С 2017 года прогнозируется снижение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 104,4 млрд. рублей в 2019 году. 3 глава




Процесс обновления основных производственных фондов идет крайне медленно. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах)[13] снизился и составил в 2015 году 3,9 % (2014 год – 4,3 %). Коэффициент выбытия основных фондов[14] уже шесть лет подряд (2010 – 2015 годы) сохраняется на низком уровне – 0,7-0,8 %.

Основной поток инвестиций (более 70 % общего объема) направлялся в такие виды экономической деятельности, как транспорт и связь (2014 год – 21,4 %, 2015 год – 21,4 %), добыча полезных ископаемых (15,4 %, 18,5 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (19,4 %, 18,0 %), а также в обрабатывающие производства (15,0 %, 15,7 %).Анализ структуры инвестиций в основной капитал по обрабатывающим производствам свидетельствует о том, что большая их часть идет не в высокотехнологичные отрасли обрабатывающих производств[15], активное развитие которых может стать приоритетным в условиях перехода к конкурентоспособной импортозамещающей модели экономического роста, базирующейся на высокотехнологичных производствах, а в производство кокса и нефтепродуктов (2014 год – 3,5 % общего объема инвестиций в основной капитал, 2015 год – 3,5 %) и в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (1,8 %, 2,0 %).

Эти факты свидетельствуют о необходимости существенного увеличения инвестиций в основной капитал, направляемых на цели обновления и модернизации материально-технической базы российской экономики.

Указанные в материалах прогноза, а также отмечаемые Счетной палатой факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность, предопределяют наличие рисковв реализации намеченных прогнозов в инвестиционной сфере.

Вместе с тем анализ, проведенный Счетной палатой, показывает, что у российских предприятий и организаций имеются финансовые резервы для увеличения инвестиций в основной капитал. Так, в 2000 – 2015 годах объемы финансовых вложений предприятий и организаций существенно превышали объемы инвестиций в основной капитал. При этом указанное превышение практически постоянно увеличивалось и в 2015 году почти в 9 раз. Следует также отметить, что долгосрочные финансовые вложения, являющиеся одним из основных потенциальных ресурсов для инвестирования в основной капитал, имеют в структуре финансовых вложений очень незначительный удельный вес, составивший в 2015 году лишь 10,9 % общего объема финансовых вложений (в 2014 году – 12,5 %).

Динамика финансовых вложений и инвестиций в основной капитал в 2000 – 2015 годах представлена на следующем графике.

При этом в экономике постоянно ощущается недостаток инвестиций как на развитие и модернизацию производства в рамках осуществления программ импортозамещения, так и на реализацию инвестиционной модели развития российской экономики. Для стимулирования предприятий и организаций к вложению финансовых средств в инвестиции в основной капитал представляется целесообразным предложить Правительству Российской Федерации разработать и реализовать комплекс соответствующих мероприятий, касающихся изменения налогового законодательства и ряда других мер, направленных на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

Анализ прогноза показывает, что начиная с 2017 года предусматривается изменение негативной тенденции снижения по ряду основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, и переход на траекторию их роста.

После снижения реальных располагаемых доходов населения в целом за 2014 – 2016 годы на 10,3 % (в 2014 году - на 0,7 %, в 2015 году - на 4,3 % и в 2016 году - на 5,6 %, по оценке) предполагается их увеличение на 0,2 % в 2017 году, на 0,5 % в 2018 году и на 0,8 % в 2019 году, то есть за период 2017 – 2019 годов прирост составит лишь 1,5 %.

После снижения реальной заработной платы в 2015 году на 9 % ожидается ее увеличение в 2016 году на 0,3 % (по оценке). В плановом периоде предполагается увеличение реальной заработной платы в 2017 году на 0,4 %, в 2018 году - на 2,0 % и в 2019 году - на 1,6 %, то есть за период 2017 – 2019 годов прирост составит лишь 4,0 %, что не компенсирует ее падения в 2015 году.

Таким образом, прогнозируемые на плановый период темпы роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы не позволят достичь в 2019 году даже уровня 2014 года.

В соответствии с материалами базового варианта прогноза в бюджетном секторе экономики в условиях ограниченных финансовых возможностей государства предусматриваются следующие подходы к оплате труда. «Обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) до целевых уровней, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., будут выполнены не позднее 2018 года и в базовом и в базовом+ вариантах прогноза. В 2019 году предполагается сохранение достигнутых соотношений (заработной платы целевых категорий к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе). Во внебюджетном секторе по мере восстановления экономики рост заработной платы в прогнозный период будет ускоряться. При этом за счет целевых категорий работников бюджетной сферы пик роста придется на 2018 год».

В январе - сентябре 2016 года сохраняется негативная динамика ряда показателей, характеризующих жизненный уровень населения, что обусловлено наблюдаемым снижением общей экономической динамики, некоторым повышением уровня безработицы, а также отсутствием или пониженным уровнем (по сравнению с фактическим значением инфляции по итогам 2015 года) индексации социальных выплат в соответствии с положениями о публичных нормативных обязательствах, принятых в рамках Федерального закона № 359­ФЗ.

В январе – сентябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5,3 % (в январе – сентябре 2015 года – снижение на 4,2 %), а реальный размер назначенных пенсий сократился на 3,6 % (в соответствующем периоде 2015 года – на 4,0 %).

При этом реальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе – сентябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 0,4 % (в январе - сентябре 2015 года – снижение на 9,1 %).

В сфере занятости наблюдалось незначительное увеличение общей численности безработных по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Если в январе – сентябре 2015 года (в среднем за месяц) численность безработных составляла 4 228 тыс. человек, то в январе – сентябре 2016 года (в среднем за месяц) она увеличилась до 4 289 тыс. человек, или на 61 тыс. человек (на 1,4 %). Уровень безработицы в январе - сентябре 2016 года составил 5,6 % экономически активного населения, увеличившись на 0,1 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом 2015 года (5,5 %). При этом необходимо отметить, что в последние месяцы текущего года как общая численность безработных, так и численность безработных, официально зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, имеют тенденцию к снижению.

Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 октября 2016 года составила 3 658,0 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2016 года (3 572 млн. рублей) увеличилась на 86,0 млн. рублей (на 2,4 %). При этом просроченная задолженность по заработной плате после значительного роста в начале текущего года снижалась пять месяцев подряд, но в сентябре вновь начала расти. По состоянию на 1 октября текущего года по сравнению с 1 сентября просроченная задолженность по заработной плате увеличилась на 127 млн. рублей (на 3,6 %).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48 % приходится на обрабатывающие производства, 28 % - на строительство, по 6 % - на добычу полезных ископаемых и на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 5 % - на транспорт.

Из общей суммы невыплаченной заработной платы на задолженность, образовавшуюся в 2015 году,приходится 929 млн. рублей (25,4 %), в 2014 году и ранее - 574 млн. рублей (15,7 %).

Продолжающееся падение реальных располагаемых доходов населения оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса, снижение которого в сочетании с продолжающимся сокращением инвестиционного спроса негативно влияет на перспективы начала восстановительного роста экономики в текущем году.

Ухудшение динамики реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению с январем – сентябрем 2015 года происходило на фоне наблюдаемой стагнации потребительского кредитования. Объем кредитов и прочих средств, предоставленных физическим лицам со стороны банковского сектора, увеличился по состоянию на 1 октября 2016 года, по сравнению с началом года - лишь на 0,4 % (в соответствующем периоде 2015 года – снижение на 5,1 %). При этом просроченная задолженность по кредитам и прочим средствам, предоставленным физическим лицам, продолжает расти и по состоянию на 1 сентября 2016 года по сравнению с началом года увеличилась на 6,1 % (в соответствующем периоде 2015 года – прирост на 28,8 %).

По мнению Счетной палаты, существуют риски недостижения запланированного роста в 2017 – 2019 годах по показателям реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы, что обусловлено существующей вероятностью сохранения более низких темпов роста российской экономики по сравнению с прогнозируемыми и может оказать негативное влияние на показатели, характеризующие уровень жизни населения.

В отношении пенсий отметим, что их прогнозируемая отрицательная динамика не предполагает улучшения материального положения пенсионеров в плановом периоде.

В соответствии с материалами базового варианта прогноза «в 2017 – 2019 годах страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. В течение всего прогнозного периода в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней будут выплачиваться без учета индексации. В случае прекращения пенсионером трудовой деятельности выплата пенсии осуществляется с учетом всех произведенных индексаций. В январе 2017 г. дополнительно предусмотрена единовременная выплата всем пенсионерам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в размере 5 тыс. рублей».

В соответствии с прогнозом динамика реального размера среднегодовых пенсий составит (в % к предыдущему году): в 2017 году – 99,6 %, в 2018 году – 99,2 %, в 2019 году – 99,1 % (в 2016 году, по оценке, – 96,1 %), то есть к 2019 году уменьшится на 9,4 % по сравнению с 2014 годом; соотношение среднего размера страховых пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера, составлявшее в 2015 году 154,4 %, сократится до 144,1 % в 2019 году. Кроме того, прогнозируется снижение соотношения величины среднего размера страховых пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (с 36,1 % в 2015 году до 32,5 % в 2019 году, или на 3,6 процентного пункта).

В соответствии с базовым вариантом прогноза ожидается, что численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения увеличится в 2016 году по сравнению с 2015 годом и составит 13,9 %, в 2017 году – 13,9 %, в 2018 году снова возрастет и составит 14,1 % [16] , а в 2019 году сократится до 13,9 %.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году составила 19,1 млн. человек, или 13,3 % общей численности населения, и по сравнению с 2014 годом (16,1 млн. человек) увеличилась на 3 млн. человек, или на 18,6 %. При этом столь значительного количества населения с доходами ниже величины прожиточного минимума не наблюдалось с 2006 года, в котором численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 21,6 млн. человек.

В первой половине текущего года численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума продолжала оставаться на высоком уровне. По данным Росстата, в январе - июне 2016 года численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 21,4 млн. человек, или 14,6 % общей численности населения, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в январе - июне 2015 года (21,7 млн. человек, или 15,1 % общей численности населения).

По расчетам Счетной палаты, для достижения оцениваемой в прогнозе численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения в 2016 году на уровне 13,9 % в июле – декабре 2016 года она должна снизиться до 13,2 %. При этом с учетом наблюдаемого в настоящее время продолжения снижения реальных располагаемых денежных доходов населения существуют определенные риски большего значения показателя численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения по итогам 2016 года по сравнению с ожидаемым по прогнозу значением.

В соответствии с материалами прогноза доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в 2019 году останется на уровне 2016 года (13,9 %).

Таким образом, прогнозируется, что в 2019 году примерно 20,5 млн. человек (расчетно) будут получать доход меньше величины прожиточного минимума (фактически находиться за чертой бедности), что на 1,4 млн. человек больше, чем в 2015 году (19,1 млн. человек), что, по нашему мнению, требует разработки и реализации комплекса дополнительных мер по повышению уровня жизни населения, в том числе наименее обеспеченной его части и должно стимулировать внутренний потребительский спрос в целях выхода российской экономики на траекторию роста.

В заключении Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета в 2015 году отмечалось, что Правительству Российской Федерации при подготовке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и при формировании проекта федерального бюджета на очередной плановый период необходимо предусмотреть различные варианты мер поддержки экономики и населения, механизмы государственной поддержки в отношении отдельных социальных групп, а также оценки их последствий для экономического роста и реальных доходов населения. Однако в представленном прогнозе указанные вопросы не нашли отражения.

2.8. Уровень инфляции в октябре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составил 4,5 %, что значительно ниже, чем в соответствующем периоде 2015 года (11,2 %).

Снижение инфляции в январе – октябре текущего года обусловлено продолжающимся сжатием потребительского спроса из-за снижения реальных располагаемых доходов населения, укреплением курса национальной валюты на протяжении большей части рассматриваемого периода, умеренно-жесткой денежно-кредитной политикой Банка России.

Необходимо отметить, что в августе в текущего года, впервые за пять последних лет (с сентября 2011 года), месячная инфляция не увеличилась, то есть составила 0 %. При этом в конце июля и в первую неделю августа текущего года отмечалось даже снижение инфляции/дефляция (на 0,1 % еженедельно), наблюдаемое впервые с августа 2011 года. Снижение инфляции в значительной степени было обусловлено сезонным удешевлением плодоовощной продукции.

В целом по продовольственным и непродовольственным товарам, а также по услугам зафиксированы значительно более низкие темпы роста цен по сравнению с январем - октябрем 2015 года.

Рост цен на продовольственные товары составил в октябре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года 3,2 %, что на 8,2 процентного пункта ниже, чем в соответствующем периоде 2015 года (11,4 %).

В октябре текущего года по сравнению с декабрем 2015 года непродовольственные товары подорожали на 5,8 %, что на 6,5 процентного пункта ниже, чем в соответствующем периоде 2015 года (на 12,3 %).

Рост цен и тарифов на услуги в октябре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составил 4,6 %, что на 4,7 процентного пункта ниже, чем в октябре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года (9,3 %).

Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце октября 2016 года составила 3 638,2 рубля из расчета на месяц и с начала года выросла на 1,8 %, что на 2,7 процентного пункта ниже уровня инфляции.

По расчетам Счетной палаты, для достижения ожидаемого, по прогнозу, уровняинфляции на 2016 год (5,8 %) за период с ноября по декабрь 2016 года он должен составить не более 1,2 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,53 %.

Однако существуют определенные риски повышения уровня инфляции в последние месяцы 2016 года, обусловленного сезонным ростом цен на плодоовощную продукцию, а также возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары из-за существующей вероятности повышения цен на ряд продовольственных товаров на мировом рынке.

В сентябре текущего года продолжился рост цен на ряд продовольственных товаров на мировых рынках, что выразилось в росте среднего значения индекса продовольственных цен, рассчитываемого продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO)[17], которыйв сентябре 2016 года составил 170,9 пункта и увеличился почти на 5 пунктов (на 2,9 %) по сравнению с показателем августа (166 пунктов) и на 15,6 пункта (на 10 %) относительно соответствующего показателя прошлого года (сентябрь 2015 года – 155,3 пункта). Значение индекса продовольственных цен FAO в сентябре текущего года является наивысшим с марта 2015 года. В сентябре показатели цен на все сырьевые товары, используемые при расчете индекса продовольственных цен FAO, кроме цен на зерновые, повысились; особенно выросли цены на молочную продукцию, масла и сахар. Среднее значение индекса цен на зерновые FAO в сентябре составило 140,9 пункта, что на 2,7 пункта (на 1,9 %) ниже показателя августа текущего года и на 8,9 % ниже уровня сентября прошлого года. Сентябрь стал третьим месяцем подряд, когда фиксируется снижение цен на зерновые, главным образом вследствие наличия в мире достаточного предложения, особенно экспортного. К снижению экспортных котировок привел как рекордный урожай пшеницы в этом году.

Кроме указанных рисками для дальнейшего снижения уровня инфляции являются возможное восстановление совокупного спроса, изменение сберегательного поведения потребителей и ряд внешних факторов, среди которых можно выделить ожидаемое повышение ставки ФРС, снижение нефтяных цен и, как следствие, ослабление курса рубля.

Прогноз уровня инфляции на 2017 – 2019 годы носит целевой характер и может быть достигнут в случае согласованных действий Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

На среднесрочный период инфляция прогнозируется на уровне (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) 4,0 % в 2017 году, 4,0 % в 2018 году и 4,0 % в 2019 году.

В 2017 – 2019 годах планируется разнонаправленная динамика потребительских цен по основным сегментам, наблюдаемым при исчислении уровня инфляции. Прогнозируется снижение прироста цен на продовольственные товары с 5,5 % в 2016 году (по оценке) до 4,3 % в 2017 году, до 3,7 % в 2018 году и до 3,5 % в 2019 году; на непродовольственные товары – с 6,5 % в 2016 году до 4,4 % в 2017 году с последующим увеличением до 4,8 % в 2018 году и до 5,0 % в 2019 году. Прирост цен (тарифов) на платные услуги населению должен, по прогнозу, снизиться с 5,4 % в 2016 году до 3,1 % в 2017 году с последующим увеличением до 3,4 % в 2018 году и до 3,6 % в 2019 году.

Таким образом, если по продовольственным товарам на протяжении всего планового периода прогнозируется снижение прироста цен, то по непродовольственным товарам и услугам населению после снижения прироста цен на указанные группы в 2017 году по сравнению с 2016 годом в 2018 – 2019 годах прогнозируется их повышение, что может негативно отразиться на инфляционных ожиданиях.

Динамика прироста потребительских цен по основным товарным группам представлена на следующем графике.

В достижении целевых уровней инфляции в 2017 – 2019 годах существуют определенные риски. На уровень инфляции может оказать негативное влияние прогнозируемое ослабление курса рубля к доллару США, в том числе возможно более существенное по сравнению с прогнозируемым уровнем. Сохраняются риски более существенного, чем прогнозируется, повышения цен на продовольствие на внутреннем рынке из-за возможного роста цен на продовольствие на мировом рынке. Дополнительное негативное влияние на инфляцию может быть обусловлено превышением роста тарифов на услуги организаций ЖКХ по сравнению с прогнозируемым уровнем.

Кроме того, как уже не раз отмечалось в материалах Счетной палаты, в российской экономике продолжают действовать факторы фундаментального характера, препятствующие более активному снижению инфляции и достижению ее целевого уровня, в том числе:

невысокий уровень конкуренции на внутреннем рынке инвестиционных и потребительских товаров (услуг), относительно мягкая антимонопольная политика и отсутствие жестких мер, блокирующих возможность картельного ценового сговора, недостаточное регулирование деятельности торгово-посреднических структур по вопросам ценообразования;

сложившаяся проинфляционная структура обязательных платежей в бюджет, где на долю косвенных платежей (НДС, пошлины, акцизы) приходится не менее половины поступлений;

физическая и моральная изношенность основных производственных фондов, ограничивающая возможности предприятий по сокращению производственных затрат и снижению себестоимости продукции;

относительно высокий уровень ставки банковского процента.

Эти факторы могут оказать влияние в среднесрочной перспективе на повышение уровня инфляции в России по сравнению с представленным в прогнозе.

Существенное влияние на уровень инфляции оказывает рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных монополий.

В соответствии с прогнозом «базовым подходом к установлению макроэкономических ограничений тарифов должен стать принцип долгосрочной (не менее 5 лет) индексации тарифов с ориентацией на уровень прогнозной инфляции с применением отраслевых коэффициентов эффективности («инфляция минус»). В 2017 году такой принцип предполагается интегрировать в систему тарифного регулирования инфраструктурных компаний».

Согласно представленному прогнозу регулируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги) отраслей инфраструктурного сектора для населения в 2017 – 2019 годах предлагается индексировать следующим образом.

По прогнозу, индексация тарифов для населения по газу составит в 2017 году 3,9 %, в 2018 году – 3,4 % и в 2019 году – 3,1 %, что соответственно на 0,1, 0,6, 0,9 процентного пункта ниже прогнозируемого значения уровня инфляции соответствующего года.

Индексация тарифов для населения по электроэнергии составит в 2017 году 5,0 %, в 2018 году – 5,0 %, в 2019 году – 5,0 %, что на 1 процентный пункт выше прогнозируемого значения уровня инфляции соответствующего года. При этом индексация тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения превысит рост сетевого тарифа для прочих потребителей на 2 процентных пункта, что в соответствии с материалами прогноза обусловлено «необходимостью сокращения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе».

Размер индексации тарифов для всех категорий потребителей за теплоснабжение составит в 2017 году 4,0 %, в 2018 году – 4,0 %, в 2019 году – 4,0 %, что соответствует прогнозируемому значению уровня инфляции соответствующего года.

Размер индексации совокупного платежа граждан за коммунальные услуги составит в 2017 году 4,0 %, в 2018 году – 4,0 %, в 2019 году – 4,0 %, что соответствует прогнозируемому значению уровня инфляции соответствующего года.

Индексация тарифов для населения по пассажирским перевозкам составит в 2017 году 4,0 %, в 2018 году – 4,0 %, в 2019 году – 4,0 %, что соответствует прогнозируемому значению уровня инфляции соответствующего года.

Таким образом, по прогнозу, предполагается, что и в 2017 - 2019 годахреализация политики сдержанного роста регулируемых тарифов в инфраструктурном секторе (на уровне, не превышающем прогнозный уровень инфляции на текущий год) будет положительно сказываться на темпах инфляции.

Планируемое ограничение роста тарифов организаций инфраструктурного сектора экономики на 2017 – 2019 годы на уровне, не превышающем прогнозный уровень инфляции (по принципу «инфляция минус»), является позитивным фактором, способствующим ограничению роста инфляции. Однако указанное ограничение может повлечь за собой недофинансирование инвестиционных планов компаний инфраструктурного сектора экономики, что может оказать дополнительное негативное влияние на динамику инвестиций в основной капитал в 2017 – 2019 годах.

В подтверждение этого вывода в материалах прогноза отмечается, что «среди рисков, возникающих в результате тарифных ограничений в инвестиционной сфере, следует выделить возможное дальнейшее сокращение объемов инвестиционных программ в сетевом комплексе электроэнергетики».

Превышение прогнозного уровня роста цен (тарифов) субъектов инфраструктурных монополий может оказать негативное влияние на инфляцию в перспективном периоде. В этой связи следует на основе постоянно осуществляемого мониторинга цен и тарифов в секторах инфраструктурных монополий выработать меры воздействия на организации инфраструктурных отраслей экономики в случае нарушения ими утвержденных границ повышения тарифов.

2.9. В соответствии с прогнозом индекс-дефлятор ВВП составит в 2017 году 104,6 %, в 2018 году – 104,1 %, в 2019 году – 104,5 % (по оценке, в 2016 году – 103,1 %).

Динамика изменения цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике.

Риски превышения прогнозных значений индекса-дефлятора ВВП обусловлены возможной динамикой роста цен сверх прогнозируемых значений на потребительские и инвестиционные товары, а также динамикой роста цен на основные товары российского экспорта и на импортные поставки высокотехнологичной продукции (по товарной группе «машины, оборудование и транспортные средства» на 2017– 2019 годы рост цен ожидается в среднем за год на уровне 0,7 %, 1,2 %, 1,1 % соответственно).

2.10. Оценка Банком России платежного баланса за январь – сентябрь 2016 года свидетельствует о продолжении тенденции к снижению положительного баланса счета текущих операций и торгового баланса по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на фоне заметного сокращения объемов оттока капитала из страны.

Профицит счета текущих операций составил 15,6 млрд. долларов США и снизился по сравнению с январем – сентябрем 2015 года (54,4 млрд. долларов США) на 38,8 млрд. долларов США, или в 3,5 раза.

Экспорт товаров в январе – сентябре 2016 года составил 199 млрд. долларов США и по сравнению с январем – сентябрем 2015 года (260,4 млрд. долларов США) снизился на 61,4 млрд. долларов США, или на 23,6 %, что связано с сохраняющейся в рассматриваемом периоде не вполне благоприятной конъюнктурой цен на мировом рынке на топливно-энергетические ресурсы, являющиеся основой российского экспорта.

Импорт товаров составил 135,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем – сентябрем 2015 года (142,1 млрд. долларов США) снизился на 6,2 млрд. долларов США, или на 4,4 %, что связано с наблюдаемым в январе - сентябре 2016 года продолжением сокращения внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а также в определенной степени с действующими взаимными санкциями и ограничениями с рядом зарубежных стран.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: