Семантические конструкции «времени» (№ 46-48)




Иммануил Кант (Kant, 1787) идентифицировал «время» как одну из априорных категорий, которые присущи всем людям. Она неотъемлема от человеческого рода. Наше восприятие «времени» определяет, как мы понимает его в качестве концепта на различ­ных метауровнях, как мы ощущаем его на первичном уровне в форме событий и ритмов, как мы реагируем на него. Характеристики, в ко­торых мы выражаем свое понимание данного концепта, включа­ют такие качества, как направленность, длительность, ориентация, непрерывность и т. д.

№ 46. Сортировка «времени»

Прошлое/настоящее/будущее

Концепт. Поскольку мы можем сортировать и разграничивать события, которые уже произошли, происходят сейчас и еще про-изойдут, большинство людей в большинстве культур выделяют три «временные» области. Они проявляются в грамматических фор­мах и в обыденном представлении о времени: прошлое, настоя­щее и будущее. В концептуальном плане существует и четвертый вид времени — вневременность. Как же человек кодирует свой «график времени» с точки зрения прошлого, настоящего и буду-щего? В какой степени он закодировал и воспроизводит одну из «временных» областей как «правильную»?

Извлечение. «На что вы чаще всего направляете свое внима­ние — на прошлое, настоящее или на будущее? Или у вас вырабо­талась вневременная установка, так что вы вообще не обращаете внимания на "время"?


Глава 7. Мета-метапрограммы___________________________ 219Ш

Идентификация и язык

1. Выделение «прошлого». Люди, которые проводят много вре­
мени в «прошлом», размышляют о том, что они пережили и что
эти переживания или события значат для них. Они используют в
своем языке множество ссылок на события прошлого. По-види­
мому, для них большую роль играет история, а также традиция.
Такие люди относятся к «чувствующему» типу по шкале Майерс-
Бриггс.

2. Выделение «настоящего». Тем, кто живет в «сегодня», «сей­
час», присуща ориентация скорее на «настоящее время» в том, как
они выражают себя. Когда данный паттерн выражен излишне силь­
но, человек может до такой степени жить «настоящим», что ока­
зывается не способным логически размышлять о будущих резуль­
татах или целях. Такие люди соответствуют категории «сенсор»
по шкале Майерс-Бриггс. Юнг назвал их сенсорами потому, что
они предпочитают использовать в данный момент времени свои
сенсорные органы (органы чувств).

3. Выделение «будущего». Те, кто живет в «будущем», предпо­
читают использовать преимущественно будущее время и ссылки
на него. Люди, у которых данный паттерн чрезмерно выражен,
проецируют себя и свое сознание на будущее в такой степени, что
оказываются не способными составить сегодня планы на это же­
лательное будущее. Эти люди соответствуют категории «интуи­
тивисты» по шкале Майерс-Бриггс, поскольку они постоянно
пытаются предугадать завтрашний день и будущее.

4. Безразличие ко «времени». К вневременной категории отно­
сятся те, кто живет за рамками «временного» сознания. По шкале
Майерс-Бриггс, им, в целом, соответствуют «мыслители».

Подстройка. Говорите в соответствии со «временем», которое Доминирует в языковых паттернах человека.

Эмоции. Зависят полностью от того, закодировал ли человек свои репрезентации «времени» ассоциированно или диссоцииро-ванно, и от конкретных значений (позитивных или негативных), которые он придает «времени».

Когнитивное искажение в РЭТ. Если человек застрял в буду­щем «времени» или слишком часто беспокоится о будущих собы-тиях, это может побуждать его «предсказывать будущее». Такое когнитивное искажение, подобно чтению мыслей, ведет к тому, что человек начинает делать заключения о жизни, окружающих, судьбе, "Вселенной, Боге и т. д. Человек говорит о том, что произойдет в


220____________ Часть II. Метапрограммы

будущем, — не обладая для этого знаниями, не сдерживая себя, по принципу «все или ничего».

Первичные контексты. «Время» отражает еще один конструкт высшего уровня. Этот конструкт обусловлен тем, как человек мыс­лит и чувствует в отношении прошлых событий, текущих обстоя­тельств и возможных будущих событий. Культурные, расовые, ре­лигиозные и семейные определения «времени», «временной» об­ласти, в которой человек «должен» жить, имеет право жить и т. д., также сильно влияют на данную операционную систему. Травма обычно держит большинство людей в «прошлом», поскольку они пытаются иначе завершить событие, которое окончилось для них нежелательным образом.

Самоанализ

• Прошлое/настоящее/будущее/вне времени

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 41. Ощущение «времени»

«Во времени» /«сквозь время»; последовательная/ случайная сортировка

Концепт. Способ, которым мы кодируем свое ощущение исто­рического «времени» и его продолжительность от события к со­бытию за определенный период, создает наш репрезентативный образ этого времени, или его икону. Он обычно принимает форму «линии времени». (Существуют и другие конфигурации: круг, фотоальбом, бумеранг и т. д. Однако «линия» кажется более ти­пичной для представителей большинства культур, как подметили Бэндлер, Джеймс, Вудсмолл и др.)

При этом мы можем воспринимать свою «линию времени» как движущуюся сквозь нас, так что мы чувствуем себя погруженны­ми в этот поток. В этом случае обработка информации осуществ­ляется «во времени», и мы ощущаем «время» ассоциированно, то есть как вечное «сейчас», постоянно присутствующее, окружаю-


Гл ава 7. Мета-метапрограммы________________________ 221

щее нас, процесс, неизменными участниками которого мы явля­емся.

В другом случае «линия времени» не проходит через нас, а ос­тается вовне, так что мы живем вне «времени». Это значит, что мы обрабатываем информацию «сквозь время». Если мы сорти­руем «время» как нечто, находящееся вне нас, на некотором рас­стоянии, тогда для нас характерна более объективная, ясная ме-тапозиция по отношению к нему. Я (MX) назвал бы это «вневре­менным» стилем обработки информации. Указанные аспекты нашей обработки относятся к тому, как мы храним свои воспо­минания.

Извлечение. Чтобы идентифицировать присущий человеку стиль обработки концепта «времени», используйте традиционный для НЛП вопрос, инициирующий линию времени: «Когда вы рас­слабляетесь на мгновение и чувствуете внутреннее спокойствие, вспомните какое-то событие, происшедшее некогда в вашем про­шлом... И какое-то другое из далекого прошлого... Теперь вспом­ните какое-то событие, происшедшее сегодня... и еще одно... Те­перь подумайте о событии, которое произойдет в один из ближай­ших дней... и еще об одном будущем событии... Теперь, когда вы находитесь над этими "временными" событиями в вашем созна­нии, укажите направление своего будущего и направление своего прошлого...»

Идентификация

Данная метапрограмма определяет, как мы «замеряем» ощу­щение прошлого, настоящего и будущего «времени» в своем мыс­лительном аппарате. Как мы кодируем этот концепт? Как мы объ­ясняем себе различие между событиями, которые уже произош­ли, которые происходят сейчас и которые еще произойдут?

1. «Сквозь время». Люди, которые используют такой способ хранения своих воспоминаний, делают это слева направо или сверху вниз, так что у них «время» имеет непрерывную коди­ровку вдоль континуума. Эта линия может быть «длинной» или «короткой», но она является последовательной и непрерывной, так что человек осознает длительность «времени». Обычно у та­ких людей воспоминания диссоциированы. «Время» кажется им линейным, поскольку оно имеет длину. Данный тип людей со­ответствует «решающему» по шкале Майерс-Бриггс, так как, °рганизуя и упорядочивая время, они судят о нем или оцени­вают его.


222______________________________ Часть П. Метапрограммы

Те, кому присущ стиль «сквозь время», обычно также сорти­руют происходящее последовательно. В целом, они живут по прави­лам, структурируя действительность, — отсюда нормы, протоколы и процедуры («часы», которые показывают «время»). Они также нодходят к мышлению, принятию решений, покупкам и т. д. системно» Они высоко ценят хорошо организованную последовательность пре­зентаций. По шкале Майерс-Бриггс это соответствует «решающе­му» типу.

2. «Во времени». Люди, которые используют стиль «во време­ни», хранят свое прошлое позади себя, а свое будущее — перед собой.' Независимо от того, направлена их линия времени спереди назад или сверху вниз, она проходит сквозь их тело, так что в итоге они оказываются внутри линии. Обычно они кодируют свои воспо­минания как ассоциированные и не слишком осознают длитель­ность событий. Подобные люди чаще оказываются в «вечном сей­час», забывая о течении «времени» (хронологическом «времени»). У Майерс-Бриггс данный стиль сортировки соответствует «вос­принимающему» типу.

Люди со стилем «во времени» обычно сортируют события бо­лее хаотично. Они часто ведут себя непоследовательно и, по-ви­димому, меньше учитывают «временные» ограничения. Вследствие своего хаотичного стиля сортировки они любят делиться творче­скими идеями, заводить новые связи, использовать мозговой штурм и т. д. Они часто кажутся чудаковатыми, прерывают других, зада­ют странные и неожиданные вопросы.

Подстройка и язык. Прислушайтесь к словам, терминам и фра­зам, отражающим последовательность и логику в речи тех, кто использует кодировку «сквозь время». Прислушайтесь к бессвяз^ ности, алогичности и неожиданным высказываниям у тех, кто об­рабатывает информацию «во времени».

Эмоции. Те, кто обрабатывает информацию «сквозь время», вы­ражают себя более объективно и диссоциированно, проявляя эмо­ции, адекватные тому или иному событию. Люди, осуществляющие обработку «во времени», проявляют себя более ассоциированны­ми, непосредственными и даже неадекватными эмоциями.

Первичные контексты. Данные программы во многом обуслов­лены нашим культурным опытом. Как правило, мы представляем себе паттерн «во времени» как выражение восточного сознания, а «сквозь время» — как выражение западного сознания. В послед­нее время Запад все более и более характеризуется конвейерами,


Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 223

планами, расписаниями и т. д. На эти программы значимое влия­ние оказывают метапрограмма возможностей/процедур (№ 21), а также доминирование правого и левого полушария и ассоцииро­ванное/диссоциированное состояние (№ 15).

Самоанализ

• «Во времени»/«сквозь время» (случайная/последователь­
ная сортировка)

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 48. Доступ ко «времени»

Случайный/последовательный

Концепт. Данная метапрограмма определяет, как мы осуще­ствляем доступ к своим воспоминаниям о прошлом. Ее можно рас­сматривать как функциональную подкатегорию предыдущей про­граммы. Здесь преобладают два общих паттерна: одни люди ис­пользуют стиль случайного доступа, другие — последовательного доступа.

Извлечение и идентификация. Воспользуйтесь теми же воп­росами доступа ко «времени», что и в предыдущем паттерне (№ 47).

1. Случайный доступ. Обратите внимание, осуществляет ли че­
ловек доступ к своим воспоминаниям случайным образом. Легко
ли он переходит от одного воспоминания к другому? Хранит ли
он свои воспоминания без всякой связи, так что способен быстро
и легко перескакивать через границы времени, обсуждаемых тем
и людей? В этом случае можно говорить о случайном доступе.
Человек, который придерживается данного стиля, организует воспо­
минания путем сравнения различных событий, которые произошли
в разное время. Он переходит к метауровневой позиции и поддер­
живает два воспоминания одновременно.

2. Последовательный доступ. В данном случае человек коди­
рует свои воспоминания в линейной и связанной манере. Соот­
ветственно, он переходит от одного воспоминания к другому не


224______________________________ Часть II. Метапрограммы,

случайным образом, а вполне последовательно. Он может рассмат­ривать события на линии времени подобно шпалам на железно­дорожном пути. Подобное последовательное хранение обычно за--трудняет доступ к воспоминаниям — человеку приходится начи­нать с какого-то другого места, а затем двигаться линейно, пока он не доберется до определенного воспоминания.

Язык и подстройка. Мы можем помочь человеку получить доступ к его воспоминаниям, сказав: «Представьте, что ваше про­шлое — это фотоальбом и что вы можете теперь листать страницы своей истории в обратном порядке и позволить своему подсозна­нию удивлять вас, по мере того как ваша прошлая жизнь развора­чивается перед вами так, что одно воспоминание следует за дру­гим».

Первичные контексты. Те же, что и для N° 46.

Дополнительная литература. Bodenhamer & Hall (1997).

Самоанализ

• Случайный доступ/последовательный доступ

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Концепт «реальности»

Задумайтесь над словом «реальность». Проблема здесь связа­на с тем, что оно функционирует мулътиординалъно, то есть на многих уровнях абстрагирования. Мультиординальность имеет отношение к лингвистической особенности, которая была выде­лена Кожибски (Korzybski, 1941/1994) и которую Бэндлер и Грин-дер не включили в свою метамодель (см. Hall, 1997a, 1997b). Она связана с номинализацией, которая имеет только общий смысл, а ее конкретный смысл меняется в зависимости от уровня и кон­текста абстракции. Здесь мы используем этот термин для обозна­чения мира, котор'ый существует вне нас, за рамками нашей не­рвной системы и напрямую не подчиняется нашим желаниям и хо­тениям.


Глава 7. Мета-метапрограммы______________________________ 225

49* Сила эго

Неустойчивость/устойчивость; реактивность/ проактивность

Концепт. Фрейд первоначально определил «эго» как ряд когни­тивных и перцептивных функций, которые служат адаптивным целям, когда мы учимся находить общий язык со своей средой. Эго выражает себя в волевом движении по его команде с целью самосохранения и эффективности. Кэттелл пишет:

Эго —это структура решения задач, которая является посредникаммежду потребностями и средой... оно созна­ет напряжение, которое выражает существование и си­лу внутренней потребности... (CatteU, 1989, р. 40).

Поскольку мы обычно определяем «интеллект» как способность производить точные разграничения, он также частично лежит в основе «силы эго».

Извлечение. «Когда вы думаете о какой-то трудности, возни­кающей в повседневной жизни, о разочаровании, проблеме, фру­страции, которые мешают вам прогрессировать, и т. д., что обыч­но приходит вам на ум? Какие чувства вы испытываете в отноше­нии подобных событий? Как вы обычно реагируете на внутренние потребности или внешние неприятности? На что направлены ваши мысли и эмоции, когда вы сталкиваетесь с какой-то проблемой?»

Идентификация. Мы обнаруживаем, что люди отличаются друг от друга той силой, или энергией эго, которую они используют для роста, идентификации реальности и контактов с ней. На одном по­люсе данного континуума мы находим тех, кто почти не обладает способностью смотреть реальности в глаза, принимать ее такой, какая она есть, и тратить энергию на ее преодоление. На другом полюсе мы видим тех, кто обладает хорошей способностью смотреть реаль­ности в лицо и обращаться с ней. Люди на этом полюсе могут «при­нимать факты» и делают это мгновенно, не тратя времени на гнев, Фрустрацию, депрессию или жалобы.

1. Неустойчивость. Те, кто поддается фрустрации легко и быстро ввиду малейших неудач, теряют устойчивость перед лицом труд­ностей. Они могут воспринимать как трудности почти все что угод­но; они беспокоятся из-за них, чувствуют себя неуверенно, испы тывают эмоциональную депрессию и т. д. Как правило, данный способ реагирования присущ человеку в период младенчества и

8 51 метапрограмма НЛП


226 ______________________________ Часть П. Метапрограммы

детства. Он также характерен для людей с инфантильным стилем преодоления трудностей, что выражается в приступах гнева и яро­сти всякий раз, когда они испытывают фрустрацию, в неспособ­ности мириться с задержками и т. д.

2. Устойчивость. Те, кто придерживается более философской установки по отношению к жизни и продвигается к поставленной перед собой важной цели, знают, что им могут встретиться те или иные проблемы, препятствия, сложности и т. д. Перед лицом по­добных нежелательных обстоятельств такие люди остаются спо­койными, выдержанными и объективными. Они сразу же начина­ют действовать деловито и целенаправленно, не тратя лишнего времени на волнение и раздражение. Эллис пишет:

■'\*

Мир наполнен серьезными трудностями и несправедли­востью, но вы не должны стонать или впадать из-за этого в ярость (Ellis, 1975).

Язык и эмоции. Ожидайте обнаружить множество ассоцииро­ванных негативных эмоций у тех, кому свойственна малая сила эго. Они мешкают и откладывают, ненавидят и испытывают чувство вины, презирают себя, других, жизнь и т. д. Они паникуют, дей­ствуют импульсивно и реактивно, у них быстро меняется настро­ение. Ожидайте услышать и увидеть больше объективности, гиб­кости и ориентации на решение проблем у тех, кому свойственна хорошо развитая сила эго. Они работают терпеливо, настойчиво и избегают любой мелодрамы, характерной для тех, кто принад­лежит другому полюсу данного континуума. Они признают про­блему без ненужной задержки и встречают ее с ощущением собст­венной компетентности и с удовольствием. -Н& Первичные контексты. Физиологические детерминанты связаны со здоровьем нервной системы и нормальным развитием мозга, бла­годаря чему человек способен проходить через описанные Пиаже стадии когнитивного развития. К людям, страдающим задержкой психического развития, относятся индивидуумы, которые не спо­собны выйти за рамки стадии конкретного мышления. Это ограни­чивает их способность переходить к формальному операциональ­ному мышлению и высшим уровням когнитивного развития. Они продолжают жить на стадии конкретного мышления или на еще более ранней стадии и поэтому обладают очень небольшой «силой эго». Повреждения мозга, рак и физические травмы могут вернуть лю­бого из нас к этой стадии. Психические травмы, в особенности хро-


7. Мета-метапрограммы________________________ 227

нические или острые травматические ситуации (например, война, изнасилование, сексуальные домогательства и т. д.), могут оказать­ся настолько выше способности человека преодолевать трудности и оценивать реальность, что он станет очень неустойчивым с точки зрения силы эго. Отсутствие положительных ролевых моделей или недостаток образования, поддержки со стороны группы и т. д. мо­гут также вызвать неустойчивость. Прочная сила эго обусловлива­ется научением, дисциплиной, развитием навыков, участием лю­дей, которые оказывают поддержку, и т. д.

Дополнительная литература. Cattell (1989).

Самоанализ

• Неустойчивость/ устойчивость

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: