Административное принуждение – вид государственного принуждения. Понятие, особенности и виды административного принуждения




 

Общая теория права традиционно выделяет следующие пять видов мер государственного (правового) принуждения: дисциплинарное; материальное; гражданско-правовое; уголовное; административное.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняя карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.

Административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Особенности административно-правового принуждения:

а) меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения - административное правонарушение;

б) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т.е. при отсутствии организационного подчинения сторон;

в) множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;

г) административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты;

д) административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы исполнительной власти. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению мер административного принуждения (что на практике порой встречается) является грубым нарушением законности.

Административно-правовое принуждение как метод права состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум и психику лица, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (наиболее яркий пример - предупредительный выстрел сотрудника милиции вверх).

Материальное принуждение воздействует на поведение граждан, должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства или имущество (наказание в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, арест товаров или транспортных средств и т.п.).

Физическое принуждение непосредственно (то есть прямо, а не опосредованно) воздействует на личность, ограничивая свободу ее действий (например, задержание лица с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; применение боевых приемов борьбы).

Административное принуждение представляет собой широкое понятие, имеющее юридическое содержание. Формы его конкретных проявлений очень разнообразны. Это обуславливается разнообразием задач органов государственного и муниципального управления и условий, в которых они действуют[5].

По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения, и этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных и разнообразных мер дисциплинарной ответственности.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на несколько видов:

1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (к административно-предупредительным мерам, применяемым в силу государственной и общественной необходимости, относятся, например, реквизиция, карантин, резервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.). Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств);

2) административные меры контрольно-предупредительного характера (к административным мерам контрольно-предупредительного характера относятся, например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, квотирование экспорта и импорта определенного вида товаров и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.);

3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).

К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы работниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Непосредственной целью применения всех мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административном правонарушении является предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонарушение;

4) административно-восстановительные меры. Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного прежнего статус кво (положения, существовавшего до правонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц;

5) меры административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений (к административно-восстановительным мерам относятся: возмещение причиненного административным правонарушением материального ущерба, не превышающего половины минимального размера оплаты труда; снос самовольно возведенных строений и сооружений по решению муниципальных органов исполнительной власти; административное выселение с санкции прокурора лиц из самоуправно занятых ими жилых помещений).

Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ[6], принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка[7].

Таким образом, административное принуждение является видом государственного принуждения. Под административным принуждением следует понимать метод государственного управления, который основан на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Основными видами административного принуждения являются: меры административного наказания, административно-восстановительные меры, административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административные меры контрольно-предупредительного характера. Каждый вид административного принуждения имеет свои особенности.

 

 

Задача

 

В соответствии с отдельными актами административного права действуют следующие нормы данной отрасли:

граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета;

при перемене места жительства граждане обязаны в семидневный срок обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить необходимые документы;

граждане подают жалобы на незаконные действия должностных лиц;

регистрируют в органах ЗАГСа факты рождения и смерти;

становятся на военный учет;

не разводят в лесу костры.

Должностные лица органов санитарного надзора:

сообщают руководителям предприятий и учреждений о нарушениях подчиненными им работниками санитарно-гигиенических норм;

ставят, перед руководителями вопросы о наложении на виновных дисциплинарных взысканий;

запрещают эксплуатацию предприятий по причине антисанитарного состояния;

временно, отстраняют от работы лиц, страдающих инфекционными болезнями;

налагают административные взыскания на должностных лиц и граждан.

Определите какие из указанных норм являются обязывающими, управомачивающими, запретительными. Каковы способы их реализации?

Ответ:

Обязывающие нормы: граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета; при перемене места жительства граждане обязаны в семидневный срок обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить необходимые документы; регистрируют в органах ЗАГСа факты рождения и смерти; становятся на военный учет.

Должностные лица органов санитарного надзора: сообщают руководителям предприятий и учреждений о нарушениях подчиненными им работниками санитарно-гигиенических норм; налагают административные взыскания на должностных лиц и граждан.

Управомачивающие нормы: Граждане подают жалобы на незаконные действия должностных лиц.

Должностные лица органов санитарного надзора: ставят, перед руководителями вопросы о наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

Запретительные нормы: Гражданене разводят в лесу костры.

Должностные лица органов санитарного надзора: запрещают эксплуатацию предприятий по причине антисанитарного состояния; временно, отстраняют от работы лиц, страдающих инфекционными болезнями.

Способы реализации норм:

Соблюдение: граждане: не разводят в лесу костры.

Должностные лица органов санитарного надзора: запрещают эксплуатацию предприятий по причине антисанитарного состояния.

Исполнение: граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета; при перемене места жительства граждане обязаны в семидневный срок обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию и представить необходимые документы; регистрируют в органах ЗАГСа факты рождения и смерти; становятся на военный учет.

Использование: граждане подают жалобы на незаконные действия должностных лиц.

Должностные лица органов санитарного надзора: сообщают руководителям предприятий и учреждений о нарушениях подчиненными им работниками санитарно-гигиенических норм; ставят, перед руководителями вопросы о наложении на виновных дисциплинарных взысканий;

Применение: Должностные лица органов санитарного надзора: временно, отстраняют от работы лиц, страдающих инфекционными болезнями; налагают административные взыскания на должностных лиц и граждан.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: