Постиндустриальное общество
С конца 60-х начинает развиваться теория постиндустриального общества, отличительными чертами которого называют массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Постиндустриальное общество начинает рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. В 70-е и 80-е годы концепция постиндустриального общества развивается главным образом как футурологическая и социологическая теория, призванная описать воздействие новейших информационных технологий на социум. Компьютер становится символом и одновременно материальным носителем технологической революции. Именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины XX века. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин «информационное общество», в общем-то, дублирующий понятие «постиндустриальное общество», и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека и, тем самым, определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие.
Постмодерн разрушил постулат "форма следует за функцией" и перестал делить категорично дизайн на "плохой" и "хороший", на "хорошую форму" и "китч", на "высокую культуру" и "обыденную".
В целом постмодерн был менее политичным художественным направлением, а тем самым более успешным, чем существовавшие в это время в дизайне радикальные течения, и получил достаточно скоро международное признание.
Начало постмодерна
Корни постмодерна берут свое начало в поп-культуре и радикальных течениях дизайна. Само понятие "постмодерн" в архитектурной теории начало употребляться с начала 70-х гг. В художественном формообразовании постмодерн обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, а часто и ироничности, к цитированию исторических стилей.
В Италии представителями постмодерна являлись миланские группы "Алхимия" (сер. 70-х) и "Мемфис" (нач. 80-х). В их работах прослеживаются исторические формы, популярная культурная линия, встречаются эклективные мотивы. При этом Мемфис понятию "постмодерн" предпочитал название "Новый интернациональный стиль".
Яркими представителями постмодерна стали архитекторы Роберт Вентури (Robert Venturi), Хельмут Джан (Helmut Jahn), Рикардо Бофилл (Ricardo Bofill), Чарлз Мур (Charles Moore), Роб Криер (Rob Krier), Майкл Грейвс (Michael Graves), Альдо Росси (Alclo Rossi), Ханс Холляйн (Hans Hollein). Многие из них работали и в области дизайна, пополнив мировую галерею икон дизайна произведениями в стиле постмодерн.
Волна ориентированных на продажу изделий постмодерна в 30-х гг. переполнила рынок. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодерн продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, и в конце концов стал всего лишь ее частью. Постмодерн создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Без постмодерна в конце XX века не стали бы возможными последующие за ним поиски яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью.
СТИЛЬ "МЕМФИС". НОВЫЙ ДИЗАЙН
В 80-е гг. значительно ускорились темпы и расширился масштаб технического, экологического и культурного развития общества. Этим 80-е значительно отличались от всех предыдущих десятилетий. 80-е годы стали десятилетием дизайна. Дизайн начал играть ключевую роль не только в маркетинге и рекламе, но и в организации "личного жизненного стиля" потребителя. Дизайн предстал большим "спектаклем" выставок и массовой информации. Дизайнеры нового поколения уже больше не были только придатком определенных фирм, а сами стали успешными "media-stars".
Группа "Мемфис"
В 1981 г. Эторе Сотсас, Андрэ Бранзи и Микеле Де Лукки основали группу "Мемфис" как отделение студии "Алхимия". Затем "Мемфис" покинул студию из-за расхождения во взглядах с ее руководителем Алессандро Мендини: общее интеллектуальное направление и художественная атмосфера студии представлялась лидерам "Мемфиса" чересчур пессимистичными. Во главе своей деятельности "Мемфис" ставил отношения между объектом и потребителем. При этом в отличие от "Алхимии" ориентация была не на манифесты, проекты-провокации, радикально порывающиеся связи с функционализмом, а на массовое производство. Быстрая смена моды в постмодернистском обществе стала стимулом для творчества "Мемфиса".
В своем творчестве "Мемфис" ориентировался на будничность жизни. Он перенес цветной ламинат из баров и кафе-мороженных 50-х и 60-х в жилые дома. Этот материал - метафора вульгарности, бедности и плохого вкуса был стилизован как "мир будней" и стал новым "культурным носителем". Из повседневности был повзаимствован и декор: комиксы, фильмы, движение панков или китч. Все это представлялось кричаще пестро либо в слащавых пастельных тонах, наиграно, образно и шутливо. Такими формами дизайнер стремился вызвать спонтанную связь между объектом и потребителем. При этом утилитарные качества предметов зачастую отодвигались на второй план.
Также стекло, сталь, оцинковка, алюминий как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Многие из объектов выглядели как детские игрушки или экзотические экземпляры. Использовались коллажи, в которых на первый план выдвигалась декоративность и принцип хаоса. В этом виделась параллель раскрепощенности и мобильности общества эпохи постмодерна.
В своей деятельности "Мемфис" использовал новые знания в области социологии и маркетинга: стремились не просто снабжать рынок, а адресно с ориентацией на определенные социальные группы и структуры, с учетом их традиций и характера взаимоотношений. В итоге это привело как в эстетическом, так и концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.
Популярность работ группы стали толчком для развития в 80-е гг. "нового дизайна" одновременно они стали образцом дляплохих копий бездарных подражателей.
В конце XX в., когда произошло насыщение кричащими цветами и "косыми" формами влияние "Мемфиса" начало терять свою силу.
В разное время в "Мемфисе" работали известные архитекторы и дизайнеры из различных стран: Матео Тун, Майкл Грейфс, Арата Исозаки, Широ Курамата, Джавье Марискал.
Влияние "Мемфиса" вряд ли можно переоценить.
Дизайн 80-х - это, прежде всего, стиль "Мемфис". Абсолютная свобода самовыражения (допустимо все!) и проектный реализм - Формула "Мемфиса". Объекты Мемфиса радуют глаз - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. Если проводить аналогии образного языка Мемфиса с языком вербальным, то это не просто живая речь, а сленг, который может быть вульгарным, даже неприличным, но всегда исключительно выразителен и точен.
Новое направление было заявлено его создателями как «новый международный стиль». И, действительно, очень скоро стиль "Мемфис" стал самым влиятельным в мировом дизайне.
Новый дизайн
"Мемфис" отрыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн". Вместе с тем в Германии, Испании, Франции, Великобритании новый дизайн имел свои отличительные черты и пути развития. Общим для них всех было то, что они стремились к независимости от жесткого диктата индустрии и рациональности функционализма, отражали в предметном формообразовании и проектах ментальность большого города, веяния моды, влияние субкультур и обыденности. Их новаторством было то, что они впервые начали использовать средства массовой информации как своеобразный подиум для своей работы. Они устраивали презентации своих работ в музейных выставках, которые по посещаемости не уступали художественным.
"Новый дизайн" в Германии
Несмотря на широкое распространение в Европе в 60-70-е гг. поп-дизайна и радикальных его форм в Германии, в промышленности, институтах и высших учебных заведениях продолжали придерживаться функциональных догм "Хорошей формы". Однако уже в 70-е гг. функционализм стали вытеснять более богатыми и красочными формами. С конца 70-х здесь во многих городах работали молодые дизайнеры - недавние выпускники архитектурных, художественных и дизайнерских вузов, экспериментируя в области предметного и мебельного дизайна. Недовольные существующим "официальным" промышленным дизайном, образованием и условиями работы в дизайн-бюро они создавали отдельные экземпляры ручным ремесленным способом. Создавались необычные комбинации материалов: необработанный металл, полированная сталь или камень и бетон с деревом, резиной, плюшем или стеклом. Полузаготовки со строительного рынка использовались как мебель. Объекты должны были шокировать, заставлять задуматься о традиционном понятии "дизайн".
Течение "новый дизайн" было пестрым, охватывая от ироничных насмешек, необарокко и популярного китча до минималистичных проектов и концептуальных работ. Язык улиц и обыденности нашел отражение в работах многих немецких мастеров нового дизайна.
В конце 80-х "новый дизайн" в Германии был уже не столь провокационным как в начале. Однако, благодаря экспериментам, шоковой терапии, новой эстетике и новому опыту в проектировании были получены новые импульсы для промышленного и мебельного дизайна.
Англия - новая простота
Формы и материалы английского авангардного дизайна во многом были созвучны новому дизайну в Германии. Иначе чем итальянская группа "Мемфис" и элегантные французы "новые" британские дизайнеры работали с грубыми материалами, необработанной сталью и бетоном. Кроме того, отличия состояли и в особой простоте форм и применении материалов. Основными представителями "нового дизайна" в Англии являются Рон Арад, Джаспер Моррисон, Том Диксон.
"Новый дизайн" в Испании
Дизайн в Испании в 60-70-х гг. находился под влиянием немецкой "хорошей формы". В 80-е здесь произошел также поворот от функционализма, во многом, под воздействием радикального итальянского дизайна. Столица Каталонии, которая в то время была уже центром искусства и литературы стала теперь и городом дизайна.
Такому развитию благоприятствовало вступление Испании в ЕС, которое открыло испанской промышленности новые рынки спроса и сделало дизайн важным экспортным фактором. Определенным толчком в развитии нового дизайна стала и подготовка к олимпийским играм 1992 года, проекты оформления которых были выполнены уже в 1988 году.
К "новым" испанским дизайнерам относят О. Тусквита (О. Tusquets) и Л. Клотета (L. Clotet), которые участвовали еще в дизайн-форуме в Линце, П.Кортес (P.Cortes), архитектор А. Аррибос (A. Arribas) и дизайнер-график, автор эмблемы олимпиады Джавьер Маррискал.
Франция в начале 80-х гг. также находилась под влиянием группы "Мемфис". Подобно Германии и Италии во Франции также образовались авангардные дизайн-группы ("Немо", "Тотем"). Отличительной чертой нового французского дизайна от немецкого и британского, пожалуй, является его большая элегантность.
Новый французский дизайн здесь в первую очередь проявил себя в авангардной моде. Ярким представителем здесь является Жан Поль Готье, который обратившись к "вульгарным" материалам из порнографической области - резина, лак, кожа, - спровоцировал раскрепощенность и вседозволенность. Этим он подверг разрушению не только эстетическое, но и моральное табу. В его эксцентричные творения одевались такие поп-звезды, как Нина Хаген и Мадонна.
В дизайне мебели и предметном дизайне новой звездой стал Филипп Старк. Старк - один из немногих французских дизайнеров, достигших мировой известности. Он был творческим упрямцем и одновременно рыночным стратегом, который искусно самовыразился в дизайне рекламы. Старк в отличие от других представителей нового дизайна не интересовался жестами протеста и провокационными деталями. Старк изобретал хорошо продаваемые и достаточно недорогие предметы для массового серийного производства. Он заимствовал элементы из исторических стилей дизайна: обтекаемо-динамические линии, органически сформированные ручки, ножки стульев в югенд-стиле и др. Его проекты отличают также необычные комбинации материалов, как пластмасса и алюминий, плюш с хромом, сталь со стеклом. Спектр его работ простирается от сенсационных интерьеров до таких бытовых предметов, как бутылки для минеральной воды и зубные щетки. В этом смысле он при желании сравним с Раймондом Лоуи, который в коммерции был столь же удачлив.
Кардинальная идея разрабатываемого Старком в последние годы "биомеханического дизайна" - установление нового типа аффективной связи между человеком и вещью. Наступает время "синтеза органики и механики": вещь будущего, синтезируя свойства механических протезов (каковыми и являются в большинстве своем привычные для нас вещи) и медицинских эндопротезов, сможет "проникнуть" в человека, - Старк предлагал вообразить, например, "подкожные" часы. "Биомеханический дизайн" - это и возможность приказывать вещам взглядом, голосом, не прибегая к непосредственному физическому воздействию на них.
"ХАЙ-ТЕК" - СТИЛЬ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
"Архитектурностъ" машин к. XIX века сменилась в к. XX в. "машинностью" архитектуры. Если ранее форма машины как бы свидетельствовала о правомерности введения ее в среду человеческого бытия, то теперь всю среду намеревались формировать по образу и подобию машины. В результате в 80-х гг. выросло достаточно пестрое направление поисков "хай-тек", образованного ироничным сопряжением "high-style" ("высокий стиль") и "technologic".
Почти религиозное преклонение перед техникой в н. XX в. сменилось спустя чуть больше полувека игрой атрибутами технического века, игрой подчас абсурдной, зрелищем, полным двусмысленных намеков, не рассчитанным на почтительное восприятие.
Возникновение и становление "хай-тек" связано с развитием производственной архитектуры, которая после второй мировой войны была поставлена перед необходимостью создания технологически гибкого и подвижного сооружения, отсюда и раскрытие несущих конструкций и коммуникаций с целью ускорения их монтажа или демонтажа, дальнейшее облегчение ограждающих поверхностей, окраска конструктивно-технологических структур с целью эксплуатационного маркирования. Все эти приемы сделались "стилевыми" признаками "хай-тек".
Классические примеры «хай-тек»: музей Такасаки (А. Исодзаки), галерея визуальных искусств «Сайнсбери-центр» (Н. Фостер, 1980), Центр конгрессов в Западном Берлине (Р. Шюллер, У. Шюллер-Витте, 1979) «Гон-Конг-Шанхай банк» (Норман Фостер, 1981-1985) и здание "Лойдс оф Лондон" (Р. Роджерс, 1986).
"Хай-тек" в дизайне
Наряду с архитектурой с конца 70-х "хай-тек" завоевывает дизайн жилой среды. Его основным методом здесь становится использование промышленного оборудования. Жилой интерьер зачастую рассматривается как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей. Эксперименты в этом направлении имеют экономический подтекст: с одной стороны, в условиях нарастающих материальных затруднений, люди среднего достатка ищут пути устройства жилищ по методу "сделай сам", обращаясь подчас и к неожиданным средствам; с другой стороны, эта потребность искусственно стимулируется рекламой промышленных фирм, стремящихся найти новые рынки сбыта своей продукции.
"Хай-тек" пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или раздевалок в "бытовках". В обстановку жилищ стали вводить автобусные, самолетные и даже зубоврачебные кресла, в качестве бытовой посуды использовать лабораторное стекло.
В предметный дизайн хай-теком были привнесены новейшие индустриальные материалы и сборные элементы. В формообразовании мебели и других объектов дизайна использовались технические детали из военных или научных областей электронного технического оборудования.
Классическими примерами "хай-тека" в предметном дизайне являются система канцелярской мебели "Номос" Нормана Фостера (1987) и шкаф-контейнер Матео Туна (1985).
ДИЗАЙН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
XX век по праву считают веком дизайна. Дизайн стремительно вошел в жизнь человечества и за чуть более чем столетнюю историю существования превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности со своим научно-исследовательским аппаратом, арсеналом проектно-художественных средств. У дизайна появились свои «иконы» - классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна, возникли отделы дизайна в музеях искусств.
Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не трудился дизайнер. В сознании масс сегодня сформировались представления о дизайне как равноправной части культуры.
Миниатюризация изделий
В 80-е гг. происходит значительный технический прогресс в области микроэлектроники. Многие из известных устройств создавались на основе микрочипов в минимальных размерах, насколько это вообще было возможным. Компьютер из многотонного "вычислительного центра" стал эффективным и портативным универсальным прибором, свободно помещающимся на письменном столе и даже в дорожном кейсе.
Эволюцию миниатюризации в области электроники можно проследить на примере известной японской фирмы Sony - одного из лидеров и законодателей моды в области бытовой теле-, радиотехники.
Может показаться банальным: в больших городах Японии площадь уже давно является дефицитом, отсюда - маленькие квартиры, требующие соответствующей мебели и оборудования. Это обстоятельство сыграло далеко не последнюю роль в появлении в японской радиоэлектронике "хай-фай-центров" в виде компактной вертикальной стойки с комбинированными друг над другом модулями. Дальнейшее развитие этого метода довела японскую промышленность до технического совершенства и, в первую очередь, в микроэлектронике. Одним из лидеров в этом направлении стала фирма Sony. Постоянно используя новейшие достижения научно-технического прогресса, она выпускает первый транзисторный приемник (1955), который за 3 года уменьшился до размеров дамской сумочки. В 1966 году был разработан первый цветной видеомагнитофон.
В 1979 году директор компании Sony решился на выпуск кассетных плейеров Walkman. Появившееся в 80-х гг. это устройство на долгие годы изменило образ жизни, став одной из икон молодежной культуры. Оно дало возможность слушать музыку в метро, поезде и даже во время посещения магазина. Этот принцип был перенесен затем на телевизоры Watthman (1988), на видеомагнитофоны Camcorder(1983), на СД-технику Datadiscman (1991).
Развитие микроэлектроники привело к феномену, связанному с исчезновением предметов и функции в традиционном понимании. Эти самые важные факторы формообразования становятся незримыми. Если можно достаточно ясно определить функцию механической пишущей машинки, но функцию дискеты уже визуально определить невозможно, не говоря уже о более сложных миниатюрных процессорах. Одинаковые по внешнему виду агрегаты могут быть насыщены самыми различными функциями. В век микроэлектроники для дизайнеров ставятся совершенно новые задачи. Одной из них является помощь потребителю в осмыслении объекта, облегчение пользования этим объектом. Дизайнер занимается формообразованием, главным образом, внешней оболочки предмета (стайлингом). Центральной задачей становится формирование интерфейса между компьютером и человеком. Дизайн начинает все больше относиться не только к предметным формам, но и к организации неосязаемых процессов и информации.
Начиная с 80-х гг. компьютеры прочно вошли и в процесс дизайнерского проектирования. Преимущества современных компьютерных технологий состоят в красочности и наглядности изображений проектируемого объекта, в многократном сокращении времени на рутинную механическую работу, в получении более точной проектно-технической документации, а в целом - в большей гибкости проектного процесса.
Бум дизайна 80-х привел к заметному росту роли дизайна в современной предпринимательской политике. Большинство предметов массового потребления у различных фирм-изготовителей к началу 80-х гг. были уже технически зрелыми и имели приблизительно одинаковые цены при приблизительно одинаковом качестве. Дизайн оставался зачастую последним средством производителей в борьбе против конкурентов. Дизайн охватывал все больше и больше предприятий, становясь естественной составной частью их фирменного стиля: оформление продукции, носитель имиджа. Фирмы не только принимали определенную дизайн-политику, но и зачастую использовали существовавшие популярные дизайн-продукты. Они готовы были выпускать более цветные, косые и кривые формы, подписанные именем известного дизайнера, лишь бы увеличить спрос. При этом, чтобы удовлетворить множеству различных вкусов, необходим был стайлинг: индивидуализация внешней формы и деталей при неизменном техническом содержании.
Значимость дизайна как стратегического инструмента руководителей предприятий отразилась в новом понятии "менеджмент дизайна". Планирование продукта охватывает наряду с формой организационные, производственно экономические, юридические и рыночно ориентированные вопросы. Поле деятельности дизайнера расширяется: так, если сегодня говорят о фирменном стиле, то вместе с тем думают об оформлении рекламы, телефонных объявлений и программном обеспечении, причем ищется не суммарное большинство, а только существенное - то, что играет роль в индивидуализации и самовыражении предприятия. Многие самостоятельные дизайнерские бюро предлагают полный сервис, который, в особенности в деловых центрах и местах отдыха, выходит за границы оформления до организационных форм и форм общения.
Дизайн и экология. Ландшафтный дизайн
Современное представление о дизайнерской деятельности тесно связано с экологией. "Хороший" продукт должен сберегать окружающую среду и ресурсы. Энерго и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Потребители все более чутко реагируют на вопросы окружающей среды, заставляя дизайнеров размышлять больше о материалах и методах изготовления новых продуктов. Современные дизайнеры, вопреки распространенному их имиджу "декоратора и маркетинга", все больше демонстрируют социальные обязательства перед обществом и осознание окружающей среды. Экологический дизайн больше не довольствуется упрощенной альтернативной формулой: "джут вместо пластика", а производит комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются долговечными, легко перерабатываемыми и при этом выполнены на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Шкала новых экологических идей сегодня охватывает от съедобной упаковки из крахмала или вафли до полностью утилизируемого компьютера.
Экологический аспект во многом затронул и дизайн городской среды. Техногенная среда современных городов, их интенсивный рост вызвали серьезные экологические проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды, но и психологической изоляции человека, его оторванности от естественного природного окружения. Если первые являются прерогативой, в первую очередь, архитектуры и градостроительства, то проблемы психологического комфорта окружающего человека пространственной среды находятся в поле зрения дизайна городской среды. И сегодня дизайнерами разработан целый арсенал средств включения природных компонентов в пространственную среду города на локальном уровне. Примером могут служить мировой опыт создания высококомфортных пешеходных зон и улиц. Делаются попытки использования в организации высококомфортной городской среды неординарных средств из арсенала индустриального дизайна - кинетические установки, подогреваемые и движущиеся тротуары, эскалаторы, повышенный комфорт в уличной мебели и оборудовании, высокие технологии в обработке традиционных материалов.