ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

 

 

Проф. А.Б.Ларичев

 

 

Структура и организация

работы хирургического

стационара

(методические рекомендации

Для студентов)

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Апреля 2013 года

Заведующий кафедрой

Проф. А.Б.Ларичев

 

Ярославль

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Важнейшей особенностью развития здравоохранения нашей страны в конце двадцатого века являлся курс на строительство крупных лечебных учреждений практически во всех регионах. В них были предусмотрены и созданы условия для дальнейшего развития специализации медицинской помощи и значительного улучшения её качества. Процессы специализации в медицине и строительство многопрофильных лечебных учреждений происходили во всех крупных городах. Специализация того временного периода развития здравоохранения касалась прежде всего плановой хирургии, что способствовало созданию узкоспециализированных отделений – сосудистой хирургии, кардиохирургии, торакальной хирургии и др. Данный процесс привел к резкому снижению количества врачей общей практики и почти к пятикратному увеличению числа врачей-специалистов. Итогом этих преобразований стала недоступность высококвалифицированной медицинской помощи для большинства населения регионов. Организация экстренной хирургической помощи на территории нашей страны была сохранена и исключала многоэтапность. Она осуществлялась по схеме скорая медицинская помощь (поликлиника, здравпункт) – хирургический стационар.

2006 год – год начала реализации приоритетного национанального проекта «Здоровье». Цель проекта – повышение доступности и качества медицинской помощи населению и улучшению условий труда работников отрасли, а также повышение престижа врачебной профессии. Запланированные преобразования касаются в поддержке первичного звена медицинской помощи. Дальнейшее же развитие национального проекта будет направлено на борьбу с основными причинами сверхсмертности населения: сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами и отравлениями. Для этого предусмотрено создание центров малоинвазивной сосудистой хирургии, дооснащение федеральных центров высоких технологий современным оборудованием, обновление оборудования во всех стационарных учреждениях, строительство перинатальных центров, а также совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создание и оснащение токсикологических центров. Эти изменения в здравоохранении, по мнению разработчиков должны позитивно сказаться в деле сбережения народа.

Что касается обеспечения населения стационарной хирургической помощью, то она традиционно осуществляется в отделениях трёх видов: общего профиля, специализированных и высокоспециализированных центрах. Сохранен и территориальный принцип оказания помощи. Эта система вполне работоспособна и в настоящее время, так как выдержала испытанием временем. Успех в работе хирургических стационаров обеспечивается в первую очередь чёткой организацией и наличием квалифицированных кадров. Поэтому, организацию и особенности работы хирургического стационара, должен знать каждый обучающийся.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

ознакомить студентов с организацией и работой общехирургического стационара.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫСТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

· структуру и оборудование приёмно-диагностического отделения;

· задачи приёмного отделения;

· основные медицинские документы и правила их заполнения;

· особенности госпитализации экстренных и плановых больных;

· структуру хирургического отделения, подразделения и их оснащение;

· общие принципы организации труда хирургического стационара;

· организацию лечебно-диагностического процесса;

· юридические аспекты и правила оформления медицинской документации хирургического стационара.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫСТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

· правильно организовывать и выполнять санитарную обработку пациентов поступающих в хирургический стационар;

· производить антропометрические исследования при поступлении в хирургический стационар;

· осуществлять транспортировку пациентов внутри стационара;

· участвовать в сортировке пациентов и направлении их в различные подразделения лечебного учреждения;

· осуществлять правильную передачу пациента постовой сестре в различных подразделениях лечебного учреждения;

· участвовать в организации вызовов консультантов;

· правильно оформлять титульный лист медицинской карты стационарного больного (форма 003/у), которая составляется на каждого поступившего в стационар;

· правильно организовывать общеклинические, биохимические, рентгенологические, ультрасонографические и эндоскопические исследования;

· осуществлять связь с другими структурными подразделения лечебного стационара;

· при техногенных катастрофах участвовать в эвакуации всех пациентов стационара;

· своевременно передавать информацию органам правопорядка.

ОСНАЩЕНИЕ

Нормативные документы, документы и оснащение хирургического стационара, ситуационные задачи, тест.

ПЛАН проведения ПРАКТИЧЕСКОго ЗАНЯТИя

Этапы Учебное время (в мин.) Место проведения этапа занятия Средства отработки этапа
Введение 10 минут учебная комната стенды, слайды
Контроль исходного уровня знаний 35 минут учебная комната Тестовые задачи
Организация и работа хирургического стационара. 80 минут Приёмное отделение. Палатное отделение. Приём и регистрация пациентов. Оформление медицинской документации. Ситуационные задачи
Итоговый контроль 30 минут учебная комната Медицинская документация

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные структурные подразделения приёмно-диагностического отделения?

2. Какая медицинская документация оформляется при поступлении пациента в хирургический стационар?

3. Объём полной санитарной обработки больного в приёмном отделении?

4. Особенности госпитализации в хирургический стационар плановых больных?

5. Особенности госпитализации в хирургический стационар экстренных больных?

6. Перечислите структурные подразделения общехирургического отделения?

7. Основная медицинская документация хирургического стационара?

8. Санитарно-гигиенические требования к палатам хирургического стационара?

9. Особенности заполнения палат хирургического стационара?

10. Назовите основные противоэпидемические мероприятия в хирургическом стационаре?

11. Основная медицинская документация палатной сестры стационара?

12. Дайте определение специализированной хирургической помощи?

13. Какие виды лечебно-диагностических центров Вы знаете?

14. Какие критерии деятельности хирургического стационара Вы знаете?

15. Что называется клиническим лечебным учреждением?

16. Длительность пребывания пациента в приёмном отделении?

17. Какие обследования проводятся в приёмно-диагностическом отделении хирургического стационара?

18. Как оформляются отказы в госпитализации?

19. Что такое частичная санитарная обработка пациента?

20. Можно ли проводить трансфузионную терапию в условиях приёмного отделения?

21. Открытый массаж сердца можно производить в приёмном отделении?

22. Назовите виды транспортировки больных из приёмного отделения?

23. Кто проводит антропометрические исследования в приёмном отделении?

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Хирургическая помощь в значительной своей части является экстренной, неотложной и поэтому стационарная помощь осуществляется в отделениях трёх видов: общего профиля, специализированных и высокоспециализированных центрах.

Специализированные хирургические отделения создаются в областных и городских больницах и обслуживают от 50 000 до 3000000 населения. Они предназначены для оказания хирургической помощи по соответствующей специальности. В основе организации специализированных отделений заложен принцип концентрации пациентов по определенному признаку:

1) по заболеваниям одной системы – хирургия сосудов, легких,

2) по нозологическому признаку с учётом локализации – ожоговое отделение, гематологическое отделение,

3) по разделам хирургической патологии – онкохирургия, гнойная хирургия,

4) по особенностям методик операций – пластическая хирургия,

5) по возрастным особенностям – детская хирургия.

Возникновению специализированных отделений способствуют социальные процессы урбанизации и необходимость повышения качества медицинской помощи населению. Но для создания специализированных отделений необходимы следующие условия – наличие специалистов, материально-техническое обеспечение и достаточное количество больных с данной патологией. Без этих непременных условий специализированное отделение не может функционировать.

Специализированными лечебно-диагностическим центрами называют больничные учреждения, предназначенные для оказания медицинской помощи по соответствующей специальности населению прикрепленной территории. Существуют следующие виды центров: областные, межобластные, региональные и государственные. Они организуются на базе клиник и крупных хирургических отделений для оказания высокоспециализированной помощи больным.

Деятельность центра осуществляется в следующих направлениях:

1) обеспечение населения прикрепленной территории специализированной медицинской помощью – стационарное лечение, консультативный приём;

2) оказание методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям – внедрение единых установок по вопросам диагностики и лечения;

3) совершенствование службы, подготовка кадров и повышение квалификации врачей.

Единое управление центром позволяет оперативно и квалифицированно решать диагностические и лечебные вопросы. Официально нормативы коечного фонда для центров не разработаны. Вопросами создания центров на определенной территории занимаются органы здравоохранения и администрация.

Общехирургические отделения организуются в составе районных и городских больниц. В данных лечебных подразделениях оказывается квалифицированная хирургическая помощь большей части населения нашей страны. В них лечат различные заболевания, но 65 % случаев приходится на оказание хирургической помощи ургентным больным. В настоящий момент можно констатировать, что данный вид медицинской помощи в общехирургических стационарах вполне доступен и организован вполне удовлетворительно. Это утверждение мотивировано тем, что в национальном проекте «Здоровье», об реорганизации данного вида деятельности, ничего не говорится.

Центральным подразделением хирургического стационара является палатное отделение, которое называется лечебным. Палатные отделения организуются на 60-80 коек. В некоторых случаях допускается открытие внутри хирургического стационара специализированного отделения на 25-40 коек (отделение хирургической инфекции). Отделение хирургической инфекции должно располагаться в непроходной секции, т.е., быть изолированным.

Палата – основное место нахождения пациента в лечебном учреждении. В палатах хирургического отделения на одну кровать отводится 7 м2. Большинство палат должны быть спланированы не более чем на четыре койки. Температура воздуха в отделении, должна соответствовать температуре 20-22 С0. Относительная влажность воздуха составляет 60%. Подвижность воздуха - около 0,15 м/с. Палаты должны быть оборудованы централизованной подачей кислорода, вакуумом и сигнализацией.

Пост палатной сестры – рабочее место, размещается в коридоре так, чтобы обеспечить хороший обзор палат. Расстояние от него до наиболее удаленной палаты не должно превышать 25 метров. Сестринский пост должен быть оборудован шкафами для хранения медикаментов, инструментов, предметов ухода и документации. Основными медицинскими документами сестринского поста являются: список пациентов, лист врачебных назначений, журналы сдачи дежурств и планируемого обследования пациентов. Дежурный пост палатной медицинской сестры устанавливается в общехирургическом отделении на 25 штатных коек, в ночной период времени на 40.

Процедурный кабинет – рабочее место медицинской сестры, где производится забор крови у пациентов для биохимического исследования, осуществляется внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов. Должность процедурной медицинской сестры устанавливается из расчета на 25 штатных коек общехирургического стационара. Занимаемая площадь этого структурного подразделения должна быть не менее 15 м2. Режим работы предусматривает строжайшее соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Холл - место отдыха пациентов и создания хорошего психоэмоционального настроения. Располагается в дали от операционных, перевязочных, диагностических и процедурных помещений. Оборудуется диванами, стульями, журнальными столиками, картинами. Здесь же проводятся санитарно-просветительные беседы.

Ординаторская – рабочее место врачей, используемое для оформления медицинской документации. Оборудуется и оснащается индивидуально, в зависимости от финансовых возможностей лечебно-профилактического учреждения.

Эпидемиологический режим в хирургическом стационаре осуществляется по трём направлениям: рациональное размещение пациентов, организация уборки отделения и диспансеризация персонала.

Взаимосвязь между течением любого патологического процесса и условиями нахождения пациента в настоящее время чётко обозначена и доказана. Возникновение осложнений является следствием нарушения основных правил при содержании лечебных учреждений, порождающим «госпитализм» - взаимное инфицирование пациентов при длительном пребывании их в лечебном учреждении. Размещение пациентов в палатах по половому признаку сомнений не вызывает. Существующее одномоментное заполнение палат пациентами, которые поступают в плановом порядке, имеет преимущество, но не всегда соблюдается из-за ограниченных возможностей лечебного стационара. Данный вид заполнения палат существует в специализированных центрах и родильных домах.

Во всех случаях госпитализации больных необходимо соблюдать принцип профилизации палат на «чистые» и «гнойные». Контакт пациентов из разных отделений должен быть исключён. Недопустимо и увеличение числа коек в палатах, что отрицательно сказывается на оказании медицинской помощи и приводит к ухудшению санитарно-гигиенических условий. При формировании палат хирургического стационара нужно учитывать и общее состояние больных. Нельзя помещать пациентов в тяжелом состоянии в одну палату. Кроме того, при заполнении палат следует учитывать и психологическую совместимость больных.

Правильная организация уборки хирургического отделения относится к основным противоэпидемическим мероприятиям, приводящим к уменьшению риска взаимного инфицирования пациентов. Все помещения хирургических отделений подлежат уборке влажным способом с использованием дезинфицирующих средств. Уборка проводится два раза в сутки. Кроме того, все структурные подразделения стационара должны быть обеспечены приточно-вытяжной вентиляцией, озонированным и кондиционированным воздухом c использованием бактериальных фильтров. Диспансеризация персонала хирургического отделения проводится ежеквартально. Бактерионосители не допускаются к работе. Они направляются на лечение.

Приёмно-диагностическое отделение стационара. Существует два варианта размещения приёмного отделения – централизованный и децентрализованный. Централизованное приёмное отделение находится в главном корпусе лечебно-профилактического учреждения. Децентрализованная система приёма больных создаётся в тех лечебных учреждениях, где каждый корпус имеет отдельный приёмный покой.

В приёмном отделении выделяют три комплекса помещений: общие, диагностические, лечебные и санитарный пропускник.

К общим помещениям относятся – холл для ожидания, регистратуру, комнату для выписки пациентов, кладовую, комнату персонала и санитарный узел. Диагностические и лечебные помещения создаются в зависимости от коечного фонда медицинского учреждения. Сюда входят: смотровая комната, процедурная, перевязочная, пост медицинской сестры, комната для врачей, возможно наличие диагностических палат и экспресс лаборатории.

Санитарный пропускник необходим для проведения санитарной обработки пациентов, которая проводится под руководством медицинской сестры.

На приёмное отделение возлагаются следующие задачи:

1) оформление медицинской документации на поступающих больных, организация приема и выписки, учёт движения пациентов по больнице в целом;

2) первичное обследование пациентов, сортировка и направление их в различные подразделения лечебного учреждения, оказание экстренной помощи;

3) санитарная обработка поступающих в лечебное учреждение;

4) связь с другими лечебными учреждениями и оповещение соответствующих организаций о травмах, дача справок о поступающих больных.

В лечебных учреждениях до 100 коек приёмное отделение не предусмотрено. Приём пациентов возлагается на средний медицинский персонал палатных отделений. Лечебные учреждения с коечным фондом более 150, приёмное отделение организуется со штатом среднего и младшего медицинского персонала. Приёмное отделение рассчитывают на поступление в течение суток 8% больных от общего числа коек стационара. Режим работы в приёмном отделении круглосуточный.

Длительность пребывания пациента в приёмном отделении не должна превышать 60 минут. Если возникает необходимость в проведении реанимационных мероприятий у тяжелобольных или вызова консультанта, этот временной период может увеличиваться.

На каждого госпитализируемого пациента заводится медицинская карта стационарного больного (форма 003/у), карту выбывшего и из стационара, а сведения о нём заносятся в журнал приёма больных и в алфавитный журнал.

Сведения о пациентах, которые не нуждаются в стационарном лечении, заносятся в журнал отказов в госпитализации.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ü Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.

ü Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.

ü Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

ü Врачам стационарных лечебно-профилактических учреждений: Информационное сообщение под редакцией В.И.Стародубцева. –2006. –62 c.

ü Общий уход за хирургическими больными. Учебное пособие/ Под ред. Е.М.Мохова, -Тверь, -1999, -136 с.

ü Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

ü Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. –Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

ü Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

ü Старченко А.А., Комарец С.А., Курило И.Н. и др. Контроль качества медицинской помощи: медико-правовая терминология //Вестник национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. –2007. –Т.2. –№2. –С. 109-114.

ü Степанов А.А. Организация работы лечебно-профилактического учреждения //Под ред. В.И.Стародубцева. –М. –2006. –464 c.

ü Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. –М: МИА. –2007. –496 с.

ü Уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие / А.Н.Беляев, С.А.Козлов и др. –Саранск, -Изд-во Мордовского ун-та, -2003, -136 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: