Мастеру принадлежит ведущая роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Успех производственного обучения в значительной степени зависит от профессиональной и педагогической подготовки мастера, от его личных качеств. Он должен в совершенстве знать свою специальность, следить за всем новым, за передовыми методами труда, за развитием деревообрабатывающей промышленности, умело применять различные методы производственного обучения и воспитания учащихся.Мастер должен всегда помнить о большом воспитательном значении личного примера. Для этого он сам должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, образцова относиться к труду, общественным обязанностям.
Подготавливаясь к учебному году (учебному периоду), мастер должен изучить квалификационную характеристику и учебную программу, составить перечень учебно-производственных работ и месячные планы производственного обучения группы, подготовить учебно-производственную базу, организовать свае рабочее место.
Готовясь к прохождению темы производственного обучения, мастер должен изучить техническую и методическую литературу по теме. Беседуя с преподавателем специальной технологии и лично присутствуя на уроках, мастер определяет степень теоретической подготовки учащихся, знакомится с методами изложения курса специальных предметов.
Мастер определяет формы и методы изучения темы и в том случае, если фронтальное прохождение темы невозможно, составляет график перемещения учащихся.
Кроме того, мастер обязан распределить учебный материал темы (подтемы) по урокам, наметить цель каждого урока, составить поурочно-тематический план и план урока.
Подготавливаясь к уроку, мастер уточняет цель и содержание предстоящего урока, и время на каждую часть.
Мастеру необходимо изучить передовые методы труда для внедрения их в процесс обучения и отработать лично приемы выполнения отдельных операций и способы их демонстрации на уроке. Составить план урока и конспект. Подготовить учебно-производственную базу.
После обучения в учебных мастерских учащиеся уходят на производственную практику. В этот период учащихся включают в состав кадровых рабочих для практического овладения опытом высокопрозводитель
ного труда в условиях применения современной технологии и организации, знакомятся с содержанием их работы. Наряду с учебно-производственными задачами мастер решает и задачи воспитания, главной из которых в этот период является приобщение учащихся к жизни коллектива базового предприятия.
Заключительным этапом профессионального обучения является выполнение выпускных квалификационных работ. Мастер производственного обучения совместно с представителями базового предприятия составляет перечень и содержание квалификационных работ. Пробные квалификационные работы должны соответствовать по сложности квалификации станочника деревообрабатывающих станков 3-го разряда.
Условия выполнения, содержание и объем квалификационных работ должны позволить в полной мере выявить, как учащиеся освоили современную организацию и технологию производства деревообрабатывающих работ, высокопроизводительные механизмы и приспособления, достигли ли установленной производительности труда с высоким качеством исполнения работ и соблюдением требованием техники безопасности.
Квалификационная работа должна также позволить выявить умение учащихся свободно анализировать и выбирать единственное правильное решение, уметь предвидеть результаты действий, творчески мыслить. По объему работа подбирается с учетом того, чтобы продолжительность ее выполнения при норме выработки 100% не должна превышать двух рабочих дней.
Квалификационная работа каждого учащегося оформляется отдельным нарядом, который должен быть заверен мастером производственного обучения и начальником участка и содержать в себе, кроме описания работы, планируемую и фактически выполненную норму времени. В наряде должны быть подсчитаны и указаны процент выработки и качество работы. После выполнения учащимися квалификационных работ мастер совместно с руководителями участков оформляет характеристику и заверяет ее по установленной форме, подготавливает дневники, оформляет журналы производственного обучения и не менее чем за три дня до начала выпускных экзаменов передает все документы экзаменационной комиссии.