Прогнозные показатели неналоговых доходов представлены в следующей таблице.




(млн. рублей)

Наименование Исполнение за 2015 год Оценка 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Отклонение
2017 год от оценки 2016 года 2018 год от 2017 года 2019 год от 2018 года
+/- % +/- % +/- %
                       
Неналоговые доходы 4 808 406,9 4 475 041,7 3 701 383,1 3 610 137,8 3 721 038,4 -773 658,6 82,7 -91 245,3 97,5 110 900,5 103,1
в том числе                      
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3 295 257,8 2 562 950,2 2 334 962,1 2 359 650,9 2 498 409,5 -227 988,0 91,1 24 688,7 101,1 138 758,6 105,9
из них                      
Вывозные таможенные пошлины 2 780 367,2 1 999 246,0 1 784 259,6 1 795 376,7 1 898 805,4 -214 986,3 89,2 11 117,0 100,6 103 428,7 105,8
из них                      
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 431 215,6 1 018 955,1 859 746,6 892 385,6 946 212,3 -159 208,5 84,4 32 639,0 103,8 53 826,7 106,0
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 552 536,1 484 812,4 501 067,1 497 459,7 540 713,7 16 254,7 103,4 -3 607,5 99,3 43 254,0 108,7
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 748 460,7 455 265,7 403 728,0 384 846,2 389 603,9 -51 537,7 88,7 -18 881,8 95,3 4 757,6 101,2
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 690 015,3 1 256 586,4 702 651,4 647 096,2 600 171,5 -553 935,1 55,9 -55 555,2 92,1 -46 924,7 92,7
из них                      
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации 259 772,0 899 877,7 483 481,6 463 181,3 432 577,0 -416 396,1 53,7 -20 300,3 95,8 -30 604,3 93,4
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 75 253,6 65 097,4 48 074,3 48 074,2 48 074,3 -17 023,1 73,8 -0,1 100,0 0,1 100,0
Доходы от управления средствами Резервного фонда 50 484,0 32 207,5 1 231,5     -30 976,0 3,8 -1 231,5      
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния 83 245,5 70 123,3 58 670,2 60 493,5 49 386,2 -11 453,1 83,7 1 823,3 103,1 -11 107,2 81,6
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 137 508,7 101 142,3 31 500,0 0,0 0,0 -69 642,3 31,1 -31 500,0      
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий 9 285,2 9 008,3 8 585,7 10 302,2 11 219,8 -422,6 95,3 1 716,5 120,0 917,6 108,9
Платежи при пользовании природными ресурсами 166 259,3 230 933,5 243 551,7 255 079,5 272 804,7 12 618,3 105,5 11 527,8 104,7 17 725,2 106,9
из них:                      
Платежи при пользовании недрами 41 548,7 52 360,5 40 593,9 43 149,3 51 391,2 -11 766,6 77,5 2 555,4 106,3 8 242,0 119,1
Утилизационный сбор 84 723,6 136 033,8 152 270,7 157 917,4 163 760,6 16 236,9 111,9 5 646,7 103,7 5 843,2 103,7
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 378 530,8 131 585,0 106 638,2 105 557,6 106 124,7 -24 946,9 81,0 -1 080,6 99,0 567,1 100,5
из них:                      
Доходы от оказания платных услуг (работ) 118 220,2 104 166,0 94 424,7 94 827,7 95 353,7 -9 741,3 90,6 403,1 100,4 526,0 100,6
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 107 848,4 87 574,6 79 270,0 68 606,5 74 543,7 -8 304,6 90,5 -10 663,5 86,5 5 937,2 108,7
из них:                      
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" 3 290,5 1 939,8 1 953,7 1 946,3 2 074,1 13,9 100,7 -7,4 99,6 127,7 106,6
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" 13 432,2 9 501,1 6 935,5 5 397,0 5 360,8 -2 565,6 73,0 -1 538,5 77,8 -36,2 99,3
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту "Харьягинское месторождение" 5 435,5 1 261,6 2 590,9 1 842,6 1 301,5 1 329,3 205,4 -748,3 71,1 -541,1 70,6
Доходы от выпуска материальных ценностей из государственного резерва 44 609,8 39 425,8 29 913,7 25 149,6 32 117,4 -9 512,2 75,9 -4 764,1 84,1 6 967,8 127,7
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции) 25 360,1 25 653,7 25 360,5 25 360,5 25 360,5 -293,2 98,9   100,0   100,0
Административные платежи и сборы 25 945,8 14 475,5 14 605,9 14 686,9 14 800,3 130,4 100,9 81,0 100,6 113,4 100,8
из них:                      
Исполнительский сбор 9 597,9 9 600,3 9 605,2 9 677,0 9 761,8 4,9 100,1 71,8 100,7 84,8 100,9
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 33 866,4 53 750,6 47 820,7 49 796,8 51 397,9 -5 929,9 89,0 1 976,1 104,1 1 601,1 103,2
Прочие неналоговые доходы 110 684,2 137 187,1 171 883,2 109 663,4 102 786,0 34 696,1 125,3 -62 219,7 63,8 -6 877,4 93,7

6.4.1. Динамика доходов от внешнеэкономической деятельности в 2016 - 2019 годах представлена в следующей таблице.

Показатели Оценка 2016 год* Прогноз
2017 год 2018 год 2019 год
Законопроект (2017-2019 гг.), млн. рублей 2 562 950,2 2 334 962,1 2 359 650,9 2 498 409,5
доля в неналоговых доходах, % 57,3 63,1 65,4 67,1
к предыдущему году, млн. рублей -732 307,6 -227 988,1 24 688,8 138 758,6
к предыдущему году, % 77,8 91,1 101,1 105,9
темпы роста к 2016 году, %   91,1 92,1 97,5
* Оценка за 2016 год в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ с учетом изменений.

6.4.1.1. Вывозные таможенные пошлины в 2017 году прогнозируются в объеме 1 784 259,6 млн. рублей, что на 214 986,3 млн. рублей, или на 10,8 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные пошлины составят 1 795 376,7 млн. рублей и 1 898 805,4 млн. рублей соответственно.

6.4.1.1.1. Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую в 2017 году прогнозируются в объеме 859 746,6 млн. рублей, что на 159 208,5 млн. рублей, или на 15,6 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные пошлины составят 892 385,6 млн. рублей и 946 212,3 млн. рублей соответственно.

Согласно расчетам, представленным в составе материалов к законопроекту, расчет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, экспортируемую в страны дальнего зарубежья, на 2019 год произведен по ставке вывозной пошлины на нефть сырую, экспортируемую в страны дальнего зарубежья, по цене 62,8 доллара США за тонну, в то время как ставка, рассчитанная в соответствии с пунктом 4 статьи 31. Федерального закона от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», должна составлять 62,0 доллара США за тонну.

Таким образом, по оценке Счетной палаты, в 2019 году имеются риски недопоступления вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в сумме 9 600 млн. рублей.

6.4.1.1.2. Вывозные таможенные пошлины на газ природный в 2017 году прогнозируются в объеме 501 067,1 млн. рублей, что на 16 254,7 млн. рублей, или на 3,4 %, больше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные пошлины составят в объеме 497 459,7 млн. рублей и 540 713,7 млн. рублей соответственно.

Согласно расчетам, представленным в составе материалов к законопроекту, расчет вывозной таможенной пошлины на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, на 2017 году произведен по цене 168,9 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2018 году – 164,9 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2019 году – 173,1 доллара США за 1 тыс. куб. м, что не соответствует макроэкономическим показателям Минэкономразвития России, в соответствии с которыми цена на природный газ, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, предусмотрена на 2017 год в размере 169,3 доллара США за 1 тыс. куб. м, на 2018 год – 161,7 доллара США за 1 тыс. куб. м, на 2019 год – 169,2 доллара США за 1 тыс. куб. м.

Кроме того, Минфин России производил расчет вывозной таможенной пошлины на газ природный, экспортируемый в страны СНГ за пределы государств – участников соглашения о Таможенном союзе (Молдавия) в 2017 году по цене 169,5 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2018 году – 155,2 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2019 году – 171,8 доллара США за 1 тыс. куб. м и вывозной таможенной пошлины на газ природный, экспортируемый на территорию Украины, в 2017 году по цене 169,3 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2018 году – 161,6 доллара США за 1 тыс. куб. м, в 2019 году – 171,7 доллара США за 1 тыс. куб. м.

Следует учесть, что в макроэкономических показателях отражены данные о цене на природный газ в целом для стран ближнего зарубежья без разбивки по странам. При этом, например, при средней цене на газ для ближнего зарубежья в 2017 году 122,5 доллара США за 1 тыс. куб. м для расчета пошлин по Молдавии и Украине применена цена на природный газ в размере 169,5 и 169,3 доллара США за 1 тыс. куб. м соответственно, что значительно выше средней цены для стран ближнего зарубежья.

По оценке Счетной палаты, в 2017 году имеются резервы поступления вывозной таможенной пошлины на газ природный в сумме 918,3 млн. рублей, в 2018 и 2019 годах риски недопоступления могут составить 8 821,7 млн. рублей и 11 629 млн. рублей соответственно.

6.4.1.1.3. Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, в 2017 году прогнозируются в объеме 403 728,0 млн. рублей, что на 51 537,7 млн. рублей, или на 11,3 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные пошлины составят 384 846,2 млн. рублей и 389 603,9 млн. рублей соответственно.

В расчетах вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, средневзвешенная ставка пошлины на «темные» нефтепродукты на 2018 год применена в размере 62,1 доллара США за тонну, в то время как средневзвешенная ставка, рассчитанная в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», составляет 62,0 доллара США за тонну.

Следует отметить, что в составе макроэкономического прогноза, представленного Минэкономразвития России, отсутствует информация по показателю «Экспорт отдельных видов товаров до 2019 года» в разрезе отдельных видов нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин автомобильный, прямогонный бензин, «темные» нефтепродукты), а также в разрезе стран ближнего зарубежья, необходимому для расчета необлагаемого объема. Таким образом, провести экспертизу расчета вывозной пошлины на товары, выработанные из нефти, не представляется возможным.

В расчетах к законопроекту Минфином России представлены расчеты в целом по прогнозируемым периодам без разбивки по месяцам, в то же время сделана ссылка, что «годовая сумма складывается из суммы месяцев рассматриваемого года», что делает невозможным провести экспертизу расчетов законопроекта в части прогноза по вывозным таможенным пошлинам.

6.4.1.2. Доходы (операции) по соглашениям между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2017 году прогнозируются в объеме 527 248,7 млн. рублей, что на 14 421,4 млн. рублей, или на 2,7 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят 539 682,8 млн. рублей и 573 306,2 млн. рублей соответственно.

Анализ расчетов прогноза поступлений ввозной таможенной пошлины, произведенных Минфином России и ФТС России, показал отклонения в применяемых исходных данных для расчета – налогооблагаемого объема импорта из стран СНГ. В состав данного показателя не включаются объемы импорта, ввозимые из стран ЕАЭС, в связи с чем в законопроекте показатель определяется расчетным путем исходя из доли импорта стран ЕАЭС в общем объеме импорта из стран ближнего зарубежья.

В составе макроэкономического прогноза Минэкономразвития России показатель «Объем импорта из стран СНГ (без учета стран ЕАЭС)» отсутствует. Таким образом, провести экспертизу расчета ввозной таможенной пошлины не представляется возможным.

Расчет к законопроекту произведен по периодам с 1 января по 31 августа и с 1 сентября по 31 декабря с использованием средневзвешенной ставки импортного тарифа для стран дальнего зарубежья в соответствии с Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2017 год в размере 5,2 % и 4,8 %, на 2018 год – 5,1 % и 4,6 %, на 2019 год – 5,1 % и 4,5 % соответственно. При этом средневзвешенная ставка импортного тарифа в целом по прогнозируемым периодам сложилась в 2017 году на уровне 5,0 %, в 2018 году – 4,9 % и в 2019 году – 4,8 %.

В то же время в соответствии с Основными направлениями таможенно-тарифной политики средневзвешенная ставка импортного тарифа в целом по прогнозируемым периодам определена на 2017 год в размере 5,1 %, на 2018 год – 5,0 % и на 2019 год – 4,9 %.

6.4.2. Динамика доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2016 - 2019 годах приведена в следующей таблице.

Показатели Оценка 2016 год* Прогноз
2017 год 2018 год 2019 год
Законопроект (2017-2019 гг.), млн. рублей 1 256 586,4 702 651,4 647 096,2 600 171,5
доля в неналоговых доходах, % 28,1 19,0 17,9 16,1
к предыдущему году, млн. рублей 566 571,1 -553 971,0 -55 555,2 -46 924,7
к предыдущему году, % 182,1 55,9 92,1 92,8
темпы роста к 2016 году, %   55,9 51,5 47,8
* Оценка за 2016 год в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ с учетом изменений.

Уменьшение поступлений в 2017 году по сравнению с уточненной оценкой 2016 года обусловлено планируемыми дополнительными поступлениями в 2016 году дивидендов АО «Роснефтегаз» по результатам продажи акций ПАО НК «Роснефть».

В материалах к законопроекту расчеты представлены не по всем видам доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Основные поступления по указанным доходам формируются за счет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; доходов от размещения средств федерального бюджета; процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета; процентов по государственным кредитам; доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий.

6.4.2.1. Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в 2017 году прогнозируются в объеме 483 481,6 млн. рублей, что на 416 396,1 млн. рублей, или на 46,3 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят 463 181,3 млн. рублей и 432 577,0 млн. рублей соответственно.

В соответствии с бюджетным законодательством главными администраторами данного вида доходов помимо Росимущества являются Росжелдор, Минобороны России, Управление делами Президента Российской Федерации. При этом основная часть прогнозируемого объема поступлений данного вида доходов на 2017 – 2019 годы в суммарном объеме 1 378 864,3 млн. рублей, или 99,97 %, приходится на Росимущество.

Анализ материалов, представленных одновременно с законопроектом, свидетельствует, что 14 крупнейших акционерных обществ (ПАО «Газпром», АО «Роснефтегаз», ПАО «Транснефть», ОАО «АК «Алроса», ПАО «Совкомфлот», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Аэрофлот», ОАО «Зарубежнефть», ПАО «РусГидро», ОАО «АИЖК», АО «Международный аэропорт Шереметьево», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Производственное объединение «Севмаш») обеспечат поступление в 2017 году 97,4 % указанных доходов, в 2018 и 2019 годах – 97,2 % и 94,6 % соответственно.

При этом основной объем поступлений в федеральный бюджет от перечисления дивидендов в 2017 году ожидается от 4 крупных плательщиков: ПАО
«Газпром» (171 330,0 млн. рублей), АО «РОСНЕФТЕГАЗ» (156 455,3 млн. рублей), ПАО «Транснефть» (75 325,0 млн. рублей), ПАО «Банк ВТБ» (18 200,0 млн. рублей), что составляет свыше 87,0 % общего показателя данного вида доходов на 2017 год.

Поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в плановом периоде прогнозируются Росимуществом в следующих объемах: на 2017 год – 193 831,7 млн. рублей, что на 3 888,4 млн. рублей, или на 2,0 %, больше ожидаемой оценки 2016 года (189 943,3 млн. рублей), на 2018 год – 166 746,1 млн. рублей, снижение поступлений по сравнению с 2017 годом на 27 085,6 млн. рублей, или на 14 %, на 2019 год – 169 150,4 млн. рублей, увеличение поступлений на 2404,3 млн. рублей, или на 1,4 %.

Расчет дивидендных поступлений на 2017 - 2019 годы осуществлен Росимуществом в соответствии с методикой прогнозирования, утвержденной приказом Росимущества от 23 августа 2016 г. № 298 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию прогнозов доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, на очередной финансовый год и плановый период» (далее – Методика прогнозирования), на основе представленных компаниями прогнозных показателей дивидендов исходя из норматива, определенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 774-р в размере 25 % чистой прибыли обществ по итогам работы за 2016 год, за исключением отдельных обществ, которые самостоятельно прогнозируют направление на выплату дивидендов в размере 50 % чистой прибыли общества.

По результатам замечаний Счетной палаты в части доработки критериев отбора крупнейших и прочих хозяйственных обществ в целях прогнозирования данного вида доходов, отмечается, что в отношении крупнейших организаций Росимущество внесло соответствующие изменения в Методику прогнозирования, определив, что к данной категории относятся общества, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, а также иные общества, получившие чистую прибыль в отчетном периоде в объеме 500,0 млн. рублей.

Критерии отбора иных обществ в целях построения прогноза поступления данного вида доходов по-прежнему не определены.

Согласно приказу Росимущества от 24 апреля 2015 г. № 170 «О внесении изменений в приказ Росимущества от 19 декабря 2014 г. № 506 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета территориальными органами Росимущества на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» за структурными подразделениями Росимущества и его территориальными управлениями по состоянию на 1 августа 2016 года было закреплено 1 607 акционерных обществ, фактически прогноз поступления дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, на 2017 год сформирован только по 219 акционерным обществам, в том числе по 68 крупнейшим и 151 иному акционерному обществу.

При этом при подготовке прогноза поступлений по данному виду доходов на плановый период 2017 - 2019 годов Росимущество запросило данные только у 28 крупнейших акционерных обществ, входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, и у 29 иных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. По остальным обществам прогнозные показатели формировались на основании утвержденных ранее стратегий развития обществ либо рассчитывались расчетным путем в соответствии с методикой прогнозирования, что отрицательно сказывается на достоверности показателей прогноза поступлений по данному виду доходов.

По мнению Счетной палаты, в целях построения прогнозов поступлений по данному виду доходов Росимуществу необходимо запрашивать данные у большего количества обществ, а в отношении формирования прогноза по крупнейшим обществам – направлять соответствующие запросы по всему перечню обществ, отнесенных к данной категории.

Прогнозные показатели по поступлению дивидендов на плановый период
2017 - 2019 годов установлены Росимуществом по 53 крупнейшим акционерным обществам (в 2018 году – по 51 обществу, в 2019 году – по 48 обществам) и по иным обществам. В отношении прочих акционерных обществ на период 2017 – 2019 годов объем поступлений ежегодно прогнозируется в размере от 820,9 млн. рублей в 2017 году до 888,1 млн. рублей в 2019 году.

При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р (в редакции от 20 июня 2016 г.) утвержден перечень акционерных обществ, которые начиная с отчетности за 2016 год в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» обязаны составлять, и (или) представлять, и (или) публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).

При этом установлено, что 7 обществ, включенных в указанный перечень, представили прогноз поступления дивидендов, рассчитанный на базе отчетности только по российским стандартам бухгалтерского учета, без применения расчетной базы по МСФО, в том числе: АО Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО Корпорация «Росхимзащита», ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», АО «Росгеология», ОАО «Росспиртпром», ОАО Производственное объединение «Кристалл», ОАО «Российские ипподромы».

При соблюдении указанными обществами требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ по составлению, представлению отчетности в соответствии с международными стандартами начиная с отчетности за 2016 год объем дивидендных поступлений в плановом периоде 2017 - 2019 годов по может быть скорректирован.

При этом в отношении ПАО Совкомфлот, ПАО «Банк ВТБ» прогнозные данные по поступлению дивидендов в 2017 году можно считать актуальными только в случае непринятия Правительством Российской Федерации решения о продаже части пакета акций, принадлежащего Российской Федерации.

Предусмотренные в законопроекте параметры доходов по Росимуществу превышают уточненный прогноз доходов Росимущества в связи с тем, что при формировании законопроекта были учтены решения Правительства Российской Федерации о перечислении в доход федерального бюджета не менее 50 % дивидендов от компаний с государственным участием, а также части прибыли ФГУП.

Наиболее существенные расхождения в параметрах прогноза поступлений дивидендов отмечаюся по следующим обществам: АО «Роснефтегаз», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Банк ВТБ».

Сравнительный анализ прогноза доходов федерального бюджета учтенного при формировании законопроекта по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, администрируемым Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, и прогноза доходов, представленного указанным главным администратором доходов федерального бюджета в Минфин России, в части выявления отклонений и причин их возникновения, приведен в приложении № 6 к настоящему заключению (для служебного пользования).

По оценке Счетной палаты, в 2017 году имеются резервы поступления дивидендных платежей в сумме 12 887,7 млн. рублей, в 2018 году риски недопоступления могут составить 2 303,1 млн. рублей, в 2019 году имеются резервы поступления – 4 056,2 млн. рублей. Суммарно объем дополнительных резервов доходов в 2017 - 2019 годах составляет 14 640,8 млн. рублей.

6.4.2.2. Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений), в 2017 году прогнозируются в объеме 7 473,8 млн. рублей, что на 463,1 млн. рублей, или на 6,6 %, больше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят 7 807,1 млн. рублей и 8 119,4 млн. рублей соответственно.

Оценка поступлений 2016 года сформирована в размере 7 010,8 млн. рублей, или 77,8 % уровня фактических поступлений предыдущего года, и не учитывает фактически достигнутого темпа роста за 9 месяцев текущего года (103,8 %). Исходя из сложившегося темпа поступления доходов за январь - сентябрь 2016 года (103,8 %) поступления 2016 года по результатам контрольного мероприятия оцениваются в размере около 8 870,0 млн. рублей, что на 1 859,2 млн. рублей, или на 26,5 %, больше прогнозных показателей на 2017 год (7 010,8 млн. рублей).

Удельный вес поступлений по указанным доходам по итогам 9 месяцев 2014 и 2015 годов составлял в фактических годовых поступлениях 70,1 % и 71,2 % соответственно. Удельный вес поступлений по указанным доходам по итогам 9 месяцев 2016 года в прогнозных значениях по данному виду дохода на 2017 год составляет 94,9 %, что свидетельствует о заниженной оценке поступлений.

Динамика поступления в 2014 - 2015 годах данного вида доходов в IV квартале по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составляет 105,1 % и 111,1 % соответственно. В 2016 году в соответствии с предлагаемым расчетом отношение прогноза поступления в IV квартале 2016 года к аналогичному периоду 2015 года составит 13,6 %, или минимальное значение за три последних года.

Исходя из изложенного резервы поступления данного вида дохода составляют в 2017 году 1 981,6 млн. рублей, в 2018 году – 2 073,8 млн. рублей, в 2019 году – 2 156,8 млн. рублей.

6.4.2.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (за исключением земельных участков), в 2017 году прогнозируются в объеме 2 247,0 млн. рублей, что на 131,6 млн. рублей, или на 5,5 %, меньше уточненной оценки 2016 года. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят 2 354,9 млн. рублей и 2 456,1 млн. рублей соответственно.

С учетом данных о фактических поступлениях по состоянию на 1 октября 2016 года в размере 2 224,5 млн. рублей и динамики поступлений за ряд лет прогноз поступления оценивается в размере порядка 2 960,0 млн. рублей, что на 581,4 млн. рублей превышает прогнозные показатели Федерального закона № 359-ФЗ с изменениями (2 378,6 млн. рублей).

Удельный вес поступлений по указанным доходам по итогам 9 месяцев 2014 и 2015 годов составлял в фактических годовых поступлениях 65,7 % и 73,7 % соответственно. Удельный вес поступлений по указанным доходам по итогам 9 месяцев 2016 года в прогнозных значениях по данному виду дохода, представленных в законопроекте, составляет 93,5 %, что свидетельствует о заниженной оценке поступлений.

6.4.2.4. Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), в 2017 - 2019 годах прогнозируются в объеме 711,4 млн. рублей, что на 247,1 млн. рублей, или на 25,8 %, меньше уточненной оценки 2016 года.

Оценка поступлений 2016 года сформирована в размере 958,5 млн. рублей, или 104,6 % уровня фактических поступлений предыдущего года.

Следует отметить, что по состоянию на 1 октября 2016 года, по данным Федерального казначейства, фактические поступления указанных доходов составили 959,4 млн. рублей с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года 144,3 %, что выше уточненной оценки 2016 года.

Администрирование указанных доходов в основном осуществляет Росимущество. Следует отметить, что причины снижения доходов в 2017 году относительно ожидаемых поступлений 2016 года в пояснительной записке к прогнозу поступлений доходов на 2017 – 2019 годы Росимуществом не представлены.

Таким образом, по оценке Счетной, палаты прогноз поступлений на 2017 год с учетом оценки поступлений 2016 года и сложившейся положительной динамики поступлений данных доходов за предыдущие годы может составить 965,0 млн. рублей, на 2018 год – 965,0 млн. рублей, на 2019 год - 965,0 млн. рублей. Резервы поступления доходов в 2017 – 2019 годах составляют 253,6 млн. рублей ежегодно.

По оценке Счетной палаты, дополнительные доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2017 году составят 15 122,9 млн. рублей, в 2018 году – 24,3 млн. рублей, в 2019 году – 6 466,6 млн. рублей.

6.4.3. Динамика доходов от уплаты платежей при пользовании природными ресурсами в 2016 - 2019 годах приведена в следующей таблице.

Показатели Оценка 2016 год* Прогноз
2017 год 2018 год 2019 год
Законопроект (2017-2019 гг.), млн. рублей 230 933,5 243 551,7 255 079,5 272 804,7
доля в неналоговых доходах, % 5,2 6,6 7,1 7,3
к предыдущему году, млн. рублей 64 674,2 12 618,2 11 527,8 17 725,2
к предыдущему году, % 138,9 105,5 104,7 106,9
темпы роста к 2016 году, %   105,5 110,5 118,1
* Оценка за 2016 год в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ с учетом изменений.

6.4.3.1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2017 - 2019 годы прогнозируется в сумме 754,5 млн. рублей ежегодно, что на 259,4 млн. рублей, или на 25,6 %, меньше ожидаемой оценки поступлений в 2016 году.

Расчет указанной платы произведен на основе прогнозируемых объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов) и ставкок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», в году, предшествующем прогнозируемому (срок уплаты за предыдущий год – 1 марта прогнозируемого года). Указанным постановлением предусмотрен рост ставок платы за негативное воздействие в 2017 году по сравнению с 2016 годом в 1,043 раза. На 2018 и 2019 годы рост ставок не предусмотрен.

По сравнению с 2016 годом поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году снизится в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми предусмотрено внедрение механизмов экономического стимулирования мероприятий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий. Кроме того, в соответствии с новой редакцией указанного Федерального закона при исчислении платы исключается коэффициент 2 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

6.4.3.2. Платежи при пользовании недрами на 2017 год прогнозируются в сумме 40 593,9 млн. рублей, что на 11 766,6 млн. рублей, или на 22,5 %, меньше ожидаемой оценки поступлений в 2016 году. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят объеме 43 149,3 млн. рублей и 51 391,2 млн. рублей соответственно.

Снижение поступления доходов в 2017 году по сравнению с оценкой 2016 года обусловлено поступлением в 2016 году непрогнозируемых разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр федерального значения (в т.ч. по аукциону, прошедшему 15 июня 2016 года на право пользования участком недр федерального значения на месторождениях Ванейвисский и Лаявожский, Ненецкий автономный округ).

6.4.3.3. Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (кроме участков недр местного значения) на 2017 – 2019 годы прогнозируется в размере 214,8 млн. рублей ежегодно, что на 9,0 млн. рублей, или на 4 %, меньше уточненной оценки 2016 года.

При этом согласно данным Федерального казначейства по состоянию на 1 октября 2016 года в бюджет зачислено 249,2 млн. рублей, что выше оценки, учтенной в законопроекте.

Учитывая фактические поступления резерв поступления доходовв 2016 году может составить 149,3 млн. рублей, в 2017 - 2019 годах – 143,4 млн. рублей ежегодно.

6.4.3.4. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения), на 2017 год прогнозируются в сумме 39 524,3 млн. рублей, что на 7 055,9 млн. рублей, или на 15,1 % меньше ожидаемой оценки поступлений в 2016 году. В 2018 и 2019 годах указанные доходы составят 42 033,1 млн. рублей и 50 225,7 млн. рублей соответственно.

Сложившиеся за ряд лет темпы поступлений свидетельствуют о заниженной оценке поступлений 2016 года.

Поступления по данному доходному источнику по состоянию на 1 октября 2016 года составили 45 790,5 млн. рублей. Удельный вес поступлений по указанным доходам по итогам 9 месяцев 2013 - 2015 годов составил 96,9 %, 65,5 % и 87 % соответственно. Удельный вес поступлений по указанному доходу по итогам 9 месяцев 2016 года в прогнозных значениях, представленных в законопроекте, составляет 98,3 %, что свидетельствует о заниженной оценке поступлений. Таким образом, с учетом динамики платежей за ряд лет, оценки поступлений текущего финансового года, количества проведенных конкурсов (аукционов) по сформированным перечням участков недр по углеводородному сырью, твердым полезным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: