Семинарии и богословские курсы.




 

По вопросу о реформировании духовных семинарий выделялось два основных мнения:

1..Создание богословских классов для подготовки пастырей.

2. Оставить всё как есть или вернуться к Уставам 1867 и 1884 годов.

 

Большая часть архиереев[24] в своих отзывах всячески поддерживали идею о создании специальных Богословских курсов, куда поступают лица настроенные на священство.

Предлагается открыть курсы с трех[25] или четырех[26] летним обучением. Помимо того, что на курсы поступают лица склонные к священству, необходимо среднее образование и возраст должен бы быть не ниже 17 лет, дабы юноша твердо бы укрепился в своих намерениях.

Семинарии предлагается реформировать в средние богословские училища со средним богословским курсом.[27] Альтернативой же богословских классов является возврат к «старому» уставу, где все богословские дисциплины сосредоточенны в последних двух классах, четыре класса общеобразовательных, а два богословских. В отзыве преосвященного Николая епископа Карталинского и Кахетинскогои экзарха Грузии предлагается, чтобы после четырех лет обучения в семинарии воспитанники получали бы аттестаты зрелости, с вытекающими последствиями о поступлении в высшие учебные заведения[28], тем самым предлагается «вывести из семинарий нехристианский элемент»[29], то есть все желающие посвятить себя светской службе получив аттестаты уходят в светские учебные заведения, а остаются лишь те, кто сознательно ищет пастырства и готов посвятить свою жизнь Церкви.

Стоит особо отметить отзыв преосвященного Макария, епископа Якутского и Вилюйского. В своем отзыве он пишет, что в связи с тем, что Якутская семинария работает только два года, она получила правильную внешнюю организацию, менять в устройстве ничего не требуется, и она удовлетворяет требованиям и запросам Якутской епархии.[30] Этот отзыв показывает, насколько различны были ситуации в каждой отдельной епархии, в центральных епархиях всё было охвачено бунтами и недовольствами, а в окраинных епархиях таких ситуаций было гораздо меньше.

Отдельный вопрос – это вопрос сословности духовных учебных заведений. Большинство архиереев[31], одной из основных проблем духовного образования выделяют проблему сословности и что детям не из духовного сословия трудно получить богословское образование. Хотя подавляющее число архиереев против сословности духовных школ, некоторые из них отмечают, что дети духовенства, воспитанные при храме и смотрящие на своих отцов должны становиться хорошими пастырями, но поддаваясь веяниям времени, они идут учиться в светские высшие учебные заведения.

 

Подводя промежуточный итог видно, что духовная школа должна заключать в себе две основных задачи, чтобы школа давала образование не ниже среднего и чтобы она выпускала людей с высоким подъемом пастырского настроения.[32]Многие из архиереев были ректорами семинарий и были хорошо осведомлены о проблемах и сложностях духовных школ. Одной из основных и сложных проблем, оставалась проблема сословности. В целом авторы отзывов имеют много общего в своих предложениях, но конечно встречаются и особые интересные мнения.

1.3.П­­­редложения в изменении учебных программ и вообще учебной части.

Очень разнообразна и красочна палитра мнений по вопросу о реформировании учебных программ и учебной части.

 

Авторы отзывов разделяются по вопросу об учебных программах и по проблеме многопредметности, одни считают, что надо уменьшить количество учебных дисциплин, другие, напротив, за их сохранение и даже увеличение.

Сторонники первой точки зрения обосновывают это тем, что при сокращении учебных программ сократится «бегство» кандидатов в священство на светские должности. Сторонники увеличения программ, считают, что пастырь Церкви, должен быть «самым образованным», потому что пастырское служение является ответственным и будущий пастырь вынужден быть разносторонне развит.

Духовные училища.

Авторы отзывов предлагают свой взгляд на учебные планы, представляют свои проекты, высказывают различные мнения.

 

Наибольшее количество мнений и ответов высказано о проблемах конкретных дисциплин и надобность их преподавать, сокращать или увеличивать количество светских и богословских предметов в духовных школах.

Большинство из тех архиереев, кто пишет о дисциплинах преподаваемых в духовных училищах отмечают необходимость сокращения или полного отказа от преподавания древних языков, так Антоний, епископ Черниговский предлагает исключить древние языки и подробное знакомство с алгеброй и геометрией из курса Духовных училищ, обосновывая это одной из главных задач Духовных школ – подготовкой пастырей Церкви, а пастырю не обязательно знать древние языки[33]. В отзыве преосвященнейшего Никона предлагается заменить древние языки природоведением и усиленной арифметикой.[34] Епископ Никанор считает, что требуется исключить латинский и греческий языки из программы Духовных училищ, за счет этого увеличить преподавание русского языка и арифметики, так же требуется расширить курс географии. Новый и Ветхий Заветы, а так же Устав требуется объединить в «Закон Божий».[35]К тому же предлагается ввести изучение одного из новых языков, рисование и черчение.[36] Напротив епископ Херсонский и Одесский Дмитрий подчеркивает необходимость преподавать древние языки, хотя бы в старших классах Духовного училища и обязательного обучения Церковнославянскому языку и Церковному пению.[37] Так же за сокращение древних языков выступают комиссия Олонецкой духовной консистории[38], Гермоген, епископ Саратовский[39].

Макарий, епископ Томский и Барнаульский в своем отзыве считает, что курс духовных училищ требуется усилить новыми языками и необходимо ввести предмет краткой гражданской истории. Древние языки требуется изучать не одновременно, чтобы после изучения первого с легкостью изучить второй. Оживлять изучение древних (мертвых) языков историей народов. Так же желательно было отмечено введение преподавания законоведения, космографии, краткую медицину и усилить новые языки за счет древних.[40]

Преосвященный Иаков, архиепископ Ярославский считает, что в Духовных училищах должно быть усиленное преподавание катехизиса. Богослужебный устав изучать не требуется. Следует преподавать древние языки, особенно Греческий, как помогающий понимать Священное Писание и который в детском возрасте легче усваивается, так же требуется усилить преподавание ораторства. Прочие науки не исключая философские и церковно-исторические должны преподаваться в рамках гимназического курса. Священное Писание, особенно Ветхого Завета следует преподавать усиленно и научать читать его дома, что дает несомненную пользу.[41]

Исходя из рассмотренного материала видно, что те архиереи, которые являлись сторонниками отмены изучения древних языков или их сокращения, выступали за уравнивание курса Духовных училищ с курсом светских учебных заведений, а введение множества общеобразовательных дисциплин способствовало завершенности курса духовных училищ по отношению к светским учебным заведениям.

 

Духовные семинарии.

 

Так же проблема преподавания древних языков возникала и в Духовных семинариях. Епископ Михаил высказывает мнение, что не стоит обязательно преподавать древние и новые языки, так же не стоит опасаться нехватки семинаристов, так как видно на примере католиков, у которых обязательный целибат и суровый режим, но и там есть множество воспитанников становящихся пастырями.[42]

Преосвященный Никанор высказывает интересное мнение и считает, что в Духовных семинариях требуется расширить курс истории литературы, увеличить количество уроков по логике, психологии и философии, должны быть практические занятия в курсе педагогики, преподавание математики и физики увеличить, так же требуется ввести преподавание законоведения, медицины, новых языков и элементарного курса политической экономики. Было бы желательным уменьшение количество церковной истории, т.к. более полно она будет преподаваться в организованных богословских классах. Особый акцент преосвященный Никанор делает на то, что преподавание должно вестись с научным беспристрастием.[43]

 

Питирим, епископ Курский и Белгородский предлагает полностью исключить алгебру и геометрию из программы семинарий, как совершенно не нужные для пастыря науки, так же требуется убрать греческий и латинский языки. Особое внимание должно уделяться преподаванию священного Писания, тщательному исследованию святоотеческой литературы. [44]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: