сети кофеен, например, «Бодрый день» и Coffee Like, проводят курсы и тренинги партнеров на базе головной сети. Через несколько дней партнер получает знания о кофейном бизнесе и необходимое руководство к действию, а начинающий бариста – технологии работы и мастер-классы от более опытных собратьев из компании. Плюс ко всему этому, франчайзер должен поделиться опытом со своим филиалом, по взаимодействию с Роспотребнадзором, Налоговой службой, СаНпиНом и другими структурами. Процесс обучения и обмена опытом может и должен проходить регулярно – в виде общения в общих корпоративных чатах, с помощью вебинаров, на слетах франчайзи и т.д.

Франчайзер должен оказать помощь и в маркетинговой поддержке. Одна лишь «узнаваемость» бренда в этом виде бизнеса не работает. Более того, не работают и привычные элементы наружной рекламы, такие как баннеры, штендеры, плакаты, а также раздаточный материал и аудиореклама. Владельцы франшиз обращают внимание, что целенаправленно за кофе в определенные точки ходит лишь небольшая группа постоянных клиентов. Большая же часть покупок работает по схеме «увидел-купил». Кофе по праву считается рефлекторным товаром, поэтому кофейня, расположенная в двух шагах от клиента, но за углом, может принести существенно меньше прибыли, чем та, которая расположена дальше, но ее видно издалека. Поэтому лучшей рекламой станет расположение на виду у основного потока людей, а также качество самой продукции. В погоне за клиентом кофейни активно применяют различные бонусные программы и накопительные скидки. По информации сети кофеен «Бодрый день», благодаря накопительным скидкам и картам лояльности, кофейни сети получают 20% прирост к выручке. Пожалуй, одна из самых часто используемых акций – это шестой кофе бесплатно, а также различные сеты (к двум/трем купленным кофе – пончик бесплатно или 2 кофе+2 булочки = скидка и т.д.). В качестве дополнительного способа привлечения клиентов, франчайзеры могут предоставить партнеру готовую группу или аккаунт в социальных сетях. Ведение собственного сайта или реклама на ТВ для мини-кофеен не выгодны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: