В этом мире те, кто стремится к плодам своих трудов, поклоняются полубогам. Такая корыстная деятельность быстро приносит им плоды.




Бхаванувада

"Из тех, кому Я посылаю Свои вознаграждения, люди, ищущие мирского успеха, оставляют неотличный от Меня путь бхакти и следуют путём кармы, где быстро обретают желаемые плоды". Именно это объясняет Шри Бхагаван, произнося шлоку, начинающуюся словом кfyкшантаx. Слово карма-джf означает "рождённый на пути кармы " и указывает на такие достижения, как вознесение на Сваргу.

 

Пракашика-вритти

Карма бывает трёх видов: нитья (повседневная), наймиттика (в особых случаях) и камья (с желанием плодов). Нитья-карма – это предписанные Ведами ежедневные духовные занятия, например, сандхья (повторение гаятри-мантр). К наймиттика-карме, или занятиям в особых случаях, относится питри-шраддха (поднесение пищи предкам), а действия, совершаемые из желания насладиться их плодами, носят название камья-кармы или сакамы. Камья-карма более предпочтительна, чем акарма (невыполнение своих обязанностей) и викарма (запретная, греховная деятельность).

 

кfмаис таис таир хhта-джufнfx / прападйанте ’нйа деватfx

 

"Люди, стремящиеся к плодам своих трудов, оставляют поклонение Бхагавану Шри Васудеве и начинают поклоняться разным полубогам" (Бг., 7.20).

 

лабхате ча татаx кfмfн / майаива вихитfн хи тfн

 

"Бхагаван устраивает так, что они обретают от полубогов желанные плоды" (Бг., 7.22).

Те же, кто, общаясь с шуддха-бхактами, начинает понимать, сколь ничтожна карма с её плодами, встают на путь ниргуна-бхакти. Очень скоро они достигают успеха на этом пути и обретают бхагават-севу. Как сказано в шастрах (Бхаг., 11.14.21), их быстрый успех объясняется тем, что Шри Бхагавана можно достичь только на пути бхакти: бхактйfхам экайf грfхйаx. Там же, в "Бхагаватам" (11.14.20), говорится: на сfдхайати мfv його — "Бхагавана невозможно достичь, занимаясь йогой или совершая тапасью ".

 

 

Текст 13

caTauvR<Ya| MaYaa Sa*í& Gau<ak-MaRiv>aaGaXa")

TaSYa k- T aaRrMaiPa Maa& ivÖyk- T aaRrMaVYaYaMa()) 13))

чfтур-варtйаv майf сhшnаv / гуtа-карма-вибхfгаiаx

тасйа картfрам апи мfv / виддхй акартfрам авйайам

чfтуx-варtйам – общество, состоящее из четырёх сословий; сhшnам – было создано; майf – Мною; вибхfгаiаx – разделив по; гуна – качествам; (и) карма – роду занятий; апи – хотя; картfрам – создатель; тасйа – этой (системы); виддхи – ты должен знать; мfм – Меня; (как) авйайам – неизменного; (и) акартfрам – не совершающего действий.

 

Разделив людей по их качествам (гуне) и роду занятий (карме), Я создал общество, состоящее из четырёх варн (брахманов, кшатрий, вайший и шудр). Хотя Я и являюсь создателем этой системы, знай, что Сам Я неизменен, не совершаю действий (акарта) и не побуждаю к действию других.

Бхаванувада

 

Кто-то может спросить: "Пути бхакти и гьяны приносят человеку освобождение, а путь кармы ведёт к рабству. Если все три пути основаны Тобой, Парамешварой, откуда в Тебе такая несправедливость?" В ответ Шри Бхагаван говорит: "Нет, нет. Ты не прав", – и в подтверждение произносит шлоку начинающуюся словами чfтур-варtйаv. Эти слова указывают на четыре варны.

Вот качества, которыми должны обладать представители варн. Брахманы преимущественно находятся под влиянием гуны благости и их дело (карма) – держать в подчинении ум и чувства. Для кшатрий характерно влияние гуны благости, смешанной со страстью. Они благородны, отважны и участвуют в военных сражениях. На вайший больше влияет гуна страсти, смешанная с невежеством, и их главное занятие – возделывать землю и заботиться о коровах. Шудры в основном пребывают под влиянием гуны невежества, они занимаются разного рода служением.

"Я создал эти четыре варны на основе гуна-карма-вибхагаша, разделения по гунам (качествам) и карме (роду занятий, определяемому путём корыстной деятельности). Хотя именно Я создал эту систему и вдохнул в неё жизнь, ты не должен думать, что Я непосредственно порождаю её и совершаю в ней все действия. Я не связан с ней прямо. Материальная энергия (пракрити) является Моей шакти, но Я неподвластен её гунам. Так что, Я одновременно и являюсь, и не являюсь создателем этой системы, ибо во Мне нет ложного понятия о Себе как об исполнителе действий. Это Моя пракрити, будучи материальной причиной творения, напрямую связана с созданием четырёх варн. Сам же Я неизменен. Иначе говоря, возникновение системы варн не оказывает на Меня никакого влияния, ни к чему не вынуждает Меня и ничего во Мне не меняет".

 

Пракашика-вритти

Шри Бхагаван – единственный творец и побуждающая сила (карта) всего мироздания. Согласно этой сиддханте, Он один является создателем (картой) четырёх варн и системы варна-дхармы. Джива по своей изначальной природе – нитья-кришна-дас. Кроме того, Бхагаван наделил её бесценным даром свободы воли. Если джива злоупотребляет этой свободой и решает не служить Кришне, майя Бхагавана тут же покрывает сварупу души оболочками тонкого и грубого тела и отправляет её в круговорот самсары. Чтобы вызволить оттуда живые существа, Шри Бхагаван по Своей беспричинной милости создаёт для них путь карма-марги (варнашрама-дхармы), делая это с помощью майя-шакти. Сам же Он при этом вечно наслаждается Своей чит-шакти, оставаясь неизменным (авьяя) и безучастным [к материальной деятельности] (акарта).

Более подробно о четырёх варнах можно узнать из восемнадцатой главы "Бхагавад-гиты" (18.41-44), а также из "Шримад-Бхагаватам" (7.11.21 и 11.17.16-19).

 

 

Текст 14

Na Maa& k-MaaRi<a il/MPaiNTa Na Mae k-MaRf-le/ SPa*ha)

wiTa Maa& Yaae_i>aJaaNaaiTa k-MaRi>aNaR Sa bDYaTae)) 14))

на мfv кармftи лимпанти / на ме карма-пхале спhхf

ити мfv йо ’бхиджfнfти / кармабхир на са бадхйате

кармftи – действия; на лимпанти – не связывают; мfм – Меня; ме – для Меня; на – не (существует); спhхf – стремления; карма-пхале – к плодам усилий; саx – тот; йаx – кто; абхиджfнfти – глубоко понимает; мfм – Меня; ити – тем самым; на бадхйате – не связывается; кармабхиx – (последствиями) действий.

 

Карма никак не связывает Меня, ибо во Мне нет стремления к её плодам. И те, кто постиг эту истину, тоже не попадают под влияние своих поступков.

Бхаванувада

Даже согласившись с доводами, приведёнными в предыдущей шлоке, Арджуна всё равно мог спросить Бхагавана: "Но сейчас Ты явился в династии кшатрий и каждый день выполняешь обязанности кшатрия, как же мне считать Тебя акартой, не совершающим действия?" В ответ на это Шри Бхагаван произносит шлоку, что начинается словами на мfv: "В отличие от джив, эта карма не влияет на Меня. Джива стремится к плодам своих усилий и хочет, например, вознестись на Сваргу, но у Меня таких желаний нет. Как Парамешвара, Я полон в Своём блаженстве, и только чтобы подать людям пример, Я выполняю определённые обязанности (карму). Те, кто не знает этой истины обо Мне, испытывают на себе последствия своих поступков.

 

Пракашика-вритти

Шри Бхагаван является пурна-таттвой (завершённой в себе Абсолютной Истиной), состоящей из сат, чит и ананды. А джива – это обладающая сознанием ничтожно малая частица истины (анучит). Бхагаван полон шести видов айшварьи, а джива, отвергнувшая служение Бхагавану, айшварьи лишена. Бхагаван – повелитель майи, а джива сама ей подвластна. Таковы различия между Бхагаваном и дживой. Джива никогда, ни при каких обстоятельствах не может стать брахмой, или Бхагаваном. Если же джива практикует бхагавад-бхакти и знает, что Шри Бхагаван всемогущ, независим, непреходящ и свободен от желаний, она избавляется от рабства кармы и обретает служение Бхагавану в своей сварупе. Это и есть нитья-дхарма дживы.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такие слова Кришны: "Путь кармы, возникший из-за адришты (злоупотребления свободой воли дживы), не оказывает на Меня влияния. Не стремлюсь Я и наслаждаться ничтожными плодами кармы, ибо Я, Бхагаван, полон шести совершенств. Если человек, понимая Мою авьяя-таттву (нетленную природу) и правильно оценивая путь кармы (систему варнашрамы), помнит о том, что Я по природе всецело независим, он никогда не попадёт под влияние законов кармы. Занимаясь шуддха-бхакти, он лишь придёт ко Мне".

 

 

Текст 15

Wv& jaTva k*-Ta& k-MaR PaUvŒriPa MauMau+aui>a")

ku-å k-MaŒv TaSMaatv& PaUvŒ" PaUvRTar& k*-TaMa()) 15))

эвам джufтва кhтаv карма / пeрваир апи мумукшубхиx

куру кармаива тасмfт тваv / пeрваиx пeрватараv кhтам

эвам – таким образом; джufтва – зная; апи – даже; пeрваиx – древних; мумукшубхиx – кто стремился к освобождению; кhтам – совершал; карма – работу; эва – непременно; тасмfт – поэтому; твам – ты; куру – должен совершать; карма – действие; кhтам – которое совершали; пeрватарам – в прошлом; пeрваиx – эти древние люди.

 

В древности даже мумукшу (ищущие освобождения), которые именно так понимали Мою таттву, выполняли свои обязанности, чтобы явить пример обычным людям. Поэтому тебе тоже следует исполнять свою карму, как это делали в прошлом другие.

Бхаванувада

"Джанака и другие выдающиеся люди, жившие в прошлом и обладавшие таким знанием обо Мне, всегда выполняли свой долг, чтобы служить примером всему человечеству".

 

 

Текст 16

ik&- k-MaR ik-Mak-MaeRiTa k-vYaae_PYa}a MaaeihTaa")

Tatae k-MaR Pa[v+YaaiMa YaJjaTva Maae+YaSae_éu>aaTa()) 16))

киv карма ким акармети / кавайо ’пй атра мохитfx

тат те карма правакшйfми / йадж джufтва мокшйасе ’iубхfт

апи – даже; кавайаx – мудрые; мохитfx – пребывают в смятении; атра – по этому поводу; ити – а именно; ким – что (есть)?; карма – действие; ким – что (есть)?; акарма – бездействие; правакшйfми – Я объясню; тат – это; карма – действие; те – тебе; джufтва – поняв; йат – которое; мокшйасе – ты избавишься; аiубхfт – от всего дурного.

 

Даже мудрые приходят в смятение, пытаясь определить, что такое карма, а что – акарма. Поэтому Я Сам объясню тебе карма-таттву, постигнув которую, ты избавишься от рабства кармы.

Бхаванувада

Даже мудрец не должен совершать те или иные поступки (карму), просто подражая ачарьям прошлого. Ему следует приступать к действию лишь тогда, когда он постиг все особенности кармы (деятельности). Для этого здесь и разъясняется сложная наука, именуемая карма-таттвой.

 

Пракашика-вритти

В комментарии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура слова гатfнугатика-нйfйа означают "действовать, подражая другим, и не пытаться серьёзно понять, ради чего это действие совершается".

 

 

Текст 17

k-MaR<aae ùiPa baeÖVYa& baeÖVYa& c ivk-MaR<a")

Ak-MaR<aê baeÖVYa& GahNaa k-MaR<aae GaiTa")) 17))

кармаtо хй апи боддхавйаv / боддхавйаv ча викармаtаx

акармаtаi ча боддхавйаv / гаханf кармаtо гатиx

хи – безусловно; (принцип) кармаtаx – кармы; боддхавйам – следует понять; апи – также; (принцип) викарманаx – запретных действий; боддхавйам – следует понять; ча – и; (принцип) акармаtаx – бездействия; ча – и; боддхавйам – следует понять; гатиx – принцип; кармаtаx – деятельности; гаханf – важен.

 

Следует хорошо знать, что такое карма, викарма и акарма, ибо наука деятельности необычайно сложна.

Бхаванувада

Викарма, или запретная деятельность, ведёт к страданиям. Таков закон. Акарма означает "не исполнять своих обязанностей". Почему же тогда для санньяси считается полезным отречение от обязанностей? Как они обретут высшее благо, не совершая действий? Наука кармы чрезвычайно глубока и сложна для понимания. Слово карма указывает на все три понятия: карму, акарму и викарму.

 

Пракашика-вритти

Очень трудно понять науку о карме. Только та карма, что предписана в шастрах, приведёт человека к мокше. Викарма, запретные действия, противоречащие указаниям шастр, ведёт дживу к страданиям. Если человек не совершает карму, предписанную шастрами, это называется акармой (бездействием) Есть три уровня акармы:

1. Невежды уклоняются от выполнения предписанных Ведами обязанностей просто из лени.

2. Те, кто знает, что плоды кармы преходящи и несут с собой одни лишь страдания, разочаровываются в карме и устремляют свои усилия к мокше.

3. Некоторые же, услышав хари-катху, оставляют свои обязанности (карму) и начинают развивать в себе бхакти.

 

тавfт кармftи курвитf / на нирвидйета йfватf

мат-катхf-iраваtfдау вf / iраддхf йfван на джfйате

(Бхаг., 11.20.9)

 

В комментируемой шлоке, в выражении гаханf кармаtо гатиx, слово кармано указывает на все три вида кармы: карму, акарму и викарму.

 

 

Текст 18

k-MaR<Yak-MaR Ya" PaXYaedk-MaRi<a c k-MaR Ya")

Sa buiÖMaaNMaNauZYaezu Sa Yau¢-" k*-Tòk-MaRk*-Ta()) 18))

кармаtй акарма йаx паiйед / акармаtи ча карма йаx

са буддхимfн манушйешу / са йуктаx кhтсна-карма-кhт

сах – тот; буддхимfн – разумный человек; манушйешу – среди людей; йаx – кто; паiйет – способен видеть; акарма – бездействие; кармаtи – в действии; ча – и; йаx – кто (видит); карма – действие; акармаtи – в бездействии; йуктаx – пребывает на трансцендентном уровне; (хотя и) кhт – совершающий; кhтсна-карма – все виды действий.

 

Кто видит в бездействии действие, а в действии бездействие, тот поистине мудр и пребывает на духовном уровне, даже если сам при этом занят всевозможными делами.

Бхаванувада

В этой шлоке, начинающейся словом кармани, объясняется два из трёх видов кармы: карма и акарма. Такие чистые сердцем души, как Махараджа Джанака, не принимали санньясу, хотя и обладали гьяной. Они следовали принципу акармы, занимаясь нишкама-карма-йогой. Человек, понимающий, что подобная деятельность не является кармой, сам никогда не станет жертвой закона кармы. С другой стороны, карма-санньяси, люди с нечистым сердцем, лишённые таттва-гьяны, обладают сугубо теоретическим знанием шастр и могут только красиво говорить. Тот, кто способен видеть карму в акарме таких санньяси и кто сознаёт, что привязанность к карме ведёт лишь к страданиям, является истинно мудрым человеком.

Человек с чистым сердцем, как уже говорилось, занимается всевозможными делами, но не принимает карма-санньясу. А так называемые карма-санньяси только считают себя очень умными, хотя на самом деле они просто горделивы и любят много говорить. Они не ищут общения со старшими и не следуют никаким наставлениям, они только восхваляют себя. Такие нечистые люди тяжко страдают.

Шри Бхагаван также сказал:

 

йас тв асаvйата-шаl-варгаx / прачаtlендрийа-сfратхиx

джufна-ваирfгйа-рахитас / три-даtlам упаджbвати

сурfн fтмfнам fтма-стхаv / нихнуте мfv ча дхарма-хf

авипаква-кашfйо ’смfд / амушмfч ча вихbйате

 

"Некоторые люди, лишённые гьяны и вайрагьи, напоказ принимают триданду, символ отречения, чтобы просто добывать себе средства к существованию. Очень плохо, если разум такого человека, предназначенный для управления чувствами, сам находится во власти необузданных и сильных чувств и подвержен влиянию шести могущественных пороков (вожделения, гнева, алчности, иллюзии, гордыни и зависти). Такой человек убивает собственную душу. Всецело отдавшись потоку бесконечных мирских желаний, он пренебрегает почтенными полубогами, самим собой и даже Мной, пребывающим в его сердце. Так он терпит полное поражение и в этой жизни, и в следующей" (Бхаг., 11.18.40-41).

 

Пракашика-вритти

Любая деятельность, которой занимается нишкама-карма-йоги, является для него акармой (бездействием) в виде карма-санньясы. В основе его нишкама-кармы лежит отрешённость от плодов деятельности (карма-тьяга). Поэтому, хотя нишкама-карма-йоги занимаются самым разными делами, их не причисляют к карми (тем, кто трудится ради плодов своих усилий). Для них карма и акарма суть одно. С другой стороны, так называемые гьяни, которые искусственно отреклись от своих обязанностей (карма-санньяса), а сами, обладая нечистым сердцем, дурно себя ведут (дурачари), гордятся собой и бахвалятся, неизбежно страдают от последствий своих поступков.

 

 

Текст 19

YaSYa SaveR SaMaarM>aa" k-aMaSaªLPaviJaRTaa")

jaNaaiGandGDak-MaaR<a& TaMaahu" Pai<@Ta& buDaa")) 19))

йасйа сарве самfрамбхfx / кfма-саyкалпа-варджитfx

джufнагни-дагдха-кармftаv / там fхуx паtlитаv будхfx

(тот) йасйа – чьи; сарве – все; самfрамбхfx – усилия; варджитfx – свободны; кfма-саyкалпа – от корыстных побуждений; (его) кармftам – поступки; дагдха – сожжены; джufна-агни – огнём знания; будхfx – мудрые; fхуx – зовут; там – его; паtlитам – знающим человеком.

 

Того, кто никогда не стремится получить удовольствие от своих поступков и кто сжёг все корыстные побуждения в огне чистого знания, мудрые называют пандитом.

Бхаванувада

В этой шлоке, что начинается словом йасйа, и в следующих четырёх (4.20-24) тема кармы обсуждается более подробно. Кfма-саyкалпа-варджитfx означает "свободный от стремления к плодам усилий", а слово самfрамбхfx относится к любым действиям, в основе которых лежат правильные побуждения. Выражение джufнагни-дагдха-кармftаv указывают на того, в ком последствия его кармы и викармы полностью сожжены огнём гьяны. Именно в таком свете следует видеть дальнейшую жизнь человека, который в прошлом совершал викарму, упомянутую в семнадцатом стихе этой главы. Мудрый человек, чьи достоинства описаны в предыдущей шлоке, может видеть акарму не только в карме, но и в викарме. Такова связь (сангати) этого стиха с предыдущим, и дальнейшие разъяснения ему Шри Бхагаван даст чуть позже (4.36-37).

 

Пракашика-вритти

Те, кто выполняет обязанности без стремления наслаждаться плодами своих усилий, сжигает все последствия кармы и викармы в огне духовного знания (гьянагни). Именно к этому их приводит нишкама-карма-йога. Таких махатм называют гьянагни-дагдха-карма, людьми, которые сожгли всю свою карму в огне духовного знания.

 

 

Текст 20

TYa¤-a k-MaRf-l/aSa®& iNaTYaTa*áae iNaraé[Ya")

k-MaR<Yai>aPa[v*taae_iPa NaEv ik-iÄTk-raeiTa Sa")) 20))

тйактвf карма-пхалfсаyгаv / нитйа-тhпто нирfiрайаx

кармаtй абхиправhтто ’пи / наива киuчит кароти саx

тйактвf – оставив; fсаyгам – привязанность; карма-пхала – к плодам деятельности; нитйа-тhптаx – он всегда в блаженстве; нирfiрайаx – без зависимости; эва – несомненно; саx на кароти – он не совершает; киuчит – ничего; апи – хотя и; абхиправhттаx – занятый; кармаtи – работой.

 

Кто избавился от привязанности к плодам кармы, кто полон блаженства в себе и ни от кого не зависит в поддержании своей жизни, тот не совершает никаких действий, даже если занят всеми видами кармы.

Бхаванувада

Слова нитйа-тhптаx означают, что человек всегда удовлетворён и внутри полон блаженства. Нирfiрайаx значит, что он поддерживает свою жизнь (йога-кшема), ни от кого в этом не завися.

 

Пракашика-вритти

Слово йога, использованное в Бхавануваде, означает "обретать то, чего недостаёт", а кшема – "сохранять имеющееся".

 

 

Текст 21

iNaraXaqYaRTaictaaTMaa TYa¢-SavRPairGa]h")

Xaarqr& ke-vl&/ k-MaR ku-vRàaPanaeiTa ik-iLbzMa()) 21))

нирfibр йата-читтfтмf / тйакта-сарва-париграхаx

ifрbраv кевалаv карма / курван нfпноти килбишам

fтмf – душа; читта – ум которой; йата – обуздан; нирашиx – кто не стремится; тйакта – кто оставил; сарва-париграхаx – погоню за любыми чувственными наслаждениями; карма – его работа; (предназначена) кевалам – исключительно; ifрbрам – для поддержания тела; курван – поступая таким образом; на fпноти – не навлекает на себя; килбишам – последствий греха.

 

Если человек владеет умом и чувствами, если он свободен от корыстных побуждений и оставил все виды чувственных удовольствий, и если он работает только для поддержания своего тела, он никогда не испытает на себе последствий греха, вызванного исполнением обязанностей (кармы).

Бхаванувада

Здесь слово fтмf относится к грубому телу. Ifрbрам означает "совершать поступки, такие, как асат-пратиграха,принимать пожертвования без должного почтения к правилам, только для поддержания тела". Человек, о котором говорится в стихе, не навлечёт на себя греха, даже если будет поступать таким образом. Это ещё глубже раскрывает смысл слов из стиха 4.17, викармаtаx боддхавйам — "Следует хорошо знать, что такое викарма ".

 

Пракашика-вритти

Слово нирашиx указывает на человека, свободного от корыстных побуждений. Такой человек, чтобы поддержать жизнь в теле, может принимать в качестве пожертвований средства, заработанные нечестным путём — всё равно он не навлечёт на себя греха. Не станет он и благочестивей, если будет принимать дары по всем правилам. Объясняется это тем, что такой человек владеет умом и органами чувств и совершенно не стремится копить вещи, предназначенные для чувственных удовольствий.

 

 

Текст 22

Yad*C^al/a>aSaNTauíae ÜNÜaTaqTaae ivMaTSar")

SaMa" iSaÖaviSaÖaE c k*-TvaiPa Na iNabDYaTae)) 22))

йадhччхf-лfбха-сантушnо / двандвfтbто виматсараx

самаx сиддхfв асиддхау ча / кhтвfпи на нибадхйате

(такой человек) сантушnаx – довольствуется; лfбха – приобретениями; йад-hччхf – которые достаются (сами по себе); атbтаx – оставил позади; двандва – двойственность; виматсараx – свободен от зависти; самаx – уравновешен; сиддхау – в успехе; ча – и; асиддхау – поражении; апи – хотя и; кhтвf – действуя; на нибадхйате – не обусловливается.

 

Человек, который довольствуется приобретениями, доставшимися ему без особых усилий, и терпеливо сносит жару и холод или счастье и горе, свободен от зависти и остаётся уравновешенным как в успехе, так и в поражении. Хотя он совершает различные поступки (карму), они его не порабощают.

Текст 23

GaTaSa®SYa Mau¢-SYa jaNaaviSQaTaceTaSa")

YajaYaacrTa" k-MaR SaMaGa]& Pa[ivl/IYaTae)) 23))

гата-саyгасйа муктасйа / джufнfвастхита-четасаx

йаджufйfчаратаx карма / самаграv правилbйате

(тот, кто) гата-саyгасйа – оставил связи с внешним миром; муктасйа – освобождён; четасаx – чьё сознание; авастхита – пребывает; джufна – в знании; fчаратаx – совершением действий; йаджufна – ради Вишну; карма правилbйате – его корыстная деятельность прекращается; самаграм – полностью.

 

Кто свободен от привязанности к материальному и чей ум исполнен знания (гьяны), тот уже освобождён. В поступках такого человека, посвящающего каждое своё усилие поклонению Парамешваре, совсем не остаётся корысти. Так он достигает уровня акармы.

Бхаванувада

Особенности ягьи будут описаны позже. Плоды кармы, совершаемой ради обретения гьяны, уничтожаются, и это возвышает человека до уровня акармы.

 

Пракашика-вритти

Карма (работа), совершаемая ради удовлетворения Шри Бхагавана (ягья-артха), никогда не делает человека пленником материального мира. Деятельность ради удовольствия Бхагавана охарактеризована здесь словами акарма-бхава, "состояние бездействия".

Как утверждают карма-мимамсаки (философы-прагматики, мыслящие на мирском уровне), следование дхарме (или предписанному Ведами долгу) само по себе не ведёт к жизни в раю, так же как и греховные поступки в виде видхармы (действий, запрещённых Ведами) отнюдь не ведут человека в ад. Эти "знатоки" кармы выдвигают понятие пурва-мимамсы и говорят, что любые поступки создают тонкую энергию, именуемую апурвой, которая и побуждает карму снова и снова приносить плоды. Их рассуждения о том, что эти плоды потом могут быть разделены другими душами, ведутся к тому, чтобы утвердить вечность кармы. Все эти соображения однако никак не применимы к человеку, идущему путём нишкама-карма-йоги.

 

 

Текст 24

b]øaPaR<a& b]ø hivb]RøaGanaE b]ø<aa huTaMa()

b]øEv TaeNa GaNTaVYa& b]øk-MaRSaMaaiDaNaa)) 24))

брахмfрпаtаv брахма хавир / брахмfгнау брахмаtf хутам

брахмаива тена гантавйаv / брахма-карма-самfдхинf

брахма – духовная реальность; эва гантавйам – непременно достигается; тена брахмаtf – тем брахманом; самfдхинf – который погружён в транс; брахма-карма – духовной деятельности; арпаtам – все его принадлежности, используемые в жертвоприношении; брахма – одухотворены; хавиx – масло и другие продукты для подношения; брахма – одухотворены; (и) хутам – его поднесение пищи; агнау – огню; брахма – одухотворено.

 

Брахмы (духовной реальности) достигает тот, кто совершает ягью, ибо в ней все принадлежности, гхи, огонь, подношения и жрец (исполнитель) сами являются брахмой. Такой человек достоин подняться на уровень брахмы, поскольку он всецело поглощён кармой, несущей в себе ту же природу, что и брахма.

Бхаванувада

В предыдущей шлоке говорилось, что человек должен совершать карму для ягьи. Какова же природа ягьи? Предвосхищая этот вопрос, Шри Бхагаван произносит данную шлоку, начинающуюся словом брахмfрпаtаv. Арпана – это предметы, с помощью которых делается подношение. Жертвенный ковш и другую утварь называют брахмой. Хави — осветлённоемасло и прочие продукты, предлагаемые на ягье, — тоже являются брахмой. Слово брахмfгнау означает "основание", поэтому место, где проводится жертвоприношение, и огонь относятся к той же категории — к категории брахмы. Таким образом, брахма – единственное, к чему стремится мудрый человек. Иной цели не существует. Если кто-то спросит: "Почему?" – то ответ будет в том, что карма, единая с брахмой и неотличная от неё, ведёт к самадхи, к полному сосредоточению ума. И иных плодов на этом пути быть не может.

 

Пракашика-вритти

Особый предмет, с помощью которого масло возливают в жертвенный огонь, называется срувой, а продукты, предлагаемые полубогам, именуют хави.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: "Теперь послушай, каким образом карма в виде ягьи порождает гьяну. Разновидности ягьи Я опишу позже. Сейчас Я объясню то, что лежит в основе любого жертвоприношения. Совершать материальные действия вполне естественно для дживы, обусловленной материальным сознанием. Когда такая джива, занимаясь мирской деятельностью, исполняет свои обязанности и при этом размышляет о чит-таттве (исполненной сознания Истине), она совершает ягью. А когда исполненная сознания Истина проявляет себя в материи, это называется брахмой. Эта брахма – всего лишь сияние Моего тела. Чит-таттва в корне отлична от материальной вселенной. Ягья совершенна, когда все пять её составляющих, а именно, арпана (предмет, с помощью которого делается подношение), хави (продукты), агни (огонь), карта (исполнитель) и пхала (обретаемые плоды), являются основой брахмы, или служат возвышению до уровня брахмы. Деятельность человека (карму) называют брахма-ягьей, если человек, глубоко сосредоточившись, старается обнаружить брахму в своих действиях. Поскольку жертвенная утварь, продукты, огонь, исполнитель (а именно, его бытие) и плоды являются брахмой, то и конечная цель, к которой ведёт ягья, тоже является брахмой ".

 

 

Текст 25

dEvMaevaPare Yaj& YaaeiGaNa" PaYauRPaaSaTae)

b]øaGanavPare Yaj& YajeNaEvaePaJauûiTa)) 25))

даивам эвfпаре йаджuаv / йогинаx парйупfсате

брахмfгнfв апаре йаджuаv / йаджuенаивопаджухвати

эва – поистине; апаре – другие; йогинаx – карма-йоги; парйупfсате – поклоняются; даивам – полубогам; (с помощью) йаджuам – жертвоприношения; эва – поистине; апаре – другие (гьяна-йоги); упаджухвати – подносят; йаджuам – жертвоприношение; йаджuена – с помощью жертвоприношения; брахма-агнау – в огонь Абсолютной Истины.

 

Карма-йоги искусно совершают дева-ягьи, а гьяна-йоги все свои действия приносят в жертву огню брахмы.

Бхаванувада

Шри Бхагаван говорит: "Существуют разные виды ягьи, в зависимости от того, к какой цели стремится человек. Послушай теперь о разновидностях жертвоприношений". Описывая виды ягьи, Шри Бхагаван произносит восемь стихов, первый из которых начинается словами даивам эва. Ягья, в которой поклоняются полубогам, таким, как Индра или Варуна, называется дайва. Люди, совершающие подобные ягьи, никогда не считают Индру или кого-то ещё из полубогов брахмой. Это и объясняется в данном стихе. Как сказано в сутре: сfсйа-деватетйаtа — "Для того, кто совершает дева-ягьи, полубоги – не более чем почитаемые им божества"; о брахме там ничего не говорится. В этой же шлоке слово йогинаx указывает на карма-йогов, а слово апаре – на гьяна-йогов. Брахмfгнау означает, что брахма, или Параматма, является жертвенным огнём. То, что приносится в жертву этому огню, или тат-падартхе (Абсолютной Истине), называется ягьям (хави, подношением) и имеет вид твам-падартхи (дживы), которую предлагают с помощью ягьены, а именно, произнося пранава-мантру, слог ом. О величии этой гьяна-ягьи будет рассказано позже. Здесь же слова ягьям и ягьена использованы соответственно для обозначения того, что предлагается огню (осветлённое масло и прочее), и того, что служит инструментом при подношении (ковш и остальная утварь). Иными словами, шуддха-джива и пранава – это ягьям и ягьена в более глубоком смысле.

 

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур выражает мысли Кришны такими словами: "Людей, которые берут на себя обет совершать ягью, именуют йогами. В зависимости от способностей йогов, существуют разные виды ягьи. По сути дела, сколько на свете йогов, столько есть и видов ягьи. Опираясь на вигьяну, или научное понимание, можно сказать, что все ягьи делятся на две главные категории: 1) карма-ягья, представляющая собой жертвенные обряды и 2) гьяна-ягья, состоящая в размышлении над чит-таттвой. О ней Я скажу чуть позже. Теперь же послушай, пожалуйста, о разных видах ягьи. Карма-йоги, совершая дева-ягьи, поклоняются Моим истинным представителям, таким, как Индра или Варуна, которых Моя внешняя энергия наделила особыми силами. Поклоняясь им, карма-йоги постепенно достигают уровня нишкама-карма-йоги. Что же касается ягьи, которую совершают гьяна-йоги, то она состоит в принесении самого себя (твам-падартхи) в качестве масла на огонь брахмы (тат-падартхи) и повторении при этом пранава-мантры, или слога ом, а также маха-вакьи (великих слов) – тат твам аси ("я – Твой слуга"). Позже Я поведаю тебе о превосходстве этой гьяна-ягьи ".

 

 

Текст 26

é[ae}aadqNaqiNd]Yaa<YaNYae Sa&YaMaaiGanzu JauûiTa)

XaBdadqiNvzYaaNaNYa wiNd]YaaiGanzu JauûiTa)) 26))

iротрfдbнbндрийftй анйе / саvйамfгнишу джухвати

iабдfдbн вишайfн анйа / индрийfгнишу джухвати

анйе – некоторые; джухвати – подносят; индрийftи – чувства; iротра-fдbни – начиная со слуха; агнишу – на огонь; саvйама – обузданного ума; анйе – некоторые; джухвати – подносят; вишайfн – объекты чувств; iабда-fдbн – начиная со звука; индрийа-агнишу – на огонь чувств.

 

Найштхика-брахмачари приносят свой слух и иные чувства на огонь обузданного ума, а грихастхи приносят объекты чувств, например, звук, на огонь чувств.

Бхаванувада

Найштхика-брахмачари приносят свои индрияни — слух и другие процессы восприятия — на огонь обузданного ума. Это помогает им полностью слить чувства с чистым умом. Менее решительные брахмачаригрихастхи — приносят объекты чувств, а именно, звук и прочие, на огонь чувств.

 

 

Текст 27

SavaR<aqiNd]Yak-MaaRi<a Pa[a<ak-MaaRi<a caPare)

AaTMaSa&YaMaYaaeGaaGanaE JauûiTa jaNadqiPaTae)) 27))

сарвftbндрийа-кармftи / прftа-кармftи чfпаре

fтма-саvйама-йогfгнау / джухвати джufна-дbпите

ча – а; апаре – другие; джухвати – подносят; кармftи – деятельность; сарвftи – всех; индрийа – чувств; (и) прftа-кармftи – функции дыхания; йога-агнау – на огонь воссоединения; fтма-саvйама – с помощью обузданного разума; джufна-дbпите – озарённого духовным знанием.

 

Другие йоги приносят деятельность всех чувств и жизненных потоков на огонь обузданного "я", которое озарено гьяной.

Бхаванувада

Слово апаре указывает на того, кто постиг чистую твам-падартху, или истинное "я" (дживу). Такие йоги приносят свои чувства, деятельность чувств (слушание, видение и прочее), десять потоков жизненного воздуха (праны) и их деятельность на огонь обузданного "я", или огонь очищенного бытия твам-падартхи (дживы). Иначе говоря, они целиком погружают ум, разум, чувства и десять воздушных потоков в своё чистое "я". Они осознают, что существует только пратьяг-атма (чистая душа), а ум и всё остальное лишено реального существования.

Десять потоков жизненного воздуха и их деятельность таковы:

 

Название прана апана самана удана вьяна нага курма крикар девадатта дхананджая Действие исходит входит обеспечивает баланс между съеденным и выпитым позволяет брать предметы позволяет перемещаться отрыжка позволяет открывать глаза кашель зевота позволяет оставаться в теле даже после смерти  

Текст 28

d]VYaYajaSTaPaaeYaja YaaeGaYajaSTaQaaPare)

SvaDYaaYajaNaYajaê YaTaYa" Sa&iXaTav]Taa")) 28))

дравйа-йаджufс тапо-йаджuf / йога-йаджufс татхfпаре

свfдхйfйа-джufна-йаджufi ча / йатайаx самiита-вратfx

апаре – другие; (совершают) дравйа-йаджufx – ягью, состоящую в жертвовании имущества; тапо-йаджufx – ягью, состоящую в аскезе; йога-йаджufx – ягью, состоящую в занятиях аштанга-йогой; татха – и; свfдхйfйа-джufна-йаджufx – ягью, состоящую в постижении духо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: