Решения проблемы подготовки высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей можно добиться путём разработки и внедрения научно-обоснованной системы заблаговременного поиска, отбора, обучения и воспитания одарённой учащейся молодёжи – будущего интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. Это обуславливает необходимость прогнозирования конечных результатов деятельности колледжа. Ожидаемая результативность наиболее полно может быть выражена в модели выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж».
Под моделью принято понимать искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических формул, физической конструкции и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.
Модель выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» рассматривается как:
- комплекс компетенций и компетентностей, которыми должен обладать выпускник колледжа;
- обобщённый образ выпускника: ряд требований, которые определяют отношение общества к выпускнику колледжа;
- эталон, стандарт знаний, умений и навыков, отражённых в учебных планах, программах, в самом воспитательно-образовательном процессе.
При создании модели выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» авторы исходили из:
- осознания стратегической важности готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, наличия профессионально важных компетенций в структуре его личности;
- имеющихся теоретических разработок по обоснованию деятельности педагога и анализа практического опыта его подготовки в образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- оценки готовности студентов колледжа к будущей профессиональной деятельности.
Представленная модель выпускника создавалась на основе самоанализа (анализа деятельности педагогического коллектива колледжа), анализа научной литературы и основных нормативных документов, регулирующих воспитательно-образовательный процесс в БГОУ СПО «Гуманитарный колледж».
Модель выпускника представляет собой обобщённый образ современного специалиста, обладающего комплексом необходимых для осуществления профессиональной деятельности компетенций.
В структуре модели выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» выделены 4 основные компонента готовности к профессиональной деятельности: психофизиологический, интеллектуально-психологический, профессионально-личностный, образовательный. Сущность каждого из них раскрывается в совокупности профессионально-значимых качеств и компетенций.
1. Психофизиологический компонент готовности выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» к профессиональной деятельности выражается в наличии компетенции личностного самосовершенствования (направленной на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции) и реализуется в следующих профессионально-значимых качествах:
Физическое здоровье - осознание здоровья как ценности; владение знаниями и умениями по охране здоровья, физическому самосовершенствованию, личной гигиене; половая грамотность; соблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Нервно-психическая устойчивость – способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях.
Психологическое здоровье – личностное, духовное, нравственно-этическое здоровье, проявляющееся в стремлении личности к самоактуализации и к духовно-нравственным ценностям, предполагающее наличие психического здоровья (полноценного психического развития, соответствующего возрастным нормам). Сформированность потребности в здоровом образе жизни, практических навыках, необходимых для реализации данной потребности.
2. Интеллектуально-психологический компонент готовности выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» к профессиональной деятельности предполагает высокий уровень развития:
- общих интеллектуальных способностей (индивидуальных особенностей личности, относимых к познавательной сфере – мышления, памяти, восприятия, внимания);
- способности приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности;
- воображения и творческого мышления, параметрами которого являются: беглость мысли; гибкость ума; оригинальность; любознательность; умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;
- ориентации на систематическое развитие (обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике, готовность к анализу своих достижений и недостатков, разумному использованию чужого опыта);
- сформированности широких и устойчивых познавательных интересов, мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности.
3. Профессионально-личностный компонент готовности выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» к профессиональной деятельности включает в себя:
- профессиональные способности;
- социальную зрелость;
- нравственно-этическую, духовную и моральную зрелость;
- художественно-эстетическую зрелость;
- ценностные ориентации;
- информационно-коммуникативную культуру.
4. Образовательный компонент готовности к профессиональной деятельности выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» предполагает готовность к основным видам деятельности будущего специалиста, содержание которых отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования третьего поколения.
Модель выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» имеет обобщённый характер и может быть применима к выпускникам любых специальностей, подготовка по которым ведётся в колледже.
Таблица 2
Модель выпускника БГОУ СПО «Гуманитарный колледж»
Компоненты готовности к профессиональной деятельности | Профессионально-значимые качества и компетенции выпускника | |
Психофизиологический | Наличие компетенции личностного самосовершенствования. Физическое и психологическое здоровье. Нервно-психическая устойчивость. Сформированность потребности в здоровом образе жизни, практических навыков реализации данной потребности. | |
Интеллектуально-психологический | Высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей, творческого мышления, воображения, инновационности; ориентация на систематическое развитие, сформированность широких и устойчивых познавательных интересов, мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности. | |
Профессионально-личностный | Социальная зрелость | Наличие социально-трудовой компетенции, освоение ролей в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения. Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. |
Нравственно-этическая зрелость | Наличие общекультурной компетенции. Сформированность нравственно-этических характеристик личности – нравственного сознания, мотивов и моделей поведения, их соответствие нормам общечеловеческой морали и профессиональной этики. | |
Ценностные ориентации | Наличие ценностно-смысловой компетенции. Сформированность общечеловеческих духовно-нравственных, гражданско-патриотических и морально-этических ценностей и ценностей профессиональной деятельности. | |
Информационно-коммуникативная культура | Наличие информационной и коммуникационной компетенций: способности рационально использовать и создавать информационные продукты; устанавливать деловые и личные отношения, осуществлять самоконтроль. | |
Образовательный | Готовность к основным видам профессиональной деятельности. Наличие учебно-познавательной компетенции. Сформированность навыков творческой, научно-исследовательской деятельности и самообразования; потребности в повышении профессиональной компетентности. |
Интеграция БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» с образовательными учреждениями разного уровня, включённость в систему социального партнёрства образовательного пространства региона
В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг и сокращения числа абитуриентов образовательное учреждение вынуждено максимально использовать все возможности социального партнёрства и работать над расширением партнёрских связей для того, чтобы сохранить свою жизнеспособность. Одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих привлекательность образовательного учреждения СПО в глазах абитуриента, является возможность продолжить обучение в ВУЗе по специальности в рамках системы непрерывного образования.
«Непрерывное образование» - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.
Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин реализует профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях на основе традиций, сформированных в Православной классической гимназии, ориентированных на воспитание глубоко нравственной личности, способной адаптироваться к современным социокультурным условиям.
Модель непрерывного образования гуманитарного профиля, которая реализуется в Тольятти, включает в себя следующие образовательные учреждения: «Православная классическая гимназия – Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин - Поволжский православный институт».
Колледж - основное звено модели непрерывного образования: от среднего общего образования к среднему профессиональному, а в перспективе и высшему профессиональному образованию в рамках Поволжского православного института.
Социальное партнёрство в организации воспитательного процесса возможно через сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами, которые играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения. Это общественные организации, союзы и ассоциации, учреждения дополнительного образования, библиотеки, центры психологической помощи семье и подростку, досуговые центры, отделы молодёжи и спорта.
Сотрудничество в воспитательном пространстве с этими организациями и учреждениями может существенно повысить социальную эффективность образовательного процесса, решить проблему социализации молодого поколения, содействовать формированию ключевых профессиональных компетенций выпускников, повысить их конкурентоспособность на рынке труда, если оно будет строиться с учётом радикально изменяющихся жизненных интересов, ценностей и приоритетов современной молодёжи. Колледж работает в тесном контакте с Центром внешкольной работы «Диалог», Тольяттинским Центром профориентации, «Медиацентром», МОУ ДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр интеллектуального развития», ДМО «Шанс», Комитетом по делам молодёжи мэрии городского округа Тольятти и продолжает работу в данном направлении.
В перспективе необходимо осуществление партнёрских связей с Центром занятости, которое продиктовано необходимостью обеспечения социальной защищённости будущих выпускников. Это способствует повышению их конкурентоспособности на региональном рынке труда, конкурентоспособности самого образовательного учреждения, формированию его положительного имиджа.
Наряду с этим, целесообразно проводить работу по расширению и укреплению связей с реальными и потенциальными партнёрами с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Предполагаемые изменения:
- будут разработаны и внедрены новые формы партнёрства, способствующие формированию положительного имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- будет обеспечена включённость студенческого коллектива БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» в единое студенческое творческое, интеллектуальное, научно-исследовательское сообщество городского округа и региона через участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, проводимых в системе профессионального образования, разработку общих исследовательских проектов и т.п.