В Excel существует несколько способов, которые позволяют упростить и ускорить процесс ввода данных:
1). повторный ввод (копирование) уже существующих данных;
2). автозаполнение;
3). ввод прогрессий.
Для повтора (копирования) существующих данных следует:
· выделить ячейку;
· подвести указатель мыши к маркеру заполнения (МЗ) и перетащить рамку выделения по всем ячейкам.
Автозаполнение – заполняет выделенные ячейки выбранными (либо созданными дополнительно) последовательностями-списками.
Упражнение 1.4.
Пусть необходимо заполнить диапазон ячеек названиями месяцев (Январь, Февраль и т. д.). Для создания и последующего ввода списка нужно:
1. Выполнить команду меню Сервис/Параметры и выбрать вкладку Списки (рис. 4).
2. Сделать активным пункт Новый список.
3. В поле Элементы списка ввести последовательность строк, которые должны образовать новый список – Январь, Февраль, Март и т. д. При этом каждый элемент списка вводится с новой строки (рис. 4).
4. Процесс формирования нового списка завершить нажатием кнопки Добавить.
5. Ввести в первую ячейку слово Январь.
6. Перетащить МЗ в нужном направлении (вверх, вниз, влево, вправо).
С помощью автозаполнения можно, набрав любой (не обязательно первый) элемент последовательности, вставить все остальные (причем произвольное количество раз).
Рис. 4
Упражнение 1.5.
Создайте список, состоящий из фамилий студентов вашей группы.
Функция ввода прогрессий позволяет оперативно создавать последовательности из возрастающих (убывающих) по арифметическому или геометрическому закону чисел, дат и т. п. Для создания прогрессии нужно:
1. Ввести значение первого элемента прогрессии в выбранную базовую ячейку.
2. Выделить блок ячеек, который должны будут занять члены прогрессии (либо в дальнейшем придется указать значение последнего элемента).
3. Выполнить команду меню Правка/Заполнить/Прогрессия.
4. В появившемся диалоговом окне Прогрессия указать тип и параметры формируемой последовательности значений (рис. 5).
Рис. 5
Упражнение 1.6.
На листе Задание составьте таблицу с расписанием занятий (для ввода последовательностей дней недели используйте инструмент Автозаполнение).
Сохранить в папке Мои документы\Имя группы под именем Расписание.
Занятие 2
Форматирование данных
Цели занятия:
· Усвоить понятие «форматирование данных».
· Овладеть способами и приемами форматирования табличных данных.
Форматирование данных – это изменение внешнего вида данных, формата данных, самой таблицы. Например, можно изменить цвет, размер, начертание данных; изменить ориентацию данных в ячейке таблицы (вертикально, под определенным углом); залить ячейку цветом и др.
Рис. 6
Для форматирования табличных данных используется команда Формат/Ячейки…, после выполнения которой появляется диалоговое окно Формат ячеек (рис. 6), в котором можно выбрать необходимы параметры форматирования.
Число – позволяет изменять форматы числовых данных, например, для применения денежного формата к числовому данному, необходимо выделить ячейку с данным, затем выбрать команду Формат/Ячейки…/Число и в разделе Числовые форматы выделить Денежный.
Выравнивание – изменяет ориентацию данных в ячейке, вид выравнивания; позволяет производить объединение ячеек и др.
Шрифт – устанавливает различные параметры шрифта.
Граница – изменяет тип, цвет границ.
Заливка – заливает ячейку цветом.
Защита – защищает ячейку листа от изменений.
Некоторые параметры этого диалогового окна дублируются на панели инструментов Форматирования.
Упражнение 2.1.
Создать и отформатировать таблицу по образцу.
1. Создайте таблицу по образцу. После ввода данных в ячейки C3, G3, I3 выделите их и выполните команду Формат/Ячейки/Выравнивание,поставьте флажок в разделе Переносить по словам.
2. Используя команду Формат/Ячейки или панель инструментов Форматирования приведите таблицу к следующему виду (см. примечание).
3. Сохраните в папке Мои документы\Имя группы под именем Товары.
Примечание:
· Для создания заголовка выделите диапазон ячеек A1:I2 и нажмите кнопку на панели инструментов Форматирование Объединить и поместить в центре.
· Для заливки цветом используйте команду Формат/Ячейки/Вид.
· Для оформления заголовков столбцов таблицы используйте команду Формат/Ячейки/Выравнивание.
· Для обрамления границами используйте команду Формат/Ячейки/Граница.