Задания для работы в аудитории




1. Вам нужно попросить друга вернуть Вам книгу в четверг. Сформулируйте свою просьбу всеми возможными способами. Опишите речевые ситуации, в которых Вы используете некоторые из этих вариантов.

2. Опишите Ваши речевые ожидания (то, чего ожидают окружающие от речевого поведения индивида и вправе требовать от него) в отношении социальных ролей: учитель-ученик, учитель-директор школы, учитель-родитель ученика.

 

План-задание № 2

ТЕМА: Динамическая структура речевого действия.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как соотносятся понятия «деятельность», «действие» и «операция» в теории речевой деятельности (А.А.Леонтьев)?

2. Какова структура речевого действия?

3. Какие умения обеспечивают эффективную речь на различных этапах осуществления речевого действия; что нужно уметь делать:

1)на этапе ориентировки,

2)на этапе планирования (на этапе формирования речевой интенции),

3) при переходе от программы к ее реализации,

4) на этапе контроля?

4. Расскажите о процессе кодовых переходов с кода мысленной внутренней речи к коду внешней речи в связи с этапами подготовки и реализации высказывания.

Литература

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения.-М.-1994-с.6-8

2. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.-2000.-с. 53-84

3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-М.-1998. (Статьи «Речевая деятельность», «Внутренняя речь»).

Задание для работы в аудитории

Сочинение

Создание творческого высказывания в речевом жанре поздравление (открытка, телеграмма, тост, речь и т.д.).

Задание. Напишите текст поздравления близкого человека.

Осуществляйте речевое действие поэтапно.

1. Фаза ориентировки в речевой ситуации.

Смоделируйте речевую ситуацию. Определите, кто, кому, с какой целью, в каких условиях, в какой форме обращается с речью. Особенно важно представить себе конкретного адресата, его личностные особенности, можно вспомнить события, с ним происходившие и т.д.

Прогнозируйте результат вашего речевого воздействия на адресата.

2. Фаза программирования высказывания.

Определите общий план и границы высказывания. Вам необходимо изобрести идеи (образы), которые вы сможете использовать для создания текста. Сначала собирайте материал беспорядочно, затем систематизируйте материал (выделите аспекты).

3. Фаза реализации программы в языковом коде.

Излагайте материал последовательно. Применяйте риторические приемы и отбирайте языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и тональностью общения, типом текста (жанром) и формой речи (устной и письменной)

4. Фаза контроля.

Перечитайте текст, прогнозируя коммуникативный эффект. Отредактируйте написанное: добейтесь совершенной композиции и адекватного языкового воплощения мысли.

Литература для подготовки к сочинению

Карпова Е.В. Речевой жанр поздравление: на границе культуры и масс-культуры// Русская словесность.-2002.-№3.-с. 62-67.

 

 

План-задание № 3

ТЕМА: Виды речи как деятельности. Устная живая монологическая речь.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы виды речевой активности в зависимости от степени подготовленности устной речи? В каких условиях общения эти виды речи реализуются?

2. Расскажите об особенностях продуцируемой (спонтанной) устной речи, имея в виду:

а) особенности синтаксиса,

б) особенности словоупотребления, объясняемые речепорождающими механизмами (прежде всего – механизмом упреждающего синтеза; инертностью, индукцией, ассоциацией).

3. Какие основные типы ошибок в словоупотреблении свидетельствуют о сложности механизма выбора слов?

4. Какова роль долговременной и кратковременной (оперативной) памяти в порождении высказывания? Каковы виды композиционных ошибок?

 

Практическое задание

1. Прочитайте запись устной спонтанной речи (текст №1,2)

Какими признаками монологической речи обладает этот тип речевой деятельности, и как это проявилось в данных высказываниях?

Покажите особенности языковой структуры этих монологов, обусловленные симультанным характером такого вида коммуникации (анализируйте синтаксические структуры, специфику словоупотребления).

2. Покажите в данных текстах отклонения от норм КЛЯ; свидетельствуют ли они о невладении говорящим литературным языком? Объясните нарушения литературных норм с точки зрения работы механизмов речи и интерференции языковых систем (РР и КЛЯ).

ТЕКСТ 1

В прошлую пятницу я ходила в зал имени Танеева с друзьями на концерт// Там выступал … /был отчетный концерт/ школы номер пять/ музыкальной // Там выступали дети / выступали вообще замечательно/ и что очень поразило/ то что маленькие детки/ вообще / так быстро могут перебирать пальцами и играть …/ И еще там был один мальчик/ и играл на трубе/ вызвал бурю положительных эмоций и смеха/ хотя там смеяться было нельзя // и в общем/ это было запоминающим / наверно/ на всю жизнь//

(Студентка 5 курса факультета начального образования КГУ)

ТЕКСТ 2

То есть университет /во-первых/ запоминается своей группой/ которой…/людьми / которые находились с тобой все эти пять лет/ ну и преподавателями/ которые …много интересных лекций читали познавательных/ которые заполняли / вот всю эту новую жизнь…// Естественно/ если ты участвовал в капустниках и в студвеснах / э-э/ на протяжении всего учебного года/ вот всей вообще (смех) своей учебной жизни /то это тоже откладывается в памяти надолго /потому что это интересно/(выдох)/ смешно…//

(Студентка 5 курса факультета начального образования КГУ).

Литература

1. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.-2000.-с. 70-84, 33-34.

2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-М.-1998 (Статьи «Говорение», «Устная речь»).

3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.-М.-1997- Глава 3 (§ 1-3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: