Глава XI Уважение к чужим убеждениям
Редкость его. - Что значит уважать чужие убеждения. - Борьба за истину. - Частичность заблуждений. - Частичность истины. - Уверенность как результат невежества.
1. Важное условие настоящего, хорошего и честного спора (для убеждения он или для победы и т.д.- все равно) - уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни.
Это условие соблюдается - особенно в нашей стране - очень редко. Обычно люди живут еще «звериным обычаем» в области мысли, т. е. склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и, во всяком случае, настоящим «врагом». Это, конечно, признак или некультурного и невежественного, или же узкого ума. Поэтому ошибочно, напр., мнение шопенгауэровского Филалета.
Цемофил.... Вера каждого для него священна, а потому должна быть священна и для тебя.
Филалет: Отвергаю, что одно следует из другого. Не вижу, почему из-за глупости другого человека я должен чувствовать уважение ко лжи и обману.
Филалет ошибается, он не понимает смысла слов: «уважать чужое верование», «убеждение», «святыню». Это не значит уважать самое содержание их. Трудно даже представить себе, как можно уважать какую-нибудь мысль саму по себе, отдельно от человека. Ее можно только признать истинной или ложной. Уважать чужое убеждение, чужое верование - значит уважать искренюю веру и убежденность в них человека и право на них. Вот что заслуживает уважения и сочувствия.
«Святыня» для другого человека может казаться нам великим заблуждением, но раз это для него святыня, мы должны к ней относиться как к человеческой святыне. Одним словом, уважение к чужой вере и к чужим убеждениям есть один из важнейших видов уважения к человеческой личности. Где мало первого, там мало вообще и последнего.
2. Это, конечно, не значит, что мы должны чувствовать уважение «ко лжи и обману» (как говорит Филалет). Но искреннее убеждение и верование не есть обман и ложь: оно может быть лишь заблуждением. Несомненно, что заблуждение, каково бы оно ни было, мы не только можем опровергать, но обыкновенно и должны делать это; должны бороться с ним всеми силами своими, хотя бы оно было «святыней из святынь» для другого человека. Но ведь бороться можно не как пьяные мужики, которые стараются при этом выругать противника и задеть «по личности». Существует известное рыцарство борьбы. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками, резкими словами, издевательством; особенно - не глумясь над ними перед сочувствующей нам толпой. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума.
У сожалению, оно, повторяю, встречается у нас редко. Чаще встречаются споры, о которых писал Надсон:
Мы спорили долго, до слез напряжения... Но странно - собратья по разным стремлениям И спутники в жизни на общем пути - Друг в друге врага мы. старались найти...
Собственно, это и не «странно», если, как продолжает он несколько ниже, в споре звучат:
Поддельные стоны, крикливые фразы, Тщеславье...
В таких спорах нет искренних, «глубоко правдивых» убеждений, значит, не может быть и уважения к ним. Как «глубоко правдивые» убеждения, так и понимание их ценности и уважение к ним чаще всего вырабатывается трудом, страданиями, опытом жизни...
3. Здесь, кстати, можно привести некоторые соображения, помогающие иным бороться со склонностью считать наше мнение истиною, а остальное - чепухой, результатом недомыслия или нечестности.
Во-первых, просты и несомненны (для обычных целей) лишь истины нашего обычного опыта; напр., я не сомневаюсь, что спал в эту ночь и что пил утром чай. Но чем сложнее и отвлеченное истина, тем менее она «проста» и тем труднее достигнуть правильной уверенности в ней. Между тем огромное множество людей совершенно не понимает этого. Не говорю уж о молодежи, которая, заглянув в прихожую науки, думает, что все уже познала: все ясно и все решено. Истина уже открыта: ее познал Кант или Маркс, или кто-нибудь другой. Нужно много умственного добросовестного труда и опыта, чтобы прийти к сознанию, к которому пришел Ньютон под конец жизни: что он собирал только камушки на берегу безбрежного океана истины... Молодежи не известна величавая, гигантская, титаническая борьба за истину, ведущаяся человечеством и которой не видно конца, - борьба, при первых лишь шагах которой мы присутствуем. Что останется через десять тысяч лет от наших теперешних теорий? Неужели прогресс человеческой мысли застынет на Канте, Марксе и т. д.... Издали море мысли не отличить от озера. Только тот, кто пробовал его исследовать, знает его неизмеримость. И такой человек всегда скромен.
4. Второе, чего не следует забыть, это - ложная мысль в большинстве случаев ложна только отчасти. С древних времен указывается на это - но без особенной пользы. «Я думаю, нет спора, - говорит Влад. Соловьев, - что всякое заблуждение, о котором стоит говорить, содержит в сe6e несомненную истину и есть лишь более или менее глубокое искажение этой истины; ею оно держится, ею привлекательно, ею опасно и чрез нее же только оно может быть как следует понято, оценено и окончательно опровергнуто». (Идея сверхчеловека, 1). Это надо помнить. Но не следует забывать и того, что и большинство «истин», выходящих за пределы простого обычного опыта, тоже не «чистые истины», что в них есть тоже примесь заблуждения большего или меньшего, которого мы оценить теперь не в силах. Оценят другие, оценят потомки. И мысль об этом должна постоянно смягчать самоуверенность и узость нашего мышления и способствовать тому, чтоб относиться ко всем взглядам, даже совершенно противоположным, с полным вниманием и без пренебрежения.
5. В общем, кто пренебрежительно относится к верованиям или убеждениям других, показывает этим свою уверенность, что «познал истину» и «истина у него в кармане». Но нельзя отрицать и того, что чем человек невежественнее, чем разум его менее развит, тем он более склонен к такой уверенности, и именно уверенности в тех вопросах, о которых имеет более смутное понятие: «продавец колониальных товаров имеет законченный взгляд на иностранную политику», у юной барышни - вполне установившийся взгляд на религиозные вопросы. «Сельская поповина выскажет твердое убеждение, что Париж никогда не будет взят» и т.д., и все они «нисколько не сомневаются в верности своих взглядов» (Минто). Одним словом, «степень убежденности не пропорциональна количеству затраченной на нее умственной работы, и, может быть, общее правило таково: что чем менее уверенность основана на рассуждении, тем крепче за нее держатся. «Склонность к слепой уверенности, по замечанию Бэна, прирождена к человеческому уму и только постепенно ее ограничивает опыт»-(Минто. Логика. Введение, II.).
Помня все эти соображения и применяя к себе, а не только к другим, человек значительно убавит самоуверенность собственной мысли, а вместе с этим возрастает уважение к праву других людей мыслить и решать вопросы по-своему,- что играет очень немалую роль в правильном споре. Надо ясно сознать, что человеческое знание творится и идет вперед путем необычайно сложного процесса борьбы, мнений, верований, убеждений. То, во что мы лично верим, - только часть борющихся сил, из взаимодействия которых вырастает величественное здание человеческой культуры. Все они необходимы, и борьба их, честный спор между ними необходимы, и если владычествует одна из них, подавив остальные и затушив споры и борьбу, - настает величайший враг движения вперед: спокойствие застоя. Это - смерть умственной жизни.
(Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996. – С.58-62).
Приложение
1. Дифференциальный алгоритм чтения обеспечивает смысловое восприятие прочитанного.
1 ключевые слова и фрагменты | ||
2 смысловые ряды | ||
3 смысловая доминанта | ||
2. Интегральный алгоритм чтения обеспечивает активное восприятие, понимание и запоминание прочитанного.
1 автор |
2 наименование (книги, статьи) |
3 источник и выходные данные |
4 проблема: тема, идея |
5 факты |
6 новизна, критика |
7 выход в практику |
Литература
1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. –М. -1991.
2.Поварнин С.И. Как читать книги.-М.-1994.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. –М. 1997, с. 56-62.
План-задание № 5
ТЕМА: Языковая личность и культура. Культурная грамотность при восприятии текста (сообщения)
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте понятие «языковая личность» (Ю.Н. Караулов).
2. Покажите на примерах, что язык и коммуникативное поведение человека складываются из компонентов 3 уровней:
1) национальные черты;
2) групповые;
3) индивидуальные.
3. Какова структура фоновых знаний реципиента сообщения?
4. «Культурная грамотность» (В.Г.Костомаров) есть владение культурным фоном (культурные концепты, прецедентные феномены, национальные стереотипы). Покажите актуальность понятия «культурная грамотность» для восприятия текста (сообщения).
Практическое задание
1. Укажите, какие ассоциативные признаки важны для носителей русского языка при употреблении в речи следующих прецедентных имен:
Дядя Степа, Арина Родионовна, Иван Сусанин, Колобок … (продолжите список). Приведите примеры возможных употреблений.
2. Прочитайте данный текст. Знание какого другого текста необходимо для его восприятия? Выделите элементы, которые необходимо соотнести с элементами прецедентного текста (текста, к которому отсылает читателя автор – Б. Заходер).
Б.В. Заходер
Ма – Тари – Кари.
Жил-был Крокодил.
Нет, нет, это был совсем не тот известный Крокодил, который по Невскому ходил!- ведь тот Крокодил, как ты, конечно, знаешь, жил да был, а этот просто жил-был. Это большая разница.
К тому же этот Крокодил ходил мало(он чаще плавал), не курил никаких папирос (и правильно делал, это очень вредно!)и говорил только по-крокодильски.
Словом, это был самый настоящий Крокодил…
(Чтение и литература. 2кл.: Учебник.: В 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. О.В. Джежелей.-М.-2003-с.163).
3. Составьте лингвокультурологический комментарий к стихотворению Вс. Рождественского «Над книгой» // Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Книга для чтения в 4 кл. Пособие для учащихся в 2 ч. – Ч.1 - М. – 1994. – с.283.
Можете составить комментарий к другому литературному произведению из школьной программы.
Литература
1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.-М.-1997. гл 4 (§ 1,2,4).
2. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи.-М.-2002-Лекция 6,13.
3. Верещагин Е.м., Костомаров В.Г. Язык и культура. –М.-1973
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.-М.-1987.
План-задание № 6
ТЕМА: Текст как речевое произведение
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие определения текста вам известны? Сравните их. Какие признаки текста можно считать основными?
2. В чем заключается цельность текста и какова роль ассоциаций в создании текста?
3. Как осуществляется смысловое развитие текста? Какие виды тематической прогрессии можно обнаружить в тексте?
4. В чем выражается связность текста?
Практическое задание
1. Прочитайте тексты № 1,2: в чем вы видите разницу текстовых структур?
2. Проанализируйте текст № 1 по следующему плану:
1) определите тему и озаглавьте текст;
2)какие виды тематической прогрессии обнаруживаются в тексте, определите способ связи предложений в тексте;
3) укажите, какими средствами структурно связаны предложения друг с другом.
Текст № 1
Все многообразные области человеческой деятельности связаны с использованием языка. Вполне понятно, что характер и формы этого использования так же разнообразны, как и области человеческой деятельности, что, конечно, нисколько не противоречит общенародному единству языка. Использование языка осуществляется в форме единичных конкретных высказываний (устных и письменных) участников той или иной области человеческой деятельности. Эти высказывания отражают специфические условия и цели каждой такой области не только своим содержанием (тематическим) и языковым стилем, то есть отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка, но прежде всего своим композиционным построением. Все эти три момента - тематическое содержание, стиль и композиционное построение - неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами.
М.М.Бахтин
Текст № 2.
Это плюс 25.
Бывает плюс 25 холодно. А это тепло.
Народ течёт по улицам, клубится на перекрёстках.
Жёлтое солнце. Жёлтые листья акаций.
Стройные, загорелые, полуобнажённые до ломоты в пальцах и вкуса тела на зубах. И это на синем фоне моря и белых неподвижных пароходов, пришедших из ещё более весёлых, ещё более жарких стран.
Ох, сентябрь. Открыты окна. Музыка и праздность. Лёгкие сандалии.
Сиплые итальянские голоса.
Поют и ругаются во дворах.
И всё это лениво.
Слово поднимается, долетает, опускается, летит обратно.
Медленно.
Смеются и плачут громко, от души. И чаще, чем в других местах.
Всеобщая озабоченность и безрезультатная целеустремлённость сюда ещё не дошли...
М.М.Жванецкий
Литература
1. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.-2000.- гл.24.
2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. –М. – 1994.-с. 22-28.
3. Педагогическое речеведение: Словарь – справочник.-М.-1998.
Дополнительная литература
1. Солганик Г.Я. От слова к тексту. –М.-1993.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения.-М.- 1998. 197-220.
3. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание).-М.-1984. (ст. «Лингвистика текста»).