Госпрограмма «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы




7.2.11.1. Госпрограмма «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы (далее – ГП-14) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 301.

Срок реализации: 2013 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем ГП-14 является Минобрнауки России, соисполнителем - Минэкономразвития России, участников - 20.

В проекте паспорта ГП-14, представленном в материалах к законопроекту (далее - проект паспорта ГП-14), ответственным исполнителем является Минобрнауки России, соисполнителем – Минэкономразвития России, участников – 20.

Законопроектом бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию ГП-14 предусмотрены 7 главным распорядителям бюджетных средств.

7.2.11.2. Проект паспорта ГП-14 не в полной мере учитывает основные положения стратегических документов Российской Федерации.

Так, значения показателей, предусмотренных в паспорте ГП-14, не в полной мере соответствуют значениям, установленным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:

удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), проектом паспорта ГП-14 на 2016 год определен в размере 2,19 %, на 2017 год – 2,22 %, на 2019 год – 2,41 %, что не соответствует целевому показателю Стратегии инновационного развития: 2016 год – 2,5 % с увеличением к 2020 году до 3 %;

средний возраст исследователей определен проектом паспорта ГП-14 на 2016 год - 46 лет, на 2017 год – 46 лет, на 2020 год – 45,4 года, в Стратегии инновационного развития на 2016 год – 45 лет, на 2020 год – 44,9 года;

доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей определена проектом паспорта ГП-14 на 2016 год – 41,3 %, на 2017 год – 41,3 %, на 2020 год – 42,5 %, в Стратегии инновационного развития на 2016 год – 33,6 %, на 2020 год – 35 %;

число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), определено проектом паспорта ГП-14 на 2016 год – 3,07 единицы, на 2017 год – 3,09 единицы, на 2020 год – 3,15 единицы, в Стратегии инновационного развития на 2016 год – 3,4 единицы, на 2020 год – 4 единицы.

В проекте паспорта ГП-14 не в полной мере нашли отражение ряд положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

В проекте паспорта ГП-14 показатель Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей» предусмотрен в рамках реализации основного мероприятия «Грантовое финансирование фундаментальных исследований РФФИ» с объемом финансирования на 2017 год 11 578,0 млн. рублей, на 2018 год – 11 578,0 млн. рублей и на 2019 год - 10 352,5 млн. рублей. Данные параметры финансирования расходов на гранты государственным научным фондам ставят под угрозу выполнение данного положения Указа № 599.

Проектом паспорта ГП-14 значение показателя доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) предусмотрено в 2016 году 2,19 %, в 2017 году - 2,22%, в 2018 году – 2,23%, в 2019 году – 2,41%. В соответствии с Указом № 599 значение данного показателя должно быть увеличено до 2,44 % к 2015 году.

7.2.11.3. Проект паспортаГП-14 в целом сбалансирован по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

В проекте паспорта ГП-14 предусматривается 3 целевых показателя (индикатора) на уровне госпрограммы и 34 показателя (индикатора) на уровне подпрограмм и ФЦП.

7.2.11.4. Сведения о финансовом обеспечении ГП-14 в 2015 - 2019 годах за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Источник финансового обеспечения 2015 год 2016 год по проекту паспорта 2017 год по проекту паспорта 2018 год по проекту паспорта 2019 год по проекту паспорта
Фактические расходы* Отклонение от утвержденной ГП % отклонения
всего 164 261,5 -13 999,8 7,9 142 357,2 150 815,7 154 907,5 157 375,4
федеральный бюджет 149 717,8 -16 860,8 10,1 142 357,2 150 815,7 154 907,5 157 375,4
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - -
бюджеты государственных внебюджетных фондов - - - - - - -
юридические лица 14 543,7 2 861,0 24,5 - - - -

* По данным Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм за 2015 год.

 

Анализ данных об исполнении расходов за 2015 год за счет всех источников финансирования показал, что расходы на реализацию ГП-14 обеспечивается только за счет средств федерального бюджета. В то же время реализация отдельных мероприятий ГП-14 осуществлялась с привлечением средств юридических лиц (в том числе в части софинансирования мероприятия «Поддержка развития научной кооперации образовательных организаций высшего образования, государственных научных организаций с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики»).

7.2.11.5. Объем финансового обеспечения реализации ГП-14 и подпрограмм за счет средств федерального бюджета на 2017-2019 годы в проекте паспорта ГП-14 соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию ГП-14 в законопроекте, и составляет в 2017 году -150 815,7 млн. рублей, в 2018 году – 154 907,5 млн. рублей, в 2019 году – 157 375,4 млн. рублей.

Сведения о финансовом обеспечении ГП-14 за счет средств федерального бюджета в 2015 - 2019 годах представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

  2015 год исполнение   2017 год 2018 год 2019 год
утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта сводная бюджетная роспись на 1.10.2016 г. исполнение на 1.10.2016 г. процент исполнения росписи Утвержден-ная ГП (паспорт)/проект паспорта отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, % утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта отклонение проекта паспорта от утвержденной ГП, %
Расходы по ГП-14, всего 149 717,8 186 554,6/ 142 357,2 164 224,9 102 108,0 62,2 186 770,4/ 150 815,7 -19,3 203 491,1/ 154 907,5 -23,9 215 944,2/ 157 375,4 -27,1
в том числе:                      
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" 101 038,2 113 728,3/ 84 865,3 91 414,5 63 870,2 69,9 108 979,9/ 89 526,1 -17,9 115 834,5/ 89 577,5 -22,7 120 589,5/ 90 633,8 -24,8
Подпрограмма "Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" (с 2016 года «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок») 3 239,9 1 423,7/ 7 840,4 8 536,5 6 437,6 75,4 1 559,4/ 9 222,9 в 5,9 раз 1 638,1/ 6 579,4 в 4,0 раза 1 713,9/ 6 546,7 в 3,8 раза
Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" 8 056,2 33 797,5/ 7 951,7 18 913,6 4 323,6 22,9 35 874,5/ 21 479,1 -40,1 43 250,3/ 27 977,4 -35,3 48 826,5/ 31 264,6 -36,0
Подпрограмма "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" 3 863,1 3 193,0/-       3 354,5/-   3 498,9/-   3 637,7/-  
Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" 8 897,9 6 112,7/ 20 545,9 20 428,3 13 932,6 68,2 5 630,3/ 11 783,0 в 2,1 раза 5 826,7/ 7 763,3 33,2 5 960,2/ 9 129,1 53,2
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" 3 065,2 2 890,4/-       2 587,2/-   2 672,0/-   2 753,3/-  
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" 21 215,4 25 409,0/ 21 154,0 24 932,0 13 544,0 54,3 28 784,5/ 18 804,6 -34,7 30 770,6/ 23 009,9 -25,2 32 463,0/ 19 801,2 -39,0
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы 341,8                    

 

В 2015 году на реализацию ГП-14 сводной бюджетной росписью предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 150 816,8 млн. рублей, что на 0,1 % больше бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 384-ФЗ, и на 9,5 % меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных в утвержденной ГП-14.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2015 год по ГП-14 составило 149 717,8 млн. рублей, что на 1 099,0 млн. рублей, или на 0,7 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи, в том числе: по подпрограмме 1 «Фундаментальные научные исследования» - 101 038,2 млн. рублей (недовыполнение 0,6 %, в 2014 году - 0,4 %); по подпрограмме 2 «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий» - 3 239,9 млн. рублей (выполнение 100 %, в 2014 году - 100 %); по подпрограмме 3 «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» - 8 056,2 млн. рублей (выполнение 100 %, в 2014 году - 100 %); по подпрограмме 4 «Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок» - 3 863,1 млн. рублей (выполнение 100 %, в 2014 году - 100 %); по подпрограмме 5 «Международное сотрудничество в сфере науки» - 8 897,9 млн. рублей (перевыполнение 0,4 %, в 2014 году - 0,2 %); по подпрограмме 6 «Обеспечение реализации государственной программы» - 3 065,2 млн. рублей (недовыполнение 0,4 %, в 2014 году - 0,6 %); по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» - 21 215,4 млн. рублей (недовыполнение 0,8 %, в 2014 году -0,9 %); по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы - 341,8 млн. рублей (недовыполнение 42,8 %, в 2014 году - 3,2 %).

По состоянию на 1 октября 2016 года, при увеличении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 21 867,7 млн. рублей, или на 15,4 %, по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с учетом изменений),наблюдается низкий уровень кассового исполнения, что обусловлено в том числе увеличением бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи в августе текущего года на сумму 8 000,0 млн. рублей с целью финансового обеспечения реализации мероприятий (дорожных карт) Национальной технической инициативы, что повлияло на уровень исполнения кассовых расходов в III квартале текущего года.

В действующей редакции ГП-14 утверждены 6 подпрограмм и 5 ФЦП (из них срок реализации 4 ФЦП завершен).

Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию 4 подпрограмм ГП-14 («Фундаментальные научные исследования», «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок», «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» и «Международное сотрудничество в сфере науки») и 1 ФЦП («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»). В 2015 году принято решение о прекращении реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России» на 2014-2020 годы.

В законопроекте финансовое обеспечение ГП-14 за счет средств федерального бюджета сокращается по сравнению с предусмотренным в утвержденной ГП-14 в 2017 году на 19,3 %, в 2018 году – на 23,9 %, в 2019 году – на 27,1%.

Объем финансового обеспечения реализации подпрограмм и ФЦП ГП-14 в законопроекте составляет:

по подпрограмме «Фундаментальные научные исследования» в 2017 году - 89526,1 млн. рублей, в 2018 году - 89 577,5 млн. рублей, в 2019 году - 90 633,8 млн. рублей (с уменьшением по сравнению с утвержденной ГП-14 в 2017 году на 17,9 %, в 2018 году - на 22,7 %, в 2019 году - на 24,8 %);

по подпрограмме «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий» в 2017 году - 9 222,9 млн. рублей, в 2018 году - 6 579,4 млн. рублей, в 2019 году - 6 546,7 млн. рублей (с увеличением по сравнению с утвержденной ГП-14 в 2017 году в 5,9 раз, в 2018 году - в 4 раза, в 2019 году - в 3,8 раза);

по подпрограмме «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» в 2017 год - 21 479,1 млн. рублей, в 2018 году - 27 977,4 млн. рублей, в 2019 году - 31 264,6 млн. рублей (с уменьшением по сравнению с утвержденной ГП-14 в 2017 году на 40,1 %, в 2018 году - на 35,3 %, в 2019 году - на 36,0 %);

по подпрограмме «Международное сотрудничество в сфере науки» в 2017 году - 11 783,0 млн. рублей, в 2018 году - 7 763,3 млн. рублей, в 2019 году - 9 129,1 млн. рублей (с увеличением по сравнению с утвержденной ГП-14 в 2017 году - в 2,1 раза, в 2018 году - на 33,2 %, в 2019 году - на 53,2 %)

по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» в 2017 году - 18 804,6 млн. рублей, в 2018 году - 23 009,9 %, в 2019 году - 19 801,2 % (с уменьшением по сравнению с утвержденной ГП-14 в 2017 году на 34,7 %, в 2018 году - на 25,2 %, в 2019 году - на 39,0 %).

При низком кассовом исполнении расходов за 2015 год по подпрограмме «Фундаментальные научные исследования» (99,4 % показателя сводной бюджетной росписи на 2015 год) и за 9 месяцев 2016 года (69,9 % показателя сводной бюджетной росписи на 2016 год) законопроектом бюджетные ассигнования по данной подпрограмме увеличиваются на 4 660,8 млн. рублей, или на 5,5 %, по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).

По подпрограмме «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований в 2017 году на 13 527,4 млн. рублей, или в 2,7 раза по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) и уменьшение на 14 395,4 млн. рублей, или на 40,1 % по сравнению с утвержденной ГП-14. Данные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования расходов ГП-14 при ее формировании.

7.2.11.6. Сведения об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ГП-14 в 2015 -2019 годах по главным распорядителям средств федерального бюджета представлены в следующей таблице.

  2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год  
испол-нение утверж-денная ГП сводная бюджетная роспись на 1.10.2016 г. исполне-ние на 1.10.2016 г. процент исполне-ния росписи утвержден-ная ГП (паспорт)/законо-проект отклоне-ние законопроекта от утвержденной ГП, % утвержденная ГП (паспорт)/законо- проект отклоне-ние законопроекта от утвержденной ГП, % Утвержден-ная ГП (паспорт)/ законо-проект отклоне-ние законо-проектаот утвержденной ГП, %  
 
                         
Расходы по ГП-13 за счет средств феде-рального бюджета 149 717,8 186 554,6 164 224,9 102 108,0 62,2 186 770,4/ 150 815,7   203 491,1/ 154 907,5   215 944,2/ 157 375,4    
в том числе:                        
                         
Федеральное агентство научных организаций 67 168,7 71 011,3 70 880,2 46 836,1 66,1 -/64 678,7 - -/63 631,5   -/60 357,4 -  
в % к итогу 44,9 38,1 43,2 - - 42,9 - 41,1 - 38,4 -  
Министерство культуры Российской Федерации 152,6   517,6 381,3 73,7 -/548,5 - -/545,7 - -/543,8 -  
в % к итогу 0,1 0,0 0,3 - - 0,4 - 0,4 - 0,3 -  
Министерство здравоохранения Российской Федерации 10,9 - 12,5 5,9 47,3 - - - - - -  
в % к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0 - - - - - - -  
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 242,4 - 265,3 200,3 75,5 -/283,7 - -/282,6 - -/281,82 -  
в % к итогу 0,2 0,0 0,2 0,2 - 0,2 - 0,2 - 0,2 -  
Министерство образования и науки Российской Федерации 54 408,3 87346,3 61 161,3 29 896,4 48,9 -/57 406,9 - -/62 330,2 - -/72 738,5 -  
в % к итогу 36,3 46,8 37,2 29,3   38,1 - 40,2 - 46,2 -  
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 1,9 - 1,6 1,2 75,0 - - - - - -  
в % к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0 - - - - - - -  
Министерство финансов Российской Федерации 493,1 547,9 482,1 378,1 78,4 - - - - - -  
в % к итогу 0,3 0,3 0,3 0,4   - - - - - -  
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 0,2 - 0,3 0,2 66,7 - - - - - -  
в % к итогу 0,0 - 0,0 0,0 - - - - - - -  
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 0,2 - - - - - - - - - -  
в % к итогу 0,0 - - - - - - - - - -  
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" 3 461,9 3616,1 4 179,7 2 919,2 69,8 -/4 084,7 - -/4 039,4 - -/4 012,5 -  
в % к итогу 2,3 1,9 2,5 2,9 - 2,7 - 2,6 - 2,5 -  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" 1,4 - 3,0 2,2 72,7 - - - - - -  
в % к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0 - - - - - - -  
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" 8,4 - 11,5 6,6 57,7 - - -   - -  
в % к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0 - - - - - - -  
Федеральное медико-биологическое агентство - - 0,3 0,3 100,0 - - -   - -  
в % к итогу - - 0,0 0,0 - - - - - - -  
Российская академия художеств 322,4 490,6 - - - - - - - - -  
в % к итогу 0,2 0,3 - - - - - - - - -  
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" 1 835,3 2 373,4 - - - - - - - - -  
в % к итогу 1,2 1,3 - - - - - - - - -  
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" 10 614,1 5 785,6 13 884,7 10 236,8 73,7 -/12 235,2 - -/12 500,2 - -/9 088,8 -  
в % к итогу 7,1 3,1 8,5 10,0   8,1 - 8,1 - 5,8 -  
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований" 10 995,5 14 303,1 12 824,5 11 243,2 87,7 -/11 578,0 - -/11 578,0 - -/10 352,5 -  
в % к итогу 7,3 7,7 7,8 11,0   7,7 - 7,5 - 6,6 -  
Министерство спорта Российской Федерации 0,2   0,3 0,2 75,0 - - - - - -  
в % к итогу 0,0 0,0 0,0 0,0   - - - - - -  

 

В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-14 осуществляли 17 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-14 приходится на ФАНО России (45 % показателя сводной росписи с изменениями) и Минобрнауки России (36,4 %).

Отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Минздрава России (96,7 %), ФАНО (99,1 %) и Минобрнауки России (99,2 %). В 2014 году также отмечался низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета: Минобрнауки России – 99,3 %, ФАНО России – 99,5 %, РАН – 99,2 %, Росрыболовство – 88,9 %.

По остальным главным распорядителям средств федерального бюджета в 2015 году, как и в 2014 году, отмечается высокий уровень исполнения расходов федерального бюджета (100 %).

Основную долю в общем объеме расходов федерального бюджета на реализацию ГП-14 в 2017 - 2019 годах составляют расходы Минобрнауки России и ФАНО России (38,1 % и 42,9 % в 2017 году, 40,2 % и 41,1 % в 2018 году, 46,2 % и 38,4 % в 2019 году соответственно). Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию ГП-14, предусмотренные Минобразования России, в 2017 году планируются в объеме 57 406,9 млн. рублей, или на 6,1 % меньше показателей сводной бюджетной росписи на 2016 год, в 2018 году - в объеме 62 330,2 млн. рублей, или на 8,6 % больше, чем в 2017 году, в 2019 году - в объеме 72 738,5 млн. рублей, или на 16,7 % больше, чем в 2018 году. По ФАНО России бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию ГП-14 в 2017 году планируются в объеме 64 678,7 млн. рублей, или на 8,7 % меньше показателей сводной бюджетной росписи на 2016 год, в 2018 году - 63 631,5 млн. рублей, или на 1,6 % меньше, чем в 2017 году, в 2019 году - 60 357,4 млн. рублей, или на 5,1 % меньше, чем в 2018 году.

7.2.11.7. Состав и динамика показателей (индикаторов) ГП-14 в 2015 – 2019 годах представлены в следующей таблице.

Наименование показателя (индикатора)* Бюджетные ассигнования Значения показателей (индикаторов)
план* факт план** факт
         
Удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), %        
2015 год 150 816,8 149 717,8 2,12 2,31***
2016 год 164 224,9   2,19  
2017 год 150 815,7   2,22  
2018 год 154 907,5   2,23  
2019 год 157 375,4   2,41  
Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, %        
2015 год 150 816,8 149 717,8   168,7***
2016 год 164 224,9      
2017 год 150 815,7      
2018 год 154 907,5      
2019 год 157 375,4      
Доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников        
2015 год 150 816,8 149 717,8 - -
2016 год 164 224,9   4,13  
2017 год 150 815,7   4,13  
2018 год 154 907,5   4,13  
2019 год 157 375,4   4,13  

* Данные за 2015 - 2016 годы в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, за 2017 - 2019 годы в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП.

** Данные за 2015 год в соответствии со Сводным годовым докладом о ходе реализации государственных программ Российской Федерации в 2015 году; в 2016 - 2019 годах в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП.

***Данные имеют предварительный характер.

Согласно данным Сводного годового доклада в 2015 году из 2 основных показателей (индикаторов) ГП-14 плановые значения были выполнены по 2, вместе с тем информация о фактическом значении показателей (индикаторов)носит предварительный характер.

Проектом паспорта на 2016 - 2019 годы предусмотрено 3 целевых показателя (индикатора) по ГП-14, в том числе «Удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), %», «Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, %», «Доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников».

Анализ показателей госпрограммы показывает, что при уменьшении бюджетных ассигнований на 2017-2019 годы по ГП-14 значения показателей (индикаторов), представленные в проекте паспорта ГП-14, имеют положительную динамику.

Так, согласно проекту паспорта ГП-14 на одном и том же уровне планируются значения показателя «Доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников, %» - 4,13 % в 2016 - 2019 годах.

Значение показателя «Удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), %» в 2015 году составило 2,31 %. Согласно проекту паспорта ГП-14 предусмотрено увеличение указанного показателя с 2,19 % в 2016 году до 2,41 % в 2019 году.

Значение показателя «Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации» в 2015 году составило 168,7 %. Согласно проекту паспорта ГП-14 предусмотрено увеличение указанного показателя с 158 % в 2016 году до 200 % в 2019 году.

7.2.11.8. Состав показателей (индикаторов) по ГП-14 и подпрограммам представлен в следующей таблице.

 

 

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Плановые показатели Фактичес-кое выполнение % исполне-ния по проекту паспорта Исполне-ние на 01.10.2016 % исполнения по проекту паспорта по проекту паспорта по проекту паспорта
      4=3/2            
Госпрограмма «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы
Показатели на уровне госпрограммы     100,0   - -      
Подпрограмма «Фундаментальные научные исследования»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 101 679,4 101 038,2 99,4 84 865,3 63 870,2 69,9 89 526,1 89 577,5 90 633,8
Показатели     85,7   - -      
Подпрограмма «Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий» (с 2016 года «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок»)
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 3 239,9 3 239,9 100,0 7 840,4 6 437,6 75,4 9 222,9 6 579,4 6 546,7
Показатели - - 100,0   - -      
Подпрограмма «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 8 056,2 8 056,2 100,0 7 951,7 4 323,6 22,9 21 479,1 27 977,4 31 264,6
Показатели - - 100,0   - -      
Подпрограмма «Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 3 863,1 3 863,1 100,0 - - - - - -
Показатели - - 80,0 - - - - -  
Подпрограмма «Международное сотрудничество в сфере науки»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 8 862,5 8 897,9 100,4 20 545,9 13 932,6 68,2 11 783,0 7 763,3 9 129,1
Показатели - - 100,0   - -      
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 3078,2 3065,2 99,6 - - - - - -
Показатели - - - - - - - - -
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 21 390,2 21 215,4 99,2 21 154 13 544,0 54,3 18 804,6 23 009,9 19 801,2
Показатели     85,7   - -      
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) 647,2 341,8 52,8 - - - - - -
Показатели - - - - - - - - -
     
Всего показателей     89,3   - -      
Объем бюджетных ассигнований – итого по ГП-7 (млн. рублей) 150 816,7 149 717,7 99,3 142 357,3 102 108,0 62,2 150 815,7 154 907,5 157 375,4

В 2015 году из 29 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2015 год установлены по 29 показателям, фактические значения представлены только по 7 показателям (24,1 %).

В проект паспорта ГП-14 включены показатели, по которым в 2015 году фактические значения носили предварительный характер (например, показатели « Удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), % », « Число публикаций российских авторов в научных журналах, входящих в перечень, утвержденный Высшей аттестационной комиссией, в расчете на 100 исследователей »).

Согласно уточненному годовому отчету Минобрнауки России о ходе реализации и оценке эффективности ГП-14 по итогам 2015 года из 29 целевых показателей госпрограммы (подпрограмм и федеральных целевых программ в ее составе) по 27 показателям значения показателей достигнуты.

Вместе с тем, из указанного количества показателей (индикаторов) информация о фактических значениях 22 показателей (индикаторов) имеет предварительный характер, по семи из них фактические значения равны плановым значениям.

Без учета фактических значений, имеющих предварительный характер, уровень выполнения показателей (индикаторов) только по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» составил 100 % при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигновний на 9,5 % по сравнению с утвержденными в ГП-14.

Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 75,9 % (превышает 10 %) указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты, не подлежит оценке эффективности.

В проекте паспорта ГП-14 с 2016 года предусмотрено увеличение числа показателей (индикаторов) до 37. При этом законопроектом бюджетные ассигнования на 2017 год уменьшаются на 13 409,2 млн. рублей, или на 8,2 % по сравнению с 2016 годом, бюджетные ассигнования на 2018 - 2019 годы увеличиваются на 4 091,8 млн. рублей, или 2,7 %, и на 2 467,9 млн. рублей, или 1,6 %, соответственно.

Динамика показателей (индикаторов) по госпрограмме и подпрограммам представлена в следующей таблице.

 

Наименование Объем бюджет-ных ассигно-ваний* (млн. рублей) Количество показателей, значения которых по сравнению с предыдущим годом Прекра-щают действие Отклонение от предыдущего года  
Всего показа-телей увели-чены сни-жены сохра-нены на уровне начинают действие с соответст-вующего года бюджетных ассигнова-ний (млн. рублей) количества показате-лей  
 
                     
Всего показателей                    
2016 год 142 357,3                  
2017 год 150 815,7                  
2018 год 154 907,5                  
2019 год 157 375,4                  
в том числе:      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: