Требования к оформлению и содержанию курсовых работ




Методическое пособие

По выполнению курсовых работ

Дисциплина: «Базы данных»

Направление: 230100 «Информатика и вычислительная техника»

Курс: 3, 4

Форма обучения: очная, заочная

 

Составитель: к.э.н., доцент Кораблёва Галина Владимировна

 

Вязьма - 2014

Г. В. Кораблёва

Методическое пособие по выполнению курсовых работ для студентов направления 230100 «Информатика и вычислительная техника», очной и заочной форм обучения. – Вязьма: филиал МГУТУ имени К. Г. Разумовского в г. Вязьме. - 63 с.

 

Настоящее пособие разработано для оказания методической поддержки студентам направления 230100 «Информатика и вычислительная техника» при формировании и совершенствовании у студентов навыков проектирования баз данных, информационных хранилищ и приложений баз данных в процессе подготовки и выполнения курсовых работ по дисциплине «Базы данных». В учебно-методическом пособии студенты могут ознакомиться с вариантами заданий курсовых работ, требованиями и правилами оформления пояснительных записок курсовых работ. В методическом пособии рассмотрены примеры выполнения и оформления разделов курсовых работ по дисциплине «Базы данных».

 

Рецензент: д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ)»

Краснов Андрей Евгеньевич

 

Ó Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ)»

в г. Вязьме Смоленской области, 215119, г. Вязьма, ул. Ленина, д. 54

Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 4

1.1. Теоретические основы проектирования реляционных баз данных. 5

1.2. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе системного анализа предметной области. 5

1.3. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе инфологического моделирования предметной области. 14

1.4. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе «Выбор и обоснование инструментальных средств разработки базы данных и приложения по её ведению». 25

1.5. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе «Датологическое проектирование базы данных». 27

1.6. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе «Физическое проектирование базы данных». 35

2. Требования к оформлению и содержанию курсовых работ. 43

2.1. Требования к содержанию курсовой работы.. 43

2.2. Требования к оформлению курсовой работы.. 46

2.3. Правила оформления в соответствии с ЕСКД.. 48

3. Порядок выполнения, проверки и защиты курсовой работы.. 55

4. Примерный список тем курсовых работ по дисциплине «Базы данных». 56

5. Литература, рекомендуемая к изучению.. 61

Основная литература. 61

Дополнительная литература. 61

Приложение 1. 63

 

 

Пояснительная записка

Базы данных или хранилища данных являются обязательным компонентом автоматизированных информационных систем (АИС) различных типов: систем обработки данных, систем поддержки принятия решений модельного типа, экспертных систем, Internet – порталов и электронных магазинов, а также одним из основных видов современных мировых информационных ресурсов.

Основным направлением деятельности бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления» является проектирование, адаптация и сопровождение АИС и программных продуктов, позволяющих повысить эффективность и оперативность деятельности сотрудников различных предметных областей народного хозяйства. Как отмечено выше, базы данных являются компонентом всех типов АИС, это означает, что в процессе разработки АИС и автоматизированных информационных технологий всегда будет возникать необходимость проектирования баз данных или информационных хранилищ. Поэтому в учебный план, в соответствии с которым осуществляется подготовка бакалавров по направлению 230100 в филиале ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ)», включена дисциплина «Базы данных». Указанная дисциплина изучается студентами очной и заочной форм обучения два семестра. В соответствии с действующим учебным планом во втором семестре обучения студентам предлагается выполнить курсовую работу по дисциплине «Базы данных».

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Базы данных» формирует у студентов следующие профессиональные компетенции:

- разрабатывать интерфейсы «человек – электронно-вычислительная машина» (ПК-3),

- разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4),

- разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5).

1.1. Теоретические основы проектирования реляционных баз данных

Теоретические основы проектирования реляционных баз данных (наиболее распространённого класса баз данных) изучаются студентами в курсе «Базы данных.

В соответствии с теорией построения баз данных, в том числе реляционных, выделяют основные этапы проектирования баз данных:

1. системный анализ предметной области;

2. инфологическое моделирование;

3. выбор и обоснование инструментальных средств разработки базы данных и приложения по её ведению;

4. датологическое проектирование;

5. физическое проектирование.

Рассмотрим содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на каждом из указанных этапов.

1.2. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе системного анализа предметной области

На этапе системного анализа предметной области выявляется список автоматизируемых подразделений и задач. Формируется словесное описание информационных процессов, связанных с деятельностью автоматизируемого подразделения и/ или специалистов. Результатом выполнения работ настоящего этапа является модель «AS - IS» («как есть»), отражающая существующее на момент обследования положение дел на объекте автоматизации, позволяющая понять, какие недостатки есть в деятельности информационной системы по обработке и целевому использованию информации. Модель «AS - IS» может быть представлена в виде графа, у которого узлы символизируют юридических или физических лиц, а также структурные подразделения предприятия, являющиеся источниками, приёмниками, передающими звеньями и/ или обработчиками информации. Рёбра графа символизируют информационные потоки, на которых цифрами обозначены группы документов, по ним перемещающиеся. Для иллюстрации содержания работ рассмотренного этапа и построения по результатам обследования модели «AS - IS» для объекта автоматизации «Отдел кадров» определим сначала перечень функций, подлежащих автоматизации. К которым относятся:

- ведение и регистрация распорядительной документации по учёту кадров;

- формирование и ведение личных дел сотрудников;

- формирование организационной документации (штатного расписания, должностных инструкций) предприятия (организации);

- ведение трудовых книжек;

- учёт рабочего времени сотрудников (составление табеля учёта отработанного времени);

- формирование графика отпусков для сотрудников предприятия.

Указанным функциям соответствуют документы, которые ведутся сотрудниками отдела кадров и перемещаются в рамках информационных потоков, участником которых является данное структурное подразделение. На рис. 1 представлена обобщённая схема информационных потоков (модель «AS - IS») деятельности сотрудников отдела кадров, при условии, что из средств автоматизации для решения отмеченных выше задач используются только текстовый и табличный процессоры.

 
 

 


Рис. 1. Внешние и внутренние информационные потоки отдела кадров предприятия (организации).

Пояснение к рис. 1:

1 – обозначает группу документов, включающую распорядительные документы (приказы и распоряжения) по учёту кадров и их проекты, организационные документы (штатное расписание и должностные инструкции) и их проекты, поступающие на утверждение и/ или подпись администрации предприятия (организации), табели учёта рабочего времени;

2 – обозначает сведения о вакансиях, имеющихся на предприятии (в организации);

3 – обозначает сведения и документы, которые сотрудники предприятия, предоставляют в отдел кадров: документы об образовании и повышении квалификации, о семейном положении, о воинской обязанности, трудовую книжку и т.д., а также этот информационные поток включает больничные листы, которые предоставляют сотрудники предприятия, командировочные удостоверения, выписываемые направляемым в командировку;

4 - обозначает сведения и документы (документы об образовании и повышении квалификации, о воинской обязанности, трудовую книжку и т.д.), которые потенциальные наёмные работники, предоставляют в отдел кадров для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей;

5 – обозначает документы, которые поступают из отдела кадров в структурные подразделения для исполнения: приказы и распоряжения администрации предприятия, связанные с назначением, переводом и перемещением работников, табели учёта рабочего времени, заполняемые в структурных подразделениях;

6 – обозначает документы, поступающие от сотрудников к администрации предприятия (организации): заявления, служебные и докладные записки;

7 - обозначает сведения и документы, которые потенциальные наёмные работники, предоставляют администрации предприятия (организации) при собеседовании в процессе приёма на работу;

8 – обозначает группу документов, включающую больничные листы сотрудников предприятия, командировочные удостоверения, табели учёта рабочего времени, которые впоследствии обрабатываются работниками бухгалтерии при расчёте заработной платы;

9 – обозначается документы, которые в случае окончания их жизненного цикла в организации, помещаются в архив, к ним относятся исполненные распорядительные документы, устаревшие организационные документы, личные дела сотрудников, не работающих в организации и т.д.

Кроме рассмотренного выше графа модель «AS - IS» деятельности объекта автоматизации, построенную по результатам обследования, можно представить в виде функциональной SADT – модели второго иерархического уровня, процесс построения которой можно автоматизировать с помощью case – средства BPwin v 4.1 (Computer Associates) (см. рис.3). Основными компонентами SADT – моделей являются диаграммы, все функции информационной системы (подсистемы) и интерфейсы на которых представлены как блоки и дуги соответственно. Управляющая информация входит в блок сверху, в то время как входная информация, которая подвергается обработке, показана с левой стороны, а результирующая информация – справа.

Механизм (человек или прикладная программа), который выполняет функцию, представляется дугой, входящей в блок снизу. Элемент SADT – диаграммы показан на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Функциональный блок и интерфейсные дуги.

Ещё одним способом представления результатов анализа предметной области и деятельности объекта автоматизации перед проектированием базы данных и приложения по её ведению являются диаграммы потоков данных (DFD). Основными компонентами диаграмм потоков данных являются: внешние сущности, системы и подсистемы, процессы, накопители данных, потоки данных.

 

 


 


Рис. 3. Модель «AS-IS» деятельности сотрудников отдела кадров, представленная в виде функциональной SADT - диаграммы


Внешняя сущность представляет собой материальный объект, физические или юридические лицо, являющееся источником и/ или приёмником информации. Определение некоторого объекта или системы в качестве внешней сущности указывает на то, что они находятся за пределами анализируемой системы. Внешняя сущность обозначается прямоугольником с тенью (см. рис. 4).

 

 

Рис. 4. Фрагмент диаграммы потоков данных (DFD)

При построении модели сложной системы она может быть представлена в виде функциональных подсистем. Подсистема (система) и процесс обозначаются прямоугольником с закруглёнными углами, на котором выделены три области: идентификационный номер системы, подсистемы или процесса, имя, механизм.

Процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определённым алгоритмом. Информация, помещённая в поле «Механизм» блока процесса, показывает какое подразделение организации, сотрудник, аппаратное устройство выполняет данный процесс.

Накопитель данных – это абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и извлечь через некоторое время, причём способы перемещения и извлечения могут быть любыми. Накопитель данных может быть физически реализован в виде картотеки, файла, массива в оперативной памяти и т.д. На диаграмме потоков данных накопитель обозначается буквой «D» и произвольным числом. Имя накопителя выбирается из соображений наибольшей информативности для проектировщика. Накопитель данных, обозначенный «База данных» представлен на рис. 4.

Поток данных определяет информацию, передаваемую через некоторое соединение от источника к приёмнику. Реальный поток данных может быть представлен передаваемыми от подразделения к подразделению документами, дискетами, информацией, перемещаемой по сетевому кабелю и т.д. Поток данных на диаграмме изображается линией, оканчивающейся стрелкой, которая показывает направление потока (см. рис. 4).

Как отмечено выше, модель «AS - IS» деятельности объекта автоматизации может быть (по желанию исполнителя курсовой работы) представлена в виде диаграммы потоков данных. Автоматизировать процесс построения DFD позволяет case– средство BPwin v 4.1. Для анализа внешних информационных потоков наиболее приемлема DFD первого иерархического уровня. На ней размещаются внешние сущности, с которыми контактирует объект автоматизации в процессе своей деятельности, а также – блок, символизирующий объект автоматизации. Для аналогичных исследований можно использовать также диаграмму потоков данных второго иерархического уровня, на которую помещают, как и в предыдущем случае, внешние сущности и функциональные подсистемы объекта автоматизации. Пример диаграммы потоков данных, соответствующей модели «AS - IS» для объекта автоматизации «Отдел кадров» представлен на рисунке 5.

 
 


Сведения о сотрудниках
 
Архив документов
Информационная система отдела кадров

Рис. 5. Модель «AS - IS» деятельности отдела кадров, представленная в форме DFD

По результатам описания и анализа рассмотренных информационных потоков отдела кадров некоторой организации, представленных в модели «AS - IS», следует выделить проблему функционирования информационной системы «Отдел кадров» для решения которой необходима разработка базы данных и прикладной программы.

Проблема заключается в том, что сотрудник отдела кадров должен быстро и безошибочно составлять, находить, передавать, регистрировать, исполнять многочисленную документацию разнородную по назначению (трудовые книжки, личные дела, организационные документы, распорядительные документы, графики отпусков и т.д.). Процесс создания документации прекрасно автоматизируется с помощью текстовых редакторов и табличных процессоров, исключение составляют процессы создания и ведения архивов документов, к которым приходится часто обращаться при ведении кадрового учёта в организации. Причём многие предприятия и организации не имеют необходимых площадей для организации архивов, поэтому пользуются услугами городских архивных организаций. Поиск информации в подобных архивах является трудоёмким и требует существенных временных затрат. Электронный архив занимает немного физического пространства и может вполне размещаться на жёстком функционирующей и/ или съёмном диске компьютера, кроме того, можно достаточно просто организовать поиск необходимой информации в таком архиве. Найти необходимую информацию в этом случае можно за несколько секунд.

Все представленные соображения обосновывают целесообразность разработки базы данных и прикладной программы по её ведению, в которой можно было бы создавать и хранить всю необходимую документацию для ведения кадрового учёта на предприятии, а при необходимости организовывать оперативный поиск требуемых документов.

Вообще, автоматизации подлежат те информационные процессы и потоки, а соответственно и объекты, с ними связанные или их включающие, которые являются достаточно интенсивными (ежедневными, ежечасными, ежеминутными). Это означает, что в рамках информационного потока от источника к приёмнику ежедневно перемещаются группы однотипных документов, которые необходимо обрабатывать, перемещать и/ или извлекать из архива, анализировать, формировать на их основе статистические или какие – либо другие отчётные формы и т.д.

Также необходимым условием автоматизации является пусть не постоянно, но периодически возникающая необходимость обработки в сжатые сроки значительных объёмов информации, накопление которой происходило некоторый достаточно длительный период (потому и объём данных достиг существенного объёма) или при очень интенсивных процессах сбора информации – в рекордно короткие временные интервалы.

Примером информационных процессов, подлежащих автоматизации в деятельности отдела кадров является процесс расчёта стажа работника: общего, непрерывного, в пределах данной организации; формирование графика отпусков на текущий период и использование этой информации при заполнении табеля.

После того, как разработчик баз данных выполнил подробный, тщательный системный анализ информационных процессов, протекающий на объекте автоматизации или в некоторой предметной области, следующим этапом проектирования баз данных является инфологическое моделирование.

1.3. Содержание работ, выполняемых разработчиком баз данных на этапе инфологического моделирования предметной области

Инфологическое моделирование данных – это процесс создания логического представления структуры базы данных. Правильно сконструированная модель данных должна поддерживать все пользовательские представления данных. Моделирование данных является наиболее важной задачей при разработке эффективных приложений баз данных. Если база данных будет неверно отражать пользовательское представление данных, то пользователи найдут её приложения неудобными, неполными и не оправдывающими ожиданий. Инфологическое моделирование данных – основа для всей последующей работы по разработке базы данных и приложения по её ведению.

Итак, вторым этапом проектирования базы данных является построение инфологической модели (концептуальной схемы) предметной области. В простых случаях для построения инфологической модели (концептуальной схемы) используют традиционные методы агрегации и обобщения. При агрегации объединяются информационные объекты (элементы данных) в один в соответствии с семантическими связями между объектами. При обобщении информационные объекты (элементы данных) объединяются в родовой объект.

Выбор модели диктуется, прежде всего, характером предметной области и требованиями к базе данных. Другим немаловажным обстоятельством является независимость инфологической модели от СУБД, которая должна быть выбрана после построения концептуальной схемы.

Существует два различных подхода к моделированию данных. Первый подход определяется моделью «Сущность - связь», второй – семантической объектной моделью. Модели «Сущность-связь», дающие возможность представлять структуру и ограничения реального мира, а затем трансформировать их в соответствии с возможностями промышленных СУБД, являются весьма распространенными.

Под сущностью понимают основное содержание того явления, процесса или объекта, о котором собирают информацию для базы данных. Сущность – это некоторые объекты, процессы или явления, идентифицируемые в рабочей среде пользователя. В качестве сущности могут выступать место, вещь, личность, явление и т.д. При этом различают тип сущности и экземпляр сущности. Под типом сущности обычно понимают набор однородных объектов, выступающих как целое. Понятие «экземпляр сущности» относится к конкретному предмету.

Например: Тип сущности – личное дело, экземпляр сущности – личное дело Иванова, личное дело Петрова, личное дело Сидорова и др.

У сущностей есть атрибуты или свойства, которые описывают характеристики сущностей. Экземпляры сущностей имеют идентификаторы – атрибуты, с помощью которых эти экземпляры именуются или идентифицируются. Например, идентификатором гражданина России является номер паспорта Российской Федерации. Идентификаторы бывают уникальными и неуникальными. В данном примере номер паспорта гражданина РФ является уникальным идентификатором.

Взаимоотношения между сущностями называются связями. Модель «Сущность – связь» включает в себя классы связей и экземпляры связей. Классы связей – это взаимоотношения между классами сущностей, экземпляры связи - взаимоотношения между экземплярами сущностей.

Существует три типа бинарных связей между сущностями или классами сущностей. Это связи: один – к – одному (1:1), одни – ко – многим (1: N), многие – ко – многим (N:M). Пример выявления существования указных типов связей между информационными объектами представлен на рис. 6.

 


 

 

 

Рис. 6. Примеры существования различных типов связей между информационными объектами

В настоящее время существует множество CASE – средств, которые позволяют строить логическую и физическую модель предметной области, в том числе создавать диаграммы «Сущность - связь» (ER – диаграммы). Примером такого программного продукта является CASE – средство ERwin v 4.1 Computer Associates. На начальном этапе построения модели предметной области с помощью ERwin v 4.1 Computer Associates определяется тип модели, которую необходимо создать. Для выбора имеются варианты: «Логическая» (Logical), «Физическая» (Physical), «Логическая / Физическая» (Logical / Physical). Если разработчику баз данных необходимо построить также и физическую модель, то он из списка, предложенного CASE – средством выбирает СУБД, в таблицы которой будет преобразована и экспортирована сформированная логическая модель (см. рис. 7). Кроме того, можно определить нотации, в соответствии с которыми будет строиться логическая модель предметной области при проектировании базы данных. CASE – средство ERwin v 4.1 Computer Associates предлагает разработчику баз данных выбрать нотации для построения ER – диаграммы из списка: IDEF1X (Integration DEFinition), IE (Information Engineering). Внешний вид диаграмм «Сущность - связь», построенных с помощью указанных нотаций представлен на рис. 8.

 
 

 

 


Рис. 7. Определение типа создаваемой модели с помощью CASE – средства ERwin v 4.1 Computer Associates

Другим способом представления информационной модели предметной области являются семантические объектные диаграммы. Основными понятиями при построении указанной модели являются семантические объекты. Семантический объект – это объект, который в определённой степени моделирует смысл пользовательских данных. Семантические объекты моделируют восприятие пользователя более точно, чем модель «Сущность - связь». Если определять более формально, то семантический объект – это именованная совокупность атрибутов, которая в достаточной степени описывает отдельный феномен. Семантические объекты группируются в классы. Подобно сущностям, семантические объекты имеют атрибуты. Атрибуты объекта бывают простыми – состоящими из одного элемента и групповыми - представляющими совокупность других атрибутов. Примером простого атрибута семантического объекта «Сотрудник» является табельный номер, примером группового атрибута является адрес места жительства.

При использовании семантической объектной модели результатом инфологического моделирования предметной области при проектировании базы данных является семантическая объектная диаграмма. На такой диаграмме могут размещаться семантические объекты различных типов: простые объекты, композитные объекты, составные объекты, гибридные объекты, ассоциативные объекты, объекты вида родитель – подтип. Понятия связи между объектами на семантической объектной диаграмме явно не изображается, оно моделируется с помощью использования составных, гибридных, ассоциативных объектов, а также объектов вида родитель – подтип.

 
 

 


Рис. 8. Нотации, используемые для создания ER – диаграмм средствами ERwin v 4.1 Computer Associates

В качестве иллюстрации изложенной выше теории, рассмотрим этапы построения инфологической объектной модели предметной области «Отдел кадров». Первоначально будет построена модель «Сущность - связь».

Информационными объектами в отделе кадров организации (предприятия) являются следующие объективные реальности предметной области.

1. Информационный объект «Личное дело» - содержит личные данные работника, обладает свойствами:

- табельный номер;

- паспортные данные;

- гражданство;

- семейное положение;

- адрес места жительства;

- должность (код);

- подразделение (код);

- сведения о воинском учете;

- образование;

- номер приказа о приёме на работу;

- дата приказа о приёме на работу;

- домашний телефон.

2. Информационный объект «Паспортные данные» обладает следующими свойствами:

- номер паспорта;

- фамилия, имя, отчество;

- дата рождения;

- место рождения;

- дата выдачи;

- наименование организации, выдавшей паспорт.

3. Информационный объект «Должность» обладает следующими свойствами:

- код должности;

- наименование должности.

4. Информационный объект «Структурное подразделение» обладает следующими свойствами:

- код подразделения;

- наименование подразделения;

- руководитель подразделения (номер паспорта).

5. Информационный объект «Адрес места жительства» обладает следующими свойствами:

- индекс;

- регион (область, край);

- город (населённый пункт);

- улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома, номер квартиры.

6. Информационный объект «Сведения о воинском учёте» обладает следующими свойствами:

- № военного билета;

- № военной специальности;

- годность к военной службе;

- воинское звание;

- наименование военкомата.

7. Информационный объект «Трудовая деятельность» обладает следующими свойствами:

- дата поступления;

- дата увольнения (перевода);

- наименование организации;

- должность;

- стаж работы (непрерывный, общий, по специальности).

8. Информационный объект «График отпусков» обладает свойствами:

- номер паспорта (табельный номер) работника;

- вид отпуска;

- дата начала отпуска;

- дата окончания отпуска.

9. Информационный объект «Штатное расписание» (заголовок документа) обладает свойствами:

- номер п/п;

- наименование подразделения (код);

- наименование должности (код);

- число должностей.

10. Информационный объект «Содержание штатного расписания» обладает следующими свойствами:

- код должности;

- Ф.И.О. работника (номер паспорта);

- количество ставок.

11. Информационный объект «Табель учета фактически отработанного времени» обладает следующими свойствами:

- номер учётной записи;

- номер паспорта (табельный номер) работника;

- дата (день, месяц, год);

- учётный признак (код).

12. Информационный объект «Учётный признак» характеризует рабочий день сотрудника организации – рабочий день, больничный, отпуск, командировка, обладает следующими характеристиками:

- код учётного признака;

- наименование учётного признака.

13. Информационный объект «Документ» обладает следующими характеристиками:

- номер документа;

- тип (группа) документа (код);

- наименование документа (код);

- место создания;

- дата создания;

- регистрационный номер;

- исполнитель;

- тема документа;

- срок исполнения.

14. Информационный объект «Журнал регистрации документов» обладает следующими свойствами:

- номер регистрационной записи;

- дата регистрации;

- группа (по месту создания документа – входящий, исходящий, внутренний) (код);

- тип (группа – организационные, распорядительные по основной деятельности, распорядительные по кадровой деятельности, информационно - справочные) документа (код);

- номер документа;

- лицо, выполнившее регистрацию.

15. Информационный объект «Группа (тип) документа» обладает следующими свойствами:

- код группы;

- наименование группы.

16. Информационный объект «Вид отпуска» обладает следующими свойствами:

- код вида;

- наименование вида.

17. Информационный объект «Образование» - содержит сведения документа(ов) об образовании, имеющегося (щихся) у сотрудника:

- номер диплома (документа об образовании);

- код образовательного стандарта;

- наименование учебного заведения;

- наименование факультета, который окончил;

- дата поступления;

- дата окончания;

- специальность по диплому (код);

- квалификация по диплому (код).

18. Информационный объект «Образовательный стандарт» означает среднее, высшее, среднее профессиональное и т.д. виды образования и степени их наличия (например, неоконченное высшее), обладает следующими характеристиками:

- код вида;

- наименование вида.

19. Информационный объект «Квалификация» обозначает квалификацию, которая может быть занесена в диплом сотрудника, обладает следующими характеристиками:

- код квалификации;

- наименование квалификации.

20. Информационный объект «Наименование документа», имеет следующие атрибуты:

- код;

- наименование документа.

Когда информационные объекты определены, следует выявить информационные связи между ними. Как отмечалось выше, между реальными объектами предметной области и информационными объектами концептуальной модели могут существовать связи трёх типов 1:1, 1:N, M:N. Подобные отношения удобно представлять в виде таблицы. Структура таблицы отношений между сущностями исследуемой предметной области представлена на примере таблицы 1.

Таблица 1

Информационные связи между информационными объектами в предметной области «Отдел кадров»

Наименование и тип связи Сущность Сущность
Включает (1:1) Личное дело Паспортные данные
Включают (1:1) Паспортные данные Адрес места жительства
Включает (1:N) Личное дело Должность
Включает (1:N) Личное дело Структурное подразделение
Включает (1:1) Личное дело Сведения о воинском учёте
Включает (N:1) Сведения о воинском учёте Специальность  
Относится (1:N) Штатное расписание (заголовок документа) Содержание штатного расписания
Включает (N:1) Штатное расписание (заголовок документа) Структурное подразделение
Содержит (M:N) Штатное расписание (заголовок документа) Должность
Указывается (N:1) Табель учёта фактически отработанного времени Учётный признак
Относится (N:1) Документ Группа (тип) документа
Регистрируется (1:1) Документ Журнал регистрации документов
Указывается (N:1) Образование Образовательный стандарт
Указывается (N:1) Образование Специальность
Указывается (N:1) Образование Квалификация  
Включает (1:N) Личное дело Образование
Включает (N:1) Трудовая деятельность Должность
Определяется (M:1) График отпусков Вид отпуска
Имеет (N:1) Документ Наименование документа

Выявленные информационные связи между информационными объектами (сущностями) можно представить в виде ER – диаграммы. Фрагмент ER – диаграммы, отображающей информационные связи объекта «Личное дело», построенной с помощью CASE - средства ERwin v 4.1 Computer Associates в нотациях IDEF1X представлен на рис. 9. Полная ER – диаграмма по предметной области «Отдел кадров» не приводится в настоящем пособии по соображениям её громоздкости.

ER – диаграмму можно построить в классических нотациях (сущности - прямоугольники, связи – ромбы, атрибуты сущностей - овалы), тогда для её изображения целесообразно использовать CASE – средство Pacestar UML Diagrammer v 4.1. После запуска CASE – средства при создании нового файла необходимо выбрать тип диаграммы «Flowchart» (блок - схема) и выполнять построение ER – диаграммы.

Кроме того, результатом инфологического моделирования предметной области «Отдел кадров» может быть семантическая объектная диаграмма. В рассмотренной предметной области имеются составные и ассоциативные семантические объекты, включающие один или несколько объектных атрибутов: «Личное дело», «Паспортные данные», «Адрес места жительства», «Должность», «Структурное подразделение», «Сведения о воинском учёте», «Специальность», «Трудовая деятельность», «График отпусков», «Вид отпуска», «Штатное расписание», «Содержание штатного расписания», «Учётный признак», «Квалификация», «Документ», «Группа (тип) документа», «Журнал регистрации документов», «Образование», «Образовательный стандарт», «Специальность», «Табель учёта фактически отработанного времени», «Наименование документа».

На рис. 10 представлен фрагмент семантической объектной диаграммы, на котором изображены пять семантических объектов из 20. Вся семантическая диаграмма предметной области «Отдел кадров» не приводится из соображений громоздкости. На рис. 10 видны основные принципы построения семантических объектных диаграмм. Как отмечалось выше, на них не изображаются явным образом информационные связи между объектами. Они выражаются в виде ассоциативных и составных семантических объектов, в состав которых входят один или несколько семантических объектов, взаимосвязанных с данным. При моделировании отношений между объектами ассоциативные семантические объекты появляются парами в теле друг друга. Например, пара семантических объектов «Личное дело» и «Сведения о воинском учёте». В изображении объекта «Личное дело» имеется прямоугольник, символизирующий семантический объект «Сведения о воинском учёте», а в теле объекта «Сведения о воинском у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: