МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Краснодар


Авторы-составители:

Е.В. Вологина, Л. Н. Хорева

 

 

Методическое пособие по выполнению курсовых работ по направлению 031300.62 – «Журналистика» / авторы-составители Е.В. Вологина, Л. Н. Хорева; под ред. Н.П. Кравченко, П. Т. Сопкина. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. – с.

 

 

 

В методическом пособии даны рекомендации по написанию курсовых работ, правила их оформления.

Пособие адресовано студентам факультета журналистики, руководителям НИРС.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Структурные элементы курсовой работы. Правила оформления……...…….4

1.1 Титульный лист………………………………………..………..….5

1.2 Содержание ……………………………………………..……..…..6

1.3 Введение……………………………………………………………..7

1.4 Основная часть…………………………………………….….……8

1.5 Заключение………………………………………………..………..9

1.6 Список использованных источников……………….……………..9

1.7 Приложения ………………………………………….……………10

2 Ссылки. Особенности оформления…….…………………………………..…11

3 Источники. Особенности оформления……….………………………………15

Список использованной литературы……………….……………………..21

Приложение А………………………………………….……………………22

Приложение Б…………………………………………………………..……23
1 Структурные элементы курсовой работы. Правила оформления

 

Курсовая работа оформляется в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, оглавление исследования и его основные результаты. Текст работы должен продемонстрировать:

· знакомство автора с основной литературой вопроса;

· умение выделить проблему и определить методы ее решения;

· умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

· актуальность и новизну выбранной темы;

· полноту раскрытия темы, глубину анализа материала;

· самостоятельность выводов;

Курсовая работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 в сквозной нумерации со сносками (ссылками). Текст работы должен быть отпечатан 14-м кеглем через 1,5 интервала. Текст курсовой работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman. Чистые поля вокруг текста на странице должны быть слева от текста – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Каждую структурную часть работы (введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы.

Каждый абзац должен начинаться с отступа 1,25 см от левой границы текста.

Все листы курсовой работы (за исключением титульного листа) нумеруются арабскими цифрами, как правило, внизу страницы. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц курсовой работы (титульный лист не нумеруется). Курсовая работа должна быть объемом 25–40 страниц.

 

Титульный лист

 

Курсовая работа открывается титульным листом. Титульный лист должен содержатьследующую информацию:

1) полное название учебного заведения, в котором выполнена работа;

2) название темы;

3) фамилию, имя и отчество студента, курс обучения, форму его обучения (дневная, очная (ОФО), заочная (ЗФО)), номер и название направления.

4) фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень и звание;

5) оценку;

6) город и год написания работы.

Расположение этой информации на титульном листе рекомендуется осуществлять согласно правилам:

1. Полное название учебного заведения занимает первые пять строк (шрифт Times New Roman, 14, межстрочный пробел – одинарный, выравнивание по центру, отступ первой строки 0 см).

2. Название факультета и кафедры (шрифт Times New Roman, 14, межстрочный пробел – одинарный, выравнивание по центру, отступ первой строки 0 см).

3. Тема работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Times New Roman, 16, все прописные, выравнивание по центру, отступ первой строки – 0 см; переносы в словах и сокращения не допускаются).

4. Данные о студенте (три строки), научном руководителе (две строки) располагаются ниже названия темы и отделяются друг от друга одинарным пробелом (интервалом) (шрифт Times New Roman, 14, межстрочный пробел – одинарный, выравнивание по правому краю; Ф.И.О. студента, научного руководителя выделяются полужирным шрифтом).

5. Оценка за курсовую работу (две строки) (см. приложение А).

6. Название города и год написания работы располагаются внизу титульного листа (две последние строки) по центру (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру, отступ первой строки – 0 см).

Пример оформления титульного листа курсовой работы смотри в приложении А.

 

Содержание

 

Второй лист проекта – содержание курсовой работы, в котором приводятся все заголовки разделов и подразделов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки, указанные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте (см. приложение Б).

При оформлении оглавления рекомендуется придерживаться следующих правил:

- слово «содержание» пишется в центре строки без точки, все буквы прописные;

- разделы и подразделы должны иметь заголовки, которые пишутся с прописной буквы. Точка после номера раздела, подраздела и в конце заголовка не ставится ни в оглавлении, ни в основном тексте;

- заголовки разделов печатаются без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов – с отступом (0,8 см);

- над колонкой цифр (колонцифр) в содержании сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят;

- последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления;

- не нумеруются в содержании «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения».

Пример оформления содержания приведен в приложении Б.

 

Введение

 

Введение – обязательная структурная часть любого научно-практического исследования. Оптимальный его объем, как правило, не должен превышать 2–3 страниц. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Иными словами, студент объясняет, почему данная тема заслуживает внимания и изучения, доказывает, что решение рассматриваемых проблем в настоящее время важно для многих людей, для развития СМИ и т. д.

Далее следует описание степени разработанности темы в научной литературе. Здесь нужно упомянуть исследователей, уже занимавшихся теми или иными аспектами поставленной студентом проблемы, причем не просто назвать имена, а сделать ссылки на их конкретные книги, статьи, монографии.

Изучив степень научной разработанности проблемы, студент определяет, в чем состоит новизна его курсовой работы (что в ней есть такого, чего раньше нигде не было).

После этого следует формулировка цели и задач курсовой работы. Цель должна быть четкой и краткой. Задачи должны соответствовать цели, они обычно представлены в форме перечня (изучить… описать… установить… выявить… определить… проанализировать… и т. п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно еще и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач. И это логично: студент работает над тем или иным разделом не просто «ради удовольствия», а чтобы приблизиться к своей цели, сделать шаг по направлению к ней.

Во введении также определяются объект и предмет исследования. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него должно быть направлено основное внимание при работе. Объект указывается для того, чтобы быстро сориентироваться в направлении исследования. Из объекта как общего, широкого понятия выделяется более узкий, частный предмет, на котором и будет, собственно, сфокусирован взгляд. Предмет – это то, что конкретно изучается. Аспект, ключ, в котором изучается предмет, угол зрения на него – проблема.

Необходимо обозначить, методы исследования. Например, системный, сравнительно-исторический, такие социологические методы, как экспертный опрос, контент-анализ, включенное наблюдение и др.

Наконец, во введении дается краткое описание структуры курсовой работы. (Например: «Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников, который включает 23 наименования»).

 

Основная часть

 

Основная часть курсовой работы состоит из 2–3 соразмерных глав, которые в свою очередь разбиты на соразмерные параграфы (подпункты). Структура основной части должна продемонстрировать последовательность, логичность, стройность развития исследования.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы (параграфов (подпунктов) это правило не касается). Заголовки глав и параграфов печатаются с абзаца строчными буквами с первой прописной. Выравниваются по ширине. Расстояние между названиями глав и текстом – 2 пробела (интервала), между названием параграфа (подпункта) и предшествующим текстом делается отступ тоже в 2, между названием параграфа (подпункта) и последующим текстом – также в 2 пробела (интервала).

 

Заключение

 

В заключении приводится краткий обзор проведенной в исследовании работы, излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел студент в результате исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых разработок.

Пишется заключение без ссылок.

Объем заключения – 2–4 страницы.

 

Список использованных источников

 

Список использованных источников представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и т. д. (не менее 15 для курсовой работы), использованных автором при выполнении работы. К оформлению списка следует подходить очень внимательно, так как по нему судят, насколько серьезно автор относится к выполнению работы, как он ориентируется в источниках и литературе по исследуемой теме, что послужило основой для его собственных рассуждений и выводов.

В курсовой работе рекомендуется использовать алфавитный способ расположения литературы: по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Если указано несколько работ одного и того же автора, то в алфавитном порядке следуют названия его работ. Если в публикации имя конкретного автора не указано, то в общем алфавитном порядке учитывается начальная буква названия публикации.

Правила оформления источников приведены в разделе 3.

Приложения

 

В приложение следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся журналистские материалы, тексты анкет и интервью, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, схемы, диаграммы.

Если приложений больше 10, их целесообразно объединить по видам.

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте курсовой работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, который следует после слова «Приложение». Слово «Приложение» и его название располагается по центру. Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ë, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию курсовой работы.
2 Ссылки. Особенности оформления

 

Ссылки – обязательный элемент курсовой работы. Ссылка несет в себе библиографическую информацию, необходимую для идентификации источника цитирования. В курсовой работе предпочтительнее использовать краткие по составу (в отличие от полных) ссылки, которые составляют на основе принципа лаконизма, используя сведения, достаточные для поиска источника (фамилия, инициалы автора, название работы, место, год издания, страницы как общий объем издания (статьи) или местоположение цитаты). Могут включаться данные о редакторах, о переводах, о порядковом номере издания и др. (с использованием знаков, применяемых для библиографических описаний: / (косая черта),; (точка с запятой),: (двоеточие). Если статья является составной частью издания, то после имени автора и названия ставится знак // (две косых черты) и приводятся данные об издании (используется так называемое аналитическое библиографическое описание). Все знаки, кроме запятой и точки, отделяются пробелами справа и слева. Допускается знак точку – тире заменять точкой (в повторных ссылках – это является правилом).

 

Известный исследователь периодической печати Л.Л. Реснянская, характеризуя современное состояние исследований общероссийской прессы, пишет: «На протяжении более чем десяти лет с начала радикальных изменений в российской системе средств массовой информации специфика изданий «общероссийская газета / журнал», их типология остаются недостаточно исследованными и соответственно проясненными. Не случайно в разных источниках они именуются то «федеральными», то «общенациональными», то «общероссийскими»»1.

________________

1 Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 49.

По месту расположения различают ссылки внутритекстовые (помещенные в тексте курсовой работы), подстрочные (вынесенные вниз страницы – в сноску) и затекстовые (вынесенные за основной текст работы). В курсовой работе можно использовать любой тип ссылок, однако, отдав предпочтение одному из них, используют только его.

Наиболее распространенный (и наиболее удобный) вариант – подстрочные ссылки, размещаемые внизу страницы. Для связи ссылки с текстом в конце цитируемого фрагмента ставится знак сноски (цифра, порядковый номер – обычно в форме верхнего индекса). Эта же цифра повторяется перед ссылкой. В ссылке помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. Возможно применение как постраничной нумерации ссылок, так и сквозной, единой нумерации для всей работы.

Творческая индивидуальность журналиста возникает во взаимодействии мировоззрения, метода мышления и стиля. С точки зрения современной социологии, журналист есть «субъект деятельности по производству и распространению массовой информации»1.

_____________________

1 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999. С. 115.

Расставлять ссылки удобно, используя возможности Word: на панели инструментов выбираем окно «Вставка» либо «Ссылки», а в нем – функцию «Ссылка – сноска» или «Вставить сноску». Устанавливая формат сноски, выбираем нумерацию сноски «на каждой странице» и далее по алгоритму. В этом случае подстрочные сноски будут располагаться именно на той странице, где расположена цитата.

Другой популярный в студенческих работах вид ссылки – затекстовая. Для связи затекстовых ссылок с текстом работы используют знак выноски или отсылку – заключенную в квадратные скобки цифру, порядковый номер ссылки (используется сплошная нумерация). Отсылки могут при необходимости содержать определенные идентифицирующие сведения: имя автора, название документа, год издания, номер тома или страницы.

 

Л.Г. Свитич, известный исследователь журналистики, характеризуя современное состояние профессии журналиста, указывает, что «порядочность, честность, общественная социальная ответственность журналистской профессии подвергаются жесточайшим испытаниям» [5, с. 67] или [Свитич, 2010, с. 67].

 

Заметим, что список использованных источников может выполнять одновременно и функцию затекстовых ссылок (см. п. 4.13. (прим. 1) в ГОСТ 7.0.5–2008: «Отсылки могут быть использованы для связи текста документа с библиографическим списком или библиографическим указателем, содержащимся в тексте»).

Ссылка же внутритекстовая есть библиографическое описание, размещенное в самом тексте, внутри его. Некоторые сведения могут размещаться непосредственно в предложении, входя в его синтаксическую структуру, например, имя автора, название произведения. Но здесь же, в предложении, в круглых скобках необходимо разместить недостающие сведения: место и год издания или название периодического издания без кавычек, год и номер издания, номер страницы.

Автор статьи, руководитель центра Елена Антонова пишет в своем обращении к читателям: «Любите себя, любите окружающий мир, будьте ласковы, добры и терпеливы, хвалите себя и других» (Тайное и явное. 2012. № 2 (18). С. 1).

В 1877 году историк литературы и публицист, редактор «Народной школы» А.П. Пятковский назвал характерными признаками педагогической журналистики «худосочие и бессилие»: «Она не пользуется ни малейшим вниманием со стороны читающей публики, пробавляясь еле-еле жиденькими, компилятивными статейками разных новобранцев литературы» (Дело. 1877. № 9. С. 2).

 

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале сноски или ссылки приводятся слова «Цит. по: » (цитируется по) или «Приводится по: ».

Цит. по: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 27.

 

При следующих одна за другой ссылках на одну и ту же работу во второй и последующих сносках пишется Там же.

Пирожкова Т.Ф. Славянофильская журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. С. 18.

Там же. С. 45.

 

Если сноски на одну и ту же работу не следуют одна за другой, то в этом случае в последующих сносках пишутся фамилия и инициалы автора и слова Указ. соч. Например:

1. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 198.

2. Смирнов В.Б. «Отечественные записки» и русская литература 70–80-х годов XIX века. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ун-та, 1998. С. 57.

3. Засурский И.И. Указ. соч. С. 98.

В ссылке на электронные ресурсы Интернета следует указывать дату обращения к электронному источнику.

 

https://www.spbu.ru/science/disser/jour/ref/ (дата обращения: 02.03.2012).

 

В курсовой работе при оформлении ссылок применяются все принятые для библиографических описаний сокращения (см. ГОСТ 7.12-1993. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: