Политико-правовые идеи раннего христианства




Христианство - мировая религия, которой принадлежит важное место в истории человечества, в том числе в истории политико-правовой мысли.

<QUEST8< FONT>Христианство возникло в I в.н.э. в римской провинции Иудее. За пять столетий (I-V вв.) оно из учения небольшой иудейской секты выросло в космополитическую религию Средиземноморья.

Большое влияние на христианство оказало ведущее направление той эпохи - стоицизм (особенно римский). Но особое влияние на христианство оказала иудейская религия, которая возникла более трех тыс. лет назад. Священные тексты иудаизма (Библия) создавались с XII по II вв. до н.э.

Согласно Библии суть исторического развития состоит в том, что оно постоянно стремится к своей высшей точке, к установлению царства божьего на земле. Царство божье ждет тех, кто делает добрые дела; их же ждет и воскрешение.

Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом Иеговой для установления справедливости. В Ветхом завете говорится, что мессия должен происходить из рода царя Давида. Иисус Христос и был таким мессией.

Раннее христианство было прежде всего религией, обращенной не только к страждущим и обремененным, а ко всем людям - независимо от звания, чина, титула, знатности, богатства, национальности и возраста. Правда, необходимо было соблюдать одно условие - чтобы все они проявляли добрую волю и веру в Иисуса Христа. Христианство обращалось ко всем людям, проповедуя равенство во грехе, искуплении и воздаянии. Даже к мытарям и самым отъявленным грешникам нисходит Иисус как их врачеватель.

По мере распространения христианства первоначальные тенденции этого вероучения исчезли, и наиболее характерными его идеями стали непротивление злу насилием, признание частной собственности, повиновение государственной власти, покорность рабов своим господам и подчинение женщины мужчине.

Эти идеи высказывались еще самим легендарным основателем христианства Иисусом Христом, который призывал лояльно относиться к государственной власти («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу") (Евангелие от Матфея).

Принцип покорности властям четко выражен в посланиях апостольских. В первом послании Петра говорится: "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия".21 Во втором послании Петр угрожает тем, кто «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших»,22 суровыми карами в день страшного суда.

Наиболее отчетливо отношение к государству и обществу выражено в учении апостола Павла. В своем послании к христианам римской общины он прямо требует безусловного повиновения государственной власти. Он дает знаменитую формулу: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».23

Павел пишет, что представителям власти следует повиноваться не за страх, а за совесть:24 надо совершать даже молитвы за царей, всех начальствующих. Павел санкционирует социальное неравенство, говоря, что одна слава - для солнца, другая - для луны, и даже звезды разнятся по славе.

Данные положения стали основополагающими и открыли путь сначала для признания христианства наряду с другими религиями (Миланский эдикт 313 г.), а затем превращения христианства в господствующую религию.

Такое же отступление от первоначальных идей можно встретить и в сочинениях «отцов» церкви. Правда, они призывали к повиновению власти римских императоров с тем условием, что цезарь не может вмешиваться в дела религии и требовать от христиан поклонения себе, как богу.

Как известно, Константин стал первым христианским императором, который получил благословение церкви.

Таким образом, проблема соотношения светской и духовной власти стала основой для политико-правовой мысли на многие века.

В разных государствах она разрешалась по-разному: например, в Восточной Римской империи Юстиниан в V в. провозгласил себя высшей властью в церкви. На Западе не произошло подчинение церкви государству. В V-VI вв. на Западе была выдвинута теория двух мечей, двух властей, которая исходила из дуализма человеческой природы. Человек обладает бренным телом и бессмертной душой. Стало быть, тело должно подчиняться земной, светской власти, а душа - небесной, церковной.

В идеале эти власти являются равными и не подчиняются одна другой, не сталкиваются и соприкасаются. Но на самом деле конфликты между ними были постоянными. Церковь, видя слабость королей, постоянно пыталась провозгласить свое верховенство. Для этого приводились следующие аргументы. Во-первых, вечная, загробная жизнь важнее земной, а значит и духовная власть важнее светской. Во-вторых, церковь являлась силой, объединяющей всех христиан, все государства, и, следовательно, была «поставленой» над отдельными императорами и государями.

Христианство наряду с этими идеями выдвинуло и ряд новых идей, ранее не известных. Основная из них - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит полностью государству, а человек не является полностью подчиненным полису, «поглощенным» им. У человека появляется право, не зависящее от государства, - право на бессмертие. Таким образом, возникает определенная «автономия» личности, которая может «расширяться».

Если есть две власти, то какой из них следует подчиняться - вот еще один вопрос, которой ставится перед личностью. Следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы? Большинство христиан полагали, что следует повиноваться, но не беспредельно. Если повеление противоречит вере, оно не связывает христианина. Стало быть, вполне возможно и убийство тирана.

В христианских общинах не было единства, а, напротив, шла борьба между различными сектами по самым животрепещущим вопросам, в том числе и по вопросу о собственности. Такой спор внешне возник в связи с постановкой вопроса об организации христианских общин, в которых ко II в. стала складываться церковная иерархия.

Епископы, пресвитеры и диаконы претендовали на привилегированное положение в общине. Против таких притязаний выступали Монтанисты (объявленные "еретиками") и другие секты. Представители этих сект требовали восстановления первоначальной демократической организации общин.

Церковный писатель Ириней, представлявший интересы аристократии в христианских общинах, пытался дать теоретическое оправдание притязаниям священнослужителей на особое положение в церкви и требовал предоставления неограниченной власти епископам в правлении общиной и признания за ними непререкаемого авторитета в делах веры.

Почти во всех христианских общинах победили сторонники Иринея. Они постарались убрать из христианского учения все, что могло возбудить ненависть к определенным сословиям. Таким образом, к IV в. сложилась "каноническая" литература, включавшая только те книги, которые были разрешены церковными правилами (канонами) для чтения и богослужения. Вся остальная литература, не вошедшая в "канон", была объявлена "ложной" и "отреченной" или тайной.

В противоположность неравенству, которое господствовало тогда в политико-правовой системе, христианство провозгласило принцип равенства людей независимо от их национального, социального, имущественного и политического положения.

Идея равенства возводится первохристианами к высшей трансцендентной сущности (Богу) и означает прежде всего равенство людей перед Богом как "наследников" и "детей Божьих", "напоенных одним Духом".

По мнению христиан, богатство является причиной порчи человека, является "корнем всех зол", оно закрывает дорогу к правде и свободе, "заглушает слово".

Осуждая имущих, идеологи раннего христианства призывают передать имущество беднякам. И в конечном итоге делают радикальный вывод о том, что необходимо обобществить имущество, отказаться от частной собственности. Таким образом, здесь прослеживаются идеи не только потребительского, но и общинного коллективизма.

К положениям раннего христианства о царстве, равенстве, свободе, норме труда и распределения, ликвидации частной собственности обращались прогрессивные движения средних веков, а также политические мыслители Нового времени, в том числе представители утопического социализма.

 

§ 5. Политико-правовые взгляды Аврелия Августина (354-430 гг.) Постепенно, с течением времени, христианство становится предметом особого внимания со стороны римских императоров, особенно в Византии: они оперируют к вопросам богословия, принимают личное участие в рассмотрении церковных споров и разногласий, ведут беспощадную борьбу со всякими "ересями". <QUEST9< FONT>В IV в. окончательно складываются официальное церковное вероучение и его политическая доктрина. Политическая доктрина христианства особенно ярко выражена в произведениях константинопольского епископа Иоанна Златоуста (345-430) и епископа Гиппонского (Северная Африка) Аврелия Августина (354-430). Аврелий Августин - автор известного произведения "О граде божьем", в котором изложены политические взгляды - выражены притязания церкви на господствующее положение в мире. По мнению Августина, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления являются следствием греховности человека. "Великое преступление" Адама и Евы, от которых происходит весь род человеческий, привело к изменению природы человека в «худшую сторону», за что человек повинен «греху и неизбежной смерти».25 Сама греховность предопределена замыслом Бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, подчеркивает Августин, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку. Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу, уточняет он. Человеческая свобода, следовательно, означает обреченность греху, а не возможность выбора между добром и злом, божьим и дьявольским. Само желание человека жить не "по человеку", а "по богу" порождается божьей благодатью, которая посылается только "избранным". Таким образом Августин разделяет весь род человеческий на два разряда: живущих «по человеку», по «плоти» и живущих «по богу», по «духу»26 и называет их "двумя градами". Одному граду суждено «вечно царствовать с богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».27 Вместе с тем, подчеркивает Августин, несмотря на то, что существует множество народов, которые живут по своим законам, все равно существует только "два града", состоящий из людей, живущих "по плоти" и "по духу". Граждан земного града «рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева божия, а эти - сосудами милосердия».28 В этой теории Августина можно увидеть положения Платона, говорившего о существовании в каждом государстве двух государств (богатых и бедных), представления стоиков о двух полисах (отдельном полисе-государстве и мировом, космическом полисе), манихейские идеи о борьбе двух начал (дьявольского и божественного). Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве "человека над человеком", в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение сложилось вследствие первородного греха и является "естественным порядком"29 человеческой жизни. Таким образом, "естественным" оказывается и рабство, хотя оно противоречит первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по богу». <QUEST10< FONT>Следовательно, "грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различные наказания соответственно винам согрешающих".30 Здесь Августин разрабатывает свою концепцию рабства (в греховности), в отличие от античной концепции рабства от природы. Естественный порядок земного мира, полагал Августин, носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено "царство небесное". Благочестивые получат "ангельскую жизнь", а нечестивые подвергнутся "вторичной смерти", ибо "все мы восстанем, но не все изменимся".31 Августин полагал, что до тех пор, пока не наступит второе пришествие Христа, необходимо соблюдать все земные социально-политические порядки, правда, только в том случае, если они не «противоречат религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога».32 Августин призывал правителей быть исполнителями божьего промысла и содействовать церкви в ее борьбе против всякого рода ересей. Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в Древности. Затем римско-католическая церковь использовала его положения для всемерного укрепления своих позиций и обоснования притязаний на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным. И сегодня он остается одним из столпов христианского вероучения.

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия"


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: